Общие вопросы дефектологии 7 страница

ТУРЕТГА СИНДРОМ, синдром генерализованных ти­ков —нервно-психич. расстройство, характеризующееся сочетанием ти­ков и своеобразного нарушения речи, а также непроизвольного произне­сения отдельных звуков (напоминающих мяуканье или хрюканье) и слов (часто — бранных). Данное заболевание впервые описано в 1884—1885 гг. Ж. де ля Туреттом, к-рый считал его неизлечимым и приводящим к прогрессирующему слабоумию. Впоследствии было доказано, что данный синдром не связан с расстройствами интеллекта (т. е. одинаково часто встречается как среди интеллектуально полноценных, так и умственно отсталых). Однако даже умственно полноценные дети с Т. с., как прави­ло, имеют нарушения поведения и затруднения в учебе. Причины воз­никновения синдрома изучены недостаточно. Длительное медикаментоз ное лечение в ряде случаев способствует смягчению характерных симпто­мов. В периоды обострения заболевания может возникнуть необходи­мость перехода ребенка на индивидуальную форму обучения.

У

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ — стойкое нарушение познаватель­ной деятельности, возникающее вследствие органического поражения го­ловного мозга. Поражение может быть результатом воспалительного за­болевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндо­кринной, обменной и др.), ушибов головного мозга (родовых и бытовых травм), а также унаследованных генетических аномалий.

Несмотря на сходство словосочетаний «отставание в умственном раз­витии» и «У.о.», это далеко не одно и то же. Первое может быть харак­терно для детей с поражением или недоразвитием периферического отде­ла какого-либо анализатора. Но поскольку органического поражения го­ловного мозга у таких детей нет, можно с полной уверенностью отрицать

у них У.о.

Понятие «У.о.» также не тождественно понятию «олигофрения». Ребе­нок может страдать тяжелым заболеванием нервной системы, но не быть умственно отсталым. Однако в других случаях то же заболевание может привести к У.о. Так что кроме олигофренов к умственно отсталым могут быть отнесены нек-рые дети, страдающие шизофренией, эпилепсией, а так­же перенесшие энцефалит, травмы и др.

У многих умственно отсталых детей наблюдается патология эмоци­онально-волевой сферы, а также аномалии физич. развития. Однако эти особенности не являются всеобщей характеристикой умственно отсталых и не могут быть достаточным основанием для заключения об У.о. Реша­ющим фактором при этом должно служить наличие нарушений высших

психич, функций.

УСТНЫЙ МЕТОД — система воспитания и обучения глухих на ос­нове преимущественного использования устной речи. Разработан в 70-х гг. XVIII в. С. Гейнике, считавшим этот метод более соответствующим природным способностям глухих, а также целям их воспитания, нежели мимический метод. В трудах Гейнике, однако, недостаточно раскрыто содержание его системы. На основе выдвинутых им идей впоследствии

сложилась система «чистый устный метод».

Ф

ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ, фенилпировиноградная олиго­френия, болезнь Фёллинга (ФКУ) — наследственное заболе­вание, в основе к-рого лежит нарушение аминокислотного обмена. Впервые описана в 1934 г. А. Фёллингом. При ФКУ отсутствует или резко снижена активность фермента фениланингидроксилазы, превраща­ющего фениланин в тирозин; в результате возникает комплекс обменных расстройств, в частности дефицит медиаторов нервной системы (адрена­лина, норадреналина, серотонина и др.). Встречается редко — один слу­чай на 10—15 тыс. новорожденных. Характерный внешний признак слабая пигментация кожи, волос и радужной оболочки.

При ФКУ отмечается глубокая интеллектуальная недостаточность (идиотия или имбецильность), нередко сочетающаяся с психомоторным возбуждением. Признаки поражения ЦНС явно проявляются уже на вто­ром месяце жизни. В дальнейшем динамика нарастания интеллектуаль­ной недостаточности различна: у нек-рых детей она происходит резко, у других — гораздо менее интенсивно, что позволяет им освоить програм­му вспомогательной школы.

