Текстологический практикум

РАЗДЕЛ ЧЕТВЁРТЫЙ

 ГНОСЕОЛОГИЯ И ЛОГИКА

ПОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Теоретический минимум

 

    1. Гносеология (эпистемология) — философская теория познания, её традиционные проблемы и новые вопросы.

    2. Спор о возможностях человеческого познания в истории философии: оптимисты, скептики и агностики.

    3. Эволюционная эпистемология и её исследовательские программы.

    4. Субъект и объект познания, способы их формирования.

    5. Особенности и взаимосвязь чувственного познания и логического мышления.

6. Рассудок и разум как аспекты ума. Как измерить интеллект?

    7. Многообразие направлений познавательной деятельности:

              ● обыденно-практическое;

              ● профессионально-практическое;

особенности медицинской диагностики;

              ● духовно-практическое;

              ● художественное;

              ● научное.

    8. Роль интуиции в познании. Природа творческой деятельности.

Литература

 

       Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. Cтандарт третьего поколения. СПб., 2014 (Гл. 8. «Теория познания»).

      

       Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия / Под ред. В.Ф. Спиридонова. М., 2012 (Разумное поведение и язык).

       Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Гл. ред. И.Т. Касавин. М., 2009.

 

       Айзенк Г.Ю. Классические IQ тесты / Пер. с англ. М., 2011.

       Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1982. № 3.

       Андерсон Дж. Когнитивная психология / Пер. с англ. 5-е изд. М., 2004.

       Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб., 2012.

Ахмеджанов М.Ю. О физиологических механизмах мышления // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 1990. № 1. С. 64-69.

Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. Учебное пособие. М., 2008.

       Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Пер. с англ. М., 2015.

       Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2 т. М., 2006.

       Воронин А.Н. Дискурсивные способности. Теория, методы изучения, психодиагностика. М., 2015.

       Высоков И.Е. Психология познания. М., 2014.

Геллнер Э. Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма Пер. с нем. М., 2002.

       Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Пер. с англ. М., 2011.

Диалектика познания / Сост. А.С. Кармин. Л., 1989.

       Дружинин В.Н. Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие. М.–СПб., 2001.

       Дэвид Юм и современная философия / Под. ред. И.Т. Касавина. М., 2012.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Под. ред. И.Т. Касавна. М., 1990.

       Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

       Ильин В.В. Теория познания. Социальная эпистемология. Социология знания. М., 2014.

Истина в науках и философии / Под ред. И.Т. Касавина. М., 2010.

Кармин А.С. Интуиция. Философские концепции и научные исследования. СПб., 2012 (Психология сознания).

Кетс де Врис М. Мистика лидерства: развитие эмоционального интеллекта / Пер. с англ. 5-е изд. М., 2012.

Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия / Пер. с англ. М., 2010.

Когнитивная психология / Под ред. В.П. Дружинина, Д.В. Ушакова. М., 2002.

Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.

Корнилов Ю.К. На пути к психологии практического мышления. М., 2014 (Достижения в психологии).

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк / Пер. с англ. М., 1977.

Лебедев С.А., Коськов С.Н. Эпистемология и философия науки. Классическая и неклассическая. Учебное пособие для вузов. М., 2014.

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

       Лекторский В.А. Теория познания // Вопросы философии. 1999. № 8.

       Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

       Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм / Пер. с англ. М., 1982.

       Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1999.

       Микешина Л.А., Опёнков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

       Найссер У. Познание и реальность / Пер. с нем. М.,1981.

Пиаже Ж. Психология интеллекта / Пер. с англ. СПб., 2003.

       Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / Пер. с англ. М., 1985.

Практики признания истины. Сб. статей, посвящённый     65-летию Б.И. Липского /отв. ред. В.В. Савчук. СПб., 2011.

Пружинин Б.И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии. М., 2009.

Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы / Пер. с англ. М., 2001.

       Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений / Пер. с франц. М., 1998.

       Сергеев Б.Ф. Ступени развития интеллекта. Л.: Наука, 1986. С. 10-12.

Солсо Р. Когнитивная психология / Пер. с англ. 6-е изд. М., 2004.

       Сравнительная философия. Знание и вера в контексте диалога культур. Сб. / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М., 2008.

       Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2011 (Научные школы Института психологии РАН).

Теория познания. В 4-х т. Т. I. Домарксистская теория познания. М., 1991; Т. II. Социально-культурная природа познания. М., 1991; Т. III. Познание как исторический процесс; Т. IV. Познание социальной реальности. М., 1995.

       Тулмин С.  Человеческое понимание / Пер. с англ. М., 1984.

Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989.

Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. Врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки / Пер. с нем. М., 1998.

Фуко М. Археология знания / Пер. с франц. 20-е изд., испр. СПб., 2012.

Хилл Т. Современные теории познания / Пер. с англ. М., 1964.

Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд. СПб., 2002.

       Хюбнер К. Критика научного разума / Пер.с нем.

Чангизи М. Революция в зрении: что, как и почему мы видим на самом деле / Пер. с англ. М., 2015.

Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб., 1992.

Щавелев С.П. Практическое познание. Философско-методологические очерки. Воронеж, 1994.

       Чешев В.В. Проблема познания в философии. Логика развития гносеологических учений. Томск, 2003.

       Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы / Отв. ред. И.П. Меркулов. М., 1996.

       Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. М., 2002.

 

Абаев Ю.К. Особенности и противоречия клинического мышления врача // Медицинские новости. 2008. № 16.

Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача // Психологическая наука и образование. 2009. № 2.

Билибин А.Ф. О клиническом мышлении. М., Медицина, 1973.

Борискова И.В. Формирование клинического мышления у студентов медицинского колледжа на основе их учебно-исследовательской деятельности. Дис.... канд. пед. наук. Краснодар, 2006.

Боткин С.П. Курс клиники внутренних болезней. СПб.: Общество русских врачей, 1999. Т. 1.

Гаевский Ю.Г. Проблема обучения студентов медицинских вузов принципам постановки диагноза // Российский медицинский журнал. 2006. № 6.

Долгополова Д. А. Становление клинического мышления в практике молодого врача: вопросы и ответы (на примере клинического случая) // Молодой ученый. 2015. № 16.

Зуев К.А., Кротков Е.А. Диагностическое познание. Вузовский учебник. М., 2011 (Научная книга).

Казначеев В.П. Парадоксы клинического мышления // Бюллетень сибирской медицины. 2013. № 1.

Кассирский И.А. О врачевании: проблемы и раздумья. М., Медицина, 1989.

Кириленко Е.И. Клиническое мышление и опыт: вариации на темы Фуко.// Независимый психиатрический журнал. 2003. № 4.

Кончаловский М. П. Общие вопросы клиники внутренних болезней. М., Медгиз, 1961.

Кротков Е.А. Логика врачебной диагностики. Учеб. пособие. Днепропетровск, 1990.

Котов Ю.Б. Новые математические подходы к задачам медицинской диагностики. М.: Эдиториал УРСС, 2011.

Кузьминов О. М. Формирование клинического мышления и современные информационные технологии в образовании. Белгород: Изд-во БелГУ, 2012.

Лихтерман А.Б. Что такое клиническое мышление. Размышления опытного врача // Медицинская газета. 2010. № 41.

Постовит В.А. Об интуиции врача // Клиническая медицина. 1985. № 10.

Ражина Н.Ю. Социальные представления о личности врача как фактор формирования клинического мышления // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 4.

Ражина Н.Ю. Развитие мыслительных операций как условие формирования клинического мышления у будущих врачей // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5.

Тетенев Ф.Ф. Значение теории диагностики для формирования научного клинического мышления // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6.

Тетенев Ф.Ф. Формирование и развитие клинического мышления – важнейшая задача медицинского образования // Успехи современного естествознания. 2008. № 4.

Фёдоров С.П. О мышлении врача // Новый хирургический архив. 1986. № 5.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2013. № 2.

Чазов Е.И. Опыт философско-методологического анализа врачебной диагностики // Вопросы философии. 1986. № 9.

Щавелёв С.П. Практическое познание: Философско-методологические очерки. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1994. С. 172-186.

 

Тематика рефератов

       Ф. Бэкон: критика «идолов» — врагов нашего знания.

       Дж. Локк: несостоявшаяся tabula rasa.

       Д. Юм: значение скептицизма в истинном познании.

       Р. Декарт о «правилах руководства ума».

       Рационализм Г.В. Лейбница.

       Априоризм И. Канта: триумфальное предвидение.

       Э. Мах: возможности познания непознаваемого в физике.

       А. Пуанкаре: дружба с хаосом.

       Ч. Дарвин — предтеча эволюционной теории познания.

И.П. Павлов о разных мыслительных типах — ученого и художника.

       Г. Лоренц — основоположник эволюционной теории познания.

       Гипотеза Сэпира – Уорфа.

       Ж. Пиаже об этапах формирования интеллекта ребёнка.

       Спор о степени врождённости интеллекта в современной психологии (Реферат книги: Нисбет Р. Что такое интеллект и как его развивать. Роль образования и традиций / Пер. с англ. М., 2013).

Философия радуги: эволюционная история цветового зрения приматов (по кн.: Марк Чангизи. Революция в зрении).

       Эмоциональный, социальный и этнокультурный типы интеллекта.

       Особенности практического познания.

Медицинская диагностика как познание.

Интеллект провизора.

Творчество и безумие: противоречивая диалектика (по роману Томаса Манна «Доктор Фаустус»).

 

Текстологический практикум


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: