РАЗДЕЛ ЧЕТВЁРТЫЙ
ГНОСЕОЛОГИЯ И ЛОГИКА
ПОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ
Теоретический минимум
1. Гносеология (эпистемология) — философская теория познания, её традиционные проблемы и новые вопросы.
2. Спор о возможностях человеческого познания в истории философии: оптимисты, скептики и агностики.
3. Эволюционная эпистемология и её исследовательские программы.
4. Субъект и объект познания, способы их формирования.
5. Особенности и взаимосвязь чувственного познания и логического мышления.
6. Рассудок и разум как аспекты ума. Как измерить интеллект?
7. Многообразие направлений познавательной деятельности:
● обыденно-практическое;
● профессионально-практическое;
особенности медицинской диагностики;
● духовно-практическое;
● художественное;
● научное.
8. Роль интуиции в познании. Природа творческой деятельности.
Литература
Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. Cтандарт третьего поколения. СПб., 2014 (Гл. 8. «Теория познания»).
|
|
Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия / Под ред. В.Ф. Спиридонова. М., 2012 (Разумное поведение и язык).
Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Гл. ред. И.Т. Касавин. М., 2009.
Айзенк Г.Ю. Классические IQ тесты / Пер. с англ. М., 2011.
Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1982. № 3.
Андерсон Дж. Когнитивная психология / Пер. с англ. 5-е изд. М., 2004.
Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб., 2012.
Ахмеджанов М.Ю. О физиологических механизмах мышления // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 1990. № 1. С. 64-69.
Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. Учебное пособие. М., 2008.
Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Пер. с англ. М., 2015.
Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2 т. М., 2006.
Воронин А.Н. Дискурсивные способности. Теория, методы изучения, психодиагностика. М., 2015.
Высоков И.Е. Психология познания. М., 2014.
Геллнер Э. Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма Пер. с нем. М., 2002.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Пер. с англ. М., 2011.
Диалектика познания / Сост. А.С. Кармин. Л., 1989.
Дружинин В.Н. Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие. М.–СПб., 2001.
Дэвид Юм и современная философия / Под. ред. И.Т. Касавина. М., 2012.
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Под. ред. И.Т. Касавна. М., 1990.
Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.
|
|
Ильин В.В. Теория познания. Социальная эпистемология. Социология знания. М., 2014.
Истина в науках и философии / Под ред. И.Т. Касавина. М., 2010.
Кармин А.С. Интуиция. Философские концепции и научные исследования. СПб., 2012 (Психология сознания).
Кетс де Врис М. Мистика лидерства: развитие эмоционального интеллекта / Пер. с англ. 5-е изд. М., 2012.
Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия / Пер. с англ. М., 2010.
Когнитивная психология / Под ред. В.П. Дружинина, Д.В. Ушакова. М., 2002.
Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.
Корнилов Ю.К. На пути к психологии практического мышления. М., 2014 (Достижения в психологии).
Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк / Пер. с англ. М., 1977.
Лебедев С.А., Коськов С.Н. Эпистемология и философия науки. Классическая и неклассическая. Учебное пособие для вузов. М., 2014.
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
Лекторский В.А. Теория познания // Вопросы философии. 1999. № 8.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм / Пер. с англ. М., 1982.
Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1999.
Микешина Л.А., Опёнков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
Найссер У. Познание и реальность / Пер. с нем. М.,1981.
Пиаже Ж. Психология интеллекта / Пер. с англ. СПб., 2003.
Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / Пер. с англ. М., 1985.
Практики признания истины. Сб. статей, посвящённый 65-летию Б.И. Липского /отв. ред. В.В. Савчук. СПб., 2011.
Пружинин Б.И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии. М., 2009.
Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы / Пер. с англ. М., 2001.
Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений / Пер. с франц. М., 1998.
Сергеев Б.Ф. Ступени развития интеллекта. Л.: Наука, 1986. С. 10-12.
Солсо Р. Когнитивная психология / Пер. с англ. 6-е изд. М., 2004.
Сравнительная философия. Знание и вера в контексте диалога культур. Сб. / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М., 2008.
Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2011 (Научные школы Института психологии РАН).
Теория познания. В 4-х т. Т. I. Домарксистская теория познания. М., 1991; Т. II. Социально-культурная природа познания. М., 1991; Т. III. Познание как исторический процесс; Т. IV. Познание социальной реальности. М., 1995.
Тулмин С. Человеческое понимание / Пер. с англ. М., 1984.
Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989.
Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. Врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки / Пер. с нем. М., 1998.
Фуко М. Археология знания / Пер. с франц. 20-е изд., испр. СПб., 2012.
Хилл Т. Современные теории познания / Пер. с англ. М., 1964.
Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд. СПб., 2002.