Существуют методы экспресс-диагностики, помогающие выявить ФКУ в первые дни жизни ребенка. Своевременное назначение соответ­ствующей диеты (исключение продуктов, содержащих фениланин) в ряде случаев обеспечивает в дальнейшем нормальное развитие ребенка.

ФОБИИ — навязчивые неадекватные переживания страхов конкрет­ного содержания, возникающие в определенной фобической обстановке и сопровождающиеся вегетативными нарушениями (учащенное сердце­биение, повышенная потливость и т. п.). Различают нозофобии — страх заболеть (канцерофобия — боязнь рака, кардиофобия — страх перед сер­дечными заболеваниями и др.); социофобии — страх публичных выступ­лений, страх покраснеть и т. п.; боязнь пространства (клаустрофобия — боязнь закрытых помещений, агрофобия — страх открытого простран­ства) и др. В поведении выражаются в действиях, цель к-рых — избежать предмет фобии или уменьшить страхи с помощью навязчивых, ритуали­зированных действий (напр., навязчивое мытье рук). Встречаются в рам­ках психозов и органич. поражений головного мозга; в этих случаях пре­одоление страхов достигается при купировании основного заболевания. Могут быть одним из симптомов неврозов: в жесткие рамки фобии не­вротик как бы прячется от неразрешимого для него конфликта. В боль­шинстве случаев невротические Ф. проходят при квалифицированном психотерапевтическом вмешательстве.

ФОНАСТЕНИЯ (от греч. phone — звук и asthenia — слабость, бесси­лие) — нарушение голосообразования, наступающее при отсутствии ор­ганич. поражения речедвигательного аппарата. Часто выступает следстви­ем чрезмерной голосовой нагрузки, проходит после достаточного отдыха, в необходимых случаях — после физиотерапевтич. процедур. Ф. может иметь психогенный характер, т. е. может быть вызвана психич. травмой; в этом случае устранение явлений Ф. требует психотерапевтич. воздействия.

ФРИДРЕЙХА БОЛЕЗНЬ, семейная атаксия Фридрейха -наследственное заболевание, характеризующееся медленно прогрессиру­ющей атаксией, возникающей вследствие склеротич. перерождений спинного мозга. Впервые описана Н. Фридрейхом в 1861 г. Обычно на­чинается в возрасте 7—13 лет. Помимо атаксии, проявляется в исчезно вении сухожильных рефлексов, нарушении чувствительности, снижении мышечного тонуса, деформации костей, дизартрии. Лечение малоэффек­тивно.

ФРУСТРАЦИЯ (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, характеризующееся сильными отрицательными переживаниями, к-рые возникают при невозможности удовлетворения каких-либо потребностей. Ф. возникает в ситуации конфликта, когда стремление к удовлетворению потребности наталкивается на непреодо­лимые (или субъективно воспринимаемые как таковые) препятствия. Проявляется в виде резкого раздражения, отчаяния, разочарования и т. п. и таким образом дезорганизует поведение. Для аномальных детей и детей-инвалидов вероятность возникновения фрустрирующей ситуации значительно выше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Это определяется теми ограничениями, к-рые накладываются дефектом на определенные сферы жизнедеятельности. Длительное и частое пребыва­ние в состоянии Ф. может привести к формированию и закреплению от­рицательных черт характера. Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы поощрять занятия детей в тех сферах деятельности, к-рые им в большей степени доступны, а также способствовать преодолению тех трудностей, с к-рыми ребенок сталкивается в связи со своим дефектом.

Х

ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ (от англ. hold — держать) — оригинальный метод коррекции эмоциональных нарушений в дет. возрасте, разработан­ный американским психотерапевтом М. Велш. Процедура Х.-т. весьма проста: мать крепко обнимает ребенка и удерживает его, несмотря на со­противление. При этом лица ребенка и матери обращены друг к другу. После нескольких сеансов Х.-т. (продолжительностью около часа) сопро­тивление ребенка уменьшается и наступает расслабление. Метод проде­монстрировал высокую эффективность в клинике РДА.

ХОРЕЯ (от греч. choreia — пляска) — инфекционное заболевание не­рвной системы, к-рое проявляется в виде специфич. гиперкинезов — бы­стрых подергиваний конечностей, подмигиваний и т. п. В дет. возрасте встречается (чаще у мальчиков) так называемая малая X. (X. Сиденхема, «пляска святого Витта»), к-рая, помимо насильственных движений, характе­ризуется снижением мышечного тонуса и астенич. проявлениями. Течение болезни длительное. При правильном лечение прогноз благоприятный.

Ч

ЧИСТЫЙ УСТНЫЙ МЕТОД — система воспитания и обучения глу­хих на основе исключительного использования устной речи. Сложился на протяжении ХГХ в. в результате практич. исследований многих сурдо-

педагогов европейских стран; в конце XIX в. принят в качестве единой сурдопед. системы. Преимуществом Ч. у. м. являлась усвоенная глухими воспитанниками способность к обиходной разговорной речи, что облег­чало их социальную адаптацию. Однако, поскольку обучение устной ре­чи осуществлялось путем механич. упражнений, это не способствовало развитию мышления учащихся и получению ими полноценного общего образования.

ЧТЕНИЕ С ГУБ - см. ЧТЕНИЕ С ЛИЦА.

ЧТЕНИЕ С ЛИЦА — зрительное восприятие речевой мимики гово­рящего человека, позволяющее понимать устную речь в условиях затруд­ненного или нарушенного слухового восприятия. Употреблявшийся ра­нее термин «чтение с губ» в совр. сурдопед. лит-ре используется все ре­же, поскольку недостаточно отражает многообразие воспринимаемых вы­разительных движений.

Лицам с нарушениями слуха Ч. с. л. позволяет в нек-рой степени компенсировать дефект слухового восприятия речи. Однако зрительные сигналы отличаются недостаточной четкостью и дифференцированно-стью. Поэтому успешное овладение Ч. с. л. требует предварительного ос­воения большого словарного запаса и грамматич. правил. У глухих и сла­бослышащих детей навыки Ч. с. л. формируются лишь на основе обуче­ния речи.

Ш

ШЕПЕЛЯВОСТЬ — устаревший термин, к-рым ранее обозначались нарушения произношения, определяемые в совр. логопедии как сигма-тизм.

ШЕРЕШЕВСКОГО-ТЕРНЕРА СИНДРОМ — аномалия половых хромосом. Встречается только у лиц женского пола с частотой один слу­чай на 3000 рождений. За рубежом известен как синдром Тернера (опи­сан Г. Тернером в 1938 г.), в отечественной дефектологии — как син­дром Шерешевского-Тернера (впервые описан Н. А. Шерешевским в 1925 г.).

Больные при резком отставании в росте выглядят старше своего воз­раста, отличаются своеобразным строением тела и чертами лица (широ­кая грудная клетка, укороченные пальцы и др.). Многие больные имеют нормальный интеллект, однако среди страдающих данным синдромом умственная отсталость встречается вдвое чаще, чем в обычной популя­ции. Интеллектуальный дефект несколько атипичен вследствие проявле­ний психич. инфантилизма. Часто отмечаются нарушения моторики и слуха.

ШИЗОФРЕНИЯ (от греч. schizo — расщепляю и phren — ум, разум) — психическое заболевание, характеризующееся глубокими изме­нениями личности (снижение активности, эмоциональное оскудение, аутизм, утрата единства психич. процессов, нарушение мышления), раз­личными продуктивными симптомами (бред, галлюцинации и др.). Тер мин предложен в 1911 г. Э. Блейлером; одним из первых Ш. исследовал Э. Крепелин, считавший ее необратимой и прогрессирующей формой раннего слабоумия (эта гипотеза впоследствии была опровергнута).

Течение болезни может быть непрерывным, периодическим, присту­пообразным или смешанным. Детей, страдающих Ш., отличает странное и нелепое поведение, неожиданные реакции на окружающие явления, нарушения контактов с внешним миром, необычные интересы. Иногда наблюдаются психомоторные расстройства.

В детском возрасте Ш. может приводить к слабоумию, к-рое прояв­ляется в нарушениях интеллектуальной деятельности в сочетании со спе-цифич. симптомами личностной патологии. