Управление производственной деятельности специально обученных лиц, заключается в координации использования факторов производства, с целью их эффективного использования. Суть любого управления – это достижение организацией целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов.
Основные принципы управления:
· Принцип целевой совместимости и сосредоточения (все звенья системы образуют единый механизм);
· Принцип непрерывности и надёжности (создание условий, при которых достигается непрерывность работы фирмы);
· Принцип планомерности, пропорциональности (система управления должна быть нацелена на решение текущих и долговременных задач);
· Демократический принцип распределения функций управления;
· Принцип эффективности управления.
Функции управления – это направление или виды управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами.
Функции управления:
· Планирование
· Организация
· Стимулирование
· Учёт, контроль
Выпуск продукции фирмы, анализ рынка, насыщенность рынка, маркетинговая стратегия, производственное планирование, формирование структуры организации, нормативная документация, минимизация рисков, финансовый план, источники финансирования.
Организационные схемы:
· линейная (руководитель и подчиненные)
суть этого типа в том, что низший руководитель подчиняется руководителю более высокого уровня. Каждый из линейных руководителей выполняет определенные функции.
Недостатки: жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия, ограничивает инициативу работников.
· функциональная структура (выделяются подразделения)
суть данной структуры в том, что руководитель передает или делегирует часть своих функций либо заместителям, либо руководителям функциональных служб.
Недостатки: нарушается принцип единоначалия, затрудняется координация управленческих решений, увеличивается вероятность конфликта между различными функциональными службами, цепочка команд становится более длинной и сложной.
· штабная структура
она обеспечивает качественно новое разделение труда при управлении фирмой (создание штабов). Штабы сохраняют принцип единоначалия.
Недостатки: дублирование функций линейных и функциональных руководителей, недостаточная оперативность принятия решений.
· матричная (разные вариации 1 и 2 структуры)
она представляет управление по изделию. На предприятии назначается менеджер или головное подразделение по определенному направлению деятельности предприятия. При этой системе повышается гибкость управления, перераспределяется персонал, повышается уровень предприятия.
Недостатки: сложность структуры, подрыв принципа единоначалия, высокая зависимость от личных взаимоотношений между работниками.
Методы управления являются тем механизмом управления, который позволяет решать производственные задачи и составляет методологию. Понятие механизма управления включает средства и методы управления, призванные приводить в движение систему управления.
Средства управления — это то, с помощью чего можно управлять, а методы — это способы использования средств управления. Методы управления — это способы, при помощи которых реализуются функции управления.
Выбор того или иного метода управления зависит от определения, осуществления на данном этапе функции управления и от имеющихся или доступных в этот момент времени средств управления. Также, немаловажное значение имеют различные внешние факторы: подбор персонала, направленность компании, масштаб управления и т. п.
Традиционная общепризнанная классификация группирует методы менеджмента по характеру воздействия: экономические, административные (организационно-распорядительные) и социально-психологические. Такое группирование достаточно условно, так как эти методы имеют очень много схожего и взаимно проникают друг в друга. В то же время они имеют определенные различия в способах воздействия на объекты управления, что и позволяет рассматривать каждый из них в отдельности.
Сущность и функции планирования. Принципы и структура бизнес-плана.
Содержание оперативного плана работы с персоналом включает: планирование потребности в персонале, планирование привлечения персонала, планирование трудовой адаптации, планирование высвобождения или сокращения персонала, планирование использования персонала, планирование обучения, планирование деловой карьеры, планирование расходов на персонал. Стратегическое управление - это управленческая деятельность по постановке и реализации долгосрочных целей, поддержанию эффективных взаимоотношений фирмы с ее окружением при соответствии поставленных целей ее внутренним возможностям, т.е. это процесс, с помощью которого осуществляется взаимодействие организации с окружающей средой.
Тактическое планирование (до 2-3 лет) – означает уточнение, коррекцию, дополнение, конкретизацию стратегий. Процесс тактического планирования состоит из двух взаимосвязанных стадий: подготовка плана и его принятие. Принятый план должен быть документально оформлен и утвержден руководителем организации.
Текущее, или оперативное планирование, – это то, чем ежедневно занимается менеджер в организации. К нему относится планирование работы на небольшой промежуток времени. Это может быть как день, так и месяц, квартал, полугодие и даже год. Это зависит от стратегических и тактических целей организации. Детальная разработка планов фирмы. (календарное и диспедчерезация).
Стратегическое планирование — это процесс создания и претворения в жизнь алгоритмов действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач на долгосрочный период.
Сущностью стратегического планирования является системное согласование балансов доходов и расходов производителей и конечных потребителей — государства (межгосударственного блока), домашних хозяйств, экспортёров и импортёров (внешнеэкономический баланс) интересов производителей и потребителей.
Сущность стратегического планирования экономических и политических процессов определяется стратегией государства, под которой понимается направленность изменения баланса сил социальных слоев на определённом этапе исторического развития.
Научное стратегическое планирование является единственным инструментарием для обеспечения бескризисного развития экономики в направлении устойчивого роста качества жизни.
Бизнес-план – это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализ проблем, с которыми может столкнуться предприниматель и определение новых способов их решения.
Главная задача бизнес плана: привлечение финансирования. Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность организации на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Основные функции бизнес-плана:
· разработка концепции развития бизнеса в перспективе;
· оценка внутреннего потенциала организации и выявление резервов;
· разработка и осуществление проекта в создании новой продукции или услуг;
· привлечение инвестиций для реализации проекта.
Состав и структура бизнес-плана зависит от специфики организации, целей, размеров, стратегий. В любом случае в составе бизнес-планов должны включаться 8 разделов:
1) цели и задачи предпринимаемого бизнеса, показывается сумма прибыли и как эта прибыль распределяется по времени;
2) обобщённое резюме, показываются основные показатели, идеи, краткое содержание;
3) характеристика продуктов, товаров и услуг, которые предлагаются потребителю;
4) анализ и оценка рынка сбыта, показывается объём продаж, производства, исследование рынка сбыта;
5) программа действий и организационные меры, какие действия и меры нужно осуществить для получения результатов;
6) ресурсное обеспечение, показывает объёмы ресурсов в данной организации, способы получения этих ресурсов;
7) финансовый план и финансовая стратегия.
8) сведения о бизнесе
Таким образом, правильно составленный бизнес-план позволяет управлять деятельностью организации по предварительному плану, а не просто реагировать. Это инструмент с помощью которого производится регулирование.