Значение и этапы формирования производственной программы
Производственная программа является одним из основных разделов перспективного и текущего планирования развития предприятия, где определяется объем выпуска продукции (работ, услуг) по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражении. Производственная программа отражает производственно-хозяйственные и клиентские связи с другими предприятиями и организациями, характеризует профиль и уровень специализации и кооперирования производства, основные задачи и основные направления развития предприятия в плановом периоде. При разработке производственной программы учитывают:
· уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции (работ, услуг);
· фактические результаты выполнения производственной программы за предыдущие периоды;
· сведения об объеме продаж продукции (работ, услуг) за предыдущие периоды с разбивкой по плановым периодам (суткам, декадам, месяцам, кварталам);
|
|
· замечания по качеству продукции, номенклатуре и ассортименту, имеющиеся в рекламациях;
· заключенные заказы, а также предстоящие заказы в среднесрочном периоде;
· прогнозные данные по спросу на продукцию (работы, услуги) предприятия;
· расчет производственной мощности предприятия и его структурных подразделений;
· сложившиеся и прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы;
· намечаемые мероприятия по обновлению продукции (работ, услуг), повышению качества продукции и снижению издержек производства, модернизации, техническому перевооружению и реконструкции производства и др., принятые высшими органами управления предприятия.
В результате подготовки производственной программы предприятия определяют: какие виды продукции (номенклатура, типоразмеры, ассортимент) и в каком объеме необходимо производить; сроки изготовления и поставки продукции потребителю; каковы возможности предприятия по выпуску дополнительной продукции в случае возникновения срочных заказов; объем независимых разработок на основе прогноза сбыта продукции (работ, услуг) для потенциальных потребителей; уровень и систему качества в планируемом периоде; объем потребляемых ресурсов для производства продукции и систему их закупок; возможности консервации или остановки производства и др. Формирование производственной программы должно предусматривать наличие следующих этапов:
1) формирование портфеля заказов продукции (работ, услуг) (при позаказной системе планирования);
2) обоснование системы производственного планирования и учета, выбор планово-учетных единиц;
|
|
3) расчет производственной мощности;
4) разработка плана выпуска готовой продукции;
5) разработка оперативных планов структурных подразделений;
6) разработка плана по повышению качества продукции;
7) разработка плана выпуска продукции на экспорт;
8) формирование плана реализации продукции;
9) определение потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах для выполнения производственной программы;
10) учет и контроль производственного процесса;
11) диспетчеризация;
12) оценка выполнения производственной программы.