Спрос на деньги и его виды.
Факторы, влияющие на спрос.
Денежное предложение. Денежная масса и её структура. Равновесие на денежном рынке и его изменение.
Модель LM.
1. Деньги – это товар особого рода, призванный выполнять роль всеобщего эквивалента (по Марксу).
Деньги – это вид финансовых активов, предназначенный для совершения экономических сделок.
Сущность денег проявляется в их функциях. По Марксу, функция номер 1 – мера стоимости. 2 – средство обращения. 3 – средство платежа. 4 – средство накопления. 5 – мировые деньги.
Первая функция означает, что с помощью денег можно выразить стоимость любого экономического блага. Стоимость экономического блага, выраженного в деньгах, называется его ценой. Вторая функция означает, что деньги используются для совершения экономических сделок.
“Товар-Товар” до появления денег
“Товар-Деньги-Товар”
акт продажи->акт покупки
Третья функция означает, что совершение экономической сделки и её оплата разорваны в пространстве и во времени.
|
|
Четвертая функция означает, что деньги, полученные от совершения экономической сделки, не используются для совершения новых сделок, то есть накапливаются.
Пятая демонстрирует, что деньги используются для обслуживания международных экономических отношений, в первую очередь, торговых.
Непрерывное движение денег, выполняющих функции средства обращения и платежа и обеспечивающих кругооборот товаров и услуг в рыночной экономике, называется денежным обращением.
Сегодня денежное обращение выступает в двух формах: в форме наличных денег и в форме безналичных денег.
Безналичные деньги – это записи на счетах в банк.
Совокупность всех денежных средств, находящихся в обороте в наличной и безналичной формах и выполняющих функции средства обращения, платежа и накопления, называется денежной массой страны.
Спрос на деньги включает в себя деловой спрос и спекулятивный спрос.
Деловой спрос – спрос на деньги для совершения экономических сделок.
Он существует в силу реализации функции денег “деньги как средство обращения”.
Домохозяйствам деньги необходимы для покупки потребительских товаров и оплаты потребительских услуг. Фирмам деньги необходимы для покупки экономических ресурсов. Деловой спрос на деньги зависит от номинального ВВП, так как и повышение уровня цен и увеличение количества производимых экономических благ требует большего количества денег для совершения экономических сделок.
График 1
Спекулятивный спрос на деньги возникает в тех случаях, когда экономические агенты желают иметь запасную стоимость, т.е. накопить деньги.
|
|
Данный вид спроса на деньги связан с выполнением деньгами функции средства накопления. Он находится в обратной зависимости от ставки процента, т.е. чем выше ставка процента, тем больше денег будет обращаться в ценные бумаги и наоборот. Поэтому данный вид спроса на деньги называют также спросом на деньги со стороны активов.
Графики 2
Общий спрос на деньги – это общее количество денег, которые агенты экономики хотят иметь для совершения сделок и в качестве активов при каждой возможной величине процентной ставки.
2. Общее количество денег, имеющееся в экономике на данный момент называется денежным предложением. Графически оно представимо в виде вертикальной прямой (т.е. абсолютно неэластично), т.к. руководящие денежно-кредитные органы и учреждения снабжают экономику стабильным количеством денег.
График 3
Государство обладает монополией на выпуск денег и регулирует их предложение. Регулирование предложения денег со стороны государства называется денежной политикой. В некоторых странах данную политику осуществляет непосредственно правительство, но чаще это прерогатива Центрального банка, частично независимого от Правительства.
Предложение денег можно представить с помощью денежных агрегатов, совокупность всех денежных агрегатов образует денежную массу страны.
Денежная масса обычно структурируется по степени ликвидности её компонентов (денежных средств). Ликвидность – это способность денежных средств быть обращёнными в наличность для совершения экономических сделок.
При этом по мере снижения ликвидности в число компонентов денежной массы последовательно включаются активы, всё в меньшей мере способные выполнять функцию средства обращения и всё в большей степени пригодные служить средством накопления. Вследствие этого объём денежной массы увеличивается.
Не существует единой номенклатуры агрегатов денежной массы. Её состав и структура различаются по странам в силу разного уровня развития и состояния денежного рынка, в силу особенностей проводимой денежной политики.
Так, можно выделить в структуре денежной массы РФ следующие агрегаты:
M0 – включает наличные деньги в обращении
М1 – М0+депозиты населения до востребования в коммерческих банках, а также средства населения и предприятий на расчётных и текущих счетах
М2 = М1+срочные вклады в коммерческих банках
М3=М2+депозитные сертификаты банков и облигации государственного займа
Поставить стрелку вдоль агрегатов сверху вниз и написать ликвидность падает*
Принято различать понятие “деньги” в узком и широком смысле слова (условно “деньги” и ”почти деньги”). Деньги в узком смысле – это агрегат М1. Денежный агрегат М1 выполняет преимущественно функцию средства обращения. Денежные агрегаты М2 и М3 – деньги в широком смысле – выполняют функцию накопления.
