Этапы развития психологии личности в нашей стране (Петровский): 1)20-30е этап имплицитных(доопытных) представлений о существовании одномерной феноменологии личности-личность можно описать с помощью одной черты- добрый, спокойный итп.2)50е коллекционирование черт. Чем больше качеств изучали, тем яснее становилась картина. 3)60-70е структурный подход а)расширенное понимание личности (Ананьев) все уровни бытия от биологических свойств б)»вершинное» понимание личности как высшего уровня (Мерлин) 4) 70-80е системный подход, системообразующий принцип (психология отношений, установок, деятельности).
Деятельностная теория личности - С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульханову-Славскую и А.В. Брушлинского. В этом подходе отрицается биологическое и, тем более, психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности [8]. Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека.
|
|
Диспозициональная теория личности – Олпорт, Небылицын -Главным источником развития личности, согласно этому подходу, являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие - со стороны среды.
«Жесткое» направление пытается установить строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека: свойствами телосложения, нервной системой или мозгом, с одной стороны, и определенными личностными свойствами - с другой. При этом утверждается, что как сами жесткие биологические структуры, так и связанные с ними личностные образования зависят от общих генетических факторов. (Айзенк). «Мягкое» направление диспозициональной теории личности утверждает, что личностные особенности, безусловно, зависят от биологических свойств человеческого организма, однако, от каких именно и насколько - не входит в круг их исследовательских задач. (Олпорт)
Общие классификации концепций личности.
Немов. 5 оснований для классификации концепций: 1) способ объяснения поведения от внутренних психологических свойств (психодинамическая теория) до внешней ситуации (социодинамическая теория).2)способ получения данных о личности от анализа и обобщения эмпирически полученных фактов (эксперименталные теории) до жизненных впечатлений, наблюдений и опыта (неэкспериментальная теория).3) угол зрения на личность: анализ стр. личности и системы понятий ее описания (структурные теории) либо внимание к динамики личности, ее преобразованиям, изменениям (динамические теории).4) возрастной диапазон: ранняя юность- вся жизнь. 5)понятия, в которых описывается личность.
|
|
Братченко, Миронова
Природа человека | Основные направления | Способ воздействия на личность | |
пессим | нейтр | Поведенческие подходы, бихевиоризм, советские концепции | Формирование, коррекция |
негат | Ортодоксальный психоанализ | Борьба с дурными качествами, искоренение | |
оптим | позит | Гуманистическая психология | Создание благоприятных условий для раскрытия качеств |
Условно позитивна | Экзистенциальная психология | Оказание помощи |
Основные проблемы психологии личности
1) Проблема направленности личности(как устойчиво доминирующую мотивационную установку) 2) Проблема соотношения внутрипсихической организации и внешнего мира человека. 3) Проблема развития личности в процессе жизненного пути 4) Проблема нормы и патологии личности. 5)Проблема познания личности, методы познания. 6) Проблема помощи личности7) Проблема типологии личности 8) Способ связи человека и мира 9)Процессы, функции, свойства личности.
9Общее представление о теоретических моделях личности и их типах.
1)«Объектная» модель л.- л. как человека с пассивной жизненной позицией и низкой жизненной ответственностью.(психоанализ, бихев, повед подход). 2) «Субъектная» модель л- л.как человек, обладающий активной жизненной позицией и высокой ответственностью.(гуман.неофрейдизм, гуманист.психол3) Целостная гомеостатическая» модель - учет как воздействие извне, так и собственные устремления личности при этом личность рас-сматривается как низкокреативная(когн.психол)4) «Целостная гетеростатическая» модель –учет в объяснении ответственности личности воздействия извне и собственные; л. Высококреативна5) «Ситуативно-целостная» - учет внутр и внешние факторы бытия, л. адаптивной или творческой в зависимости от конкретной ситуации(Система отношений, деятельн.подход,псих. установки,стукрурные конц., франц.социол.школа).6) «Внутренне-целостная» - внутренние и внешние факторы бытия. Л. в конкретной ситуации рассматривается как адаптивная или творческая в соответствии с осознанным нравственным идеалом.