Хюбнер К. Критика научного разума / Пер.с нем.
Чангизи М. Революция в зрении: что, как и почему мы видим на самом деле / Пер. с англ. М., 2015.
Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб., 1992.
Щавелев С.П. Практическое познание. Философско-методологические очерки. Воронеж, 1994.
Чешев В.В. Проблема познания в философии. Логика развития гносеологических учений. Томск, 2003.
Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы / Отв. ред. И.П. Меркулов. М., 1996.
Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. М., 2002.
Абаев Ю.К. Особенности и противоречия клинического мышления врача // Медицинские новости. 2008. № 16.
|
|
Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача // Психологическая наука и образование. 2009. № 2.
Билибин А.Ф. О клиническом мышлении. М., Медицина, 1973.
Борискова И.В. Формирование клинического мышления у студентов медицинского колледжа на основе их учебно-исследовательской деятельности. Дис.... канд. пед. наук. Краснодар, 2006.
Боткин С.П. Курс клиники внутренних болезней. СПб.: Общество русских врачей, 1999. Т. 1.
Гаевский Ю.Г. Проблема обучения студентов медицинских вузов принципам постановки диагноза // Российский медицинский журнал. 2006. № 6.
Долгополова Д. А. Становление клинического мышления в практике молодого врача: вопросы и ответы (на примере клинического случая) // Молодой ученый. 2015. № 16.
Зуев К.А., Кротков Е.А. Диагностическое познание. Вузовский учебник. М., 2011 (Научная книга).
Казначеев В.П. Парадоксы клинического мышления // Бюллетень сибирской медицины. 2013. № 1.
Кассирский И.А. О врачевании: проблемы и раздумья. М., Медицина, 1989.
Кириленко Е.И. Клиническое мышление и опыт: вариации на темы Фуко.// Независимый психиатрический журнал. 2003. № 4.
Кончаловский М. П. Общие вопросы клиники внутренних болезней. М., Медгиз, 1961.
Кротков Е.А. Логика врачебной диагностики. Учеб. пособие. Днепропетровск, 1990.
Котов Ю.Б. Новые математические подходы к задачам медицинской диагностики. М.: Эдиториал УРСС, 2011.
Кузьминов О. М. Формирование клинического мышления и современные информационные технологии в образовании. Белгород: Изд-во БелГУ, 2012.
Лихтерман А.Б. Что такое клиническое мышление. Размышления опытного врача // Медицинская газета. 2010. № 41.
Постовит В.А. Об интуиции врача // Клиническая медицина. 1985. № 10.
Ражина Н.Ю. Социальные представления о личности врача как фактор формирования клинического мышления // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 4.
Ражина Н.Ю. Развитие мыслительных операций как условие формирования клинического мышления у будущих врачей // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5.
Тетенев Ф.Ф. Значение теории диагностики для формирования научного клинического мышления // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6.
|
|
Тетенев Ф.Ф. Формирование и развитие клинического мышления – важнейшая задача медицинского образования // Успехи современного естествознания. 2008. № 4.
Фёдоров С.П. О мышлении врача // Новый хирургический архив. 1986. № 5.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2013. № 2.
Чазов Е.И. Опыт философско-методологического анализа врачебной диагностики // Вопросы философии. 1986. № 9.
Щавелёв С.П. Практическое познание: Философско-методологические очерки. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1994. С. 172-186.
Тематика рефератов
Ф. Бэкон: критика «идолов» — врагов нашего знания.
Дж. Локк: несостоявшаяся tabula rasa.
Д. Юм: значение скептицизма в истинном познании.
Р. Декарт о «правилах руководства ума».
Рационализм Г.В. Лейбница.
Априоризм И. Канта: триумфальное предвидение.
Э. Мах: возможности познания непознаваемого в физике.
А. Пуанкаре: дружба с хаосом.
Ч. Дарвин — предтеча эволюционной теории познания.
И.П. Павлов о разных мыслительных типах — ученого и художника.
Г. Лоренц — основоположник эволюционной теории познания.
Гипотеза Сэпира – Уорфа.
Ж. Пиаже об этапах формирования интеллекта ребёнка.
Спор о степени врождённости интеллекта в современной психологии (Реферат книги: Нисбет Р. Что такое интеллект и как его развивать. Роль образования и традиций / Пер. с англ. М., 2013).
Философия радуги: эволюционная история цветового зрения приматов (по кн.: Марк Чангизи. Революция в зрении).
Эмоциональный, социальный и этнокультурный типы интеллекта.
Особенности практического познания.
Медицинская диагностика как познание.
Интеллект провизора.
Творчество и безумие: противоречивая диалектика (по роману Томаса Манна «Доктор Фаустус»).
Текстологический практикум