На практике государство в лице Центрального банка может напрямую влиять только на денежную базу (наличность и резервы, хранящиеся в Центральном банке). Рассмотрим механизм воздействия предложения денег на уровень совокупного дохода общества (совокупного выпуска продукции).
График 4
Положительный эффект от проведения данной политики (стимулирующей) имеет место прежде всего в краткосрочном периоде времени.
В долгосрочном периоде данная политика неэффективна, так как её результатом будет только повышение уровня цен. Предположим, имеет место сокращение денежного предложения.
Графики 5
Объём спроса на деньги превышает объём их предложения, поэтому экономические агенты пересматривают портфель своих активов. Как следствие, увеличение предложения облигаций и снижение цены облигаций. Снижение цены облигаций приводит к повышению процента по облигациям.
|
|
Следовательно, у людей возрастает заинтересованность в приобретении облигаций и снижается интерес к деньгам. Это продолжается до тех пор, пока не восстановится состояние равновесия на денежном рынке.
График 6 + формула
При исходном предложении денег M0 денежный рынок находится в состоянии равновесия E0. Предположим, что предложение денег увеличивается до M1. Следовательно, при исходной процентной ставке r0 возникает избыток денежных средств. Экономические агенты пересматривают портфели своих активов и стараются избавиться от денег, покупая больше облигаций. Коллективное стремление купить больше облигаций приводит к повышению спроса на них. Как следствие, происходит повышение цены облигаций и снижение процента по ним. Таким образом, у экономических агентов падает интерес к облигациям и возрастает интерес к деньгам. Увеличение объёма спроса на деньги приводит к восстановлению нового рыночного равновесия в точке E1.
Вывод: во-первых, цены на облигации и процентная ставка находятся в обратной зависимости. Неравновесие на денежном рынке приводит к изменению цен на облигации, а, следовательно, к изменению процентной ставки. Это, в свою очередь, воздействует на готовность людей хранить деньги. В результате восстанавливается равновесие, то есть сложившаяся равновесная ставка процента выравнивает количество требуемых и предлагаемых денег.
- Модель LM.
Кривая LM характеризует все возможные комбинации “процентная ставка-доход” с позиции равновесности денежного рынка.
Основу построения модели LM составляет теория предпочтения ликвидности, которая объясняет, каким образом спрос и предложение реальных запасов денежных средств определяют ставку процента.
(M/P)^s=M(с черточкой)/P(с черточкой)
*Черточка над переменной показывает её экзогенность
M (с чертой) – это экзогенный параметр, т.к. количество денежных средств определяется Центральным банком страны.
P (с чертой) – это экзогенный параметр, т.к. модель рассматривается в краткосрочном периоде времени, когда уровень цен фиксирован.
|
|
(M/P)^d=f(y;r) *над игреком поставить +, чтобы обозначить прямую зависимость, а над r – что обозначит обратную зависимость*
График 6 иллюстрирует и этот вопрос
В соответствии с теорией предпочтения ликвидности изменение процентной ставки приводит к равновесию на денежном рынке. Движение ставки процента к этому равновесию происходит потому, что агенты экономики начинают изменять структуру портфеля своих активов, если процентная ставка находится не на равновесном уровне.
Когда доход общества высок, растут расходы общества, и экономические агенты вступают в большее количество экономических сделок, что требует использования большего количества денежных средств. Таким образом, более высокий уровень дохода подразумевает возросший спрос на деньги. Так как предложение денег в экономике ограничено на данный момент времени, то это приводит к повышению процентной ставки. Таким образом, существует прямая связь между доходом общества и процентной ставкой с позиций равновесности денежного рынка.
Граф 7
Рассмотрим, как изменение предложения денег влияет на положение кривосО й LM.
Предположим, Центральный банк сокращает предложение денег с M0 до M1.
Вывод: “сжатие” денежной массы приводит к смещению кривой LM вверх-влево.
Предположим, Центральный банк наоборот увеличивает предложение денег с M0 до M1.
Граф 8
Вывод: расширение денежной массы сдвигает кривую LM вниз-вправо, то есть по сути деньги становятся дешевле.
Вывод: изменение спроса на деньги вызывает движение вдоль кривой LM. Изменение предложения денег приводит к смещению (сдвигу) кривой LM.
Алгебраическое выражение модели LM.
Формулы ’
Граф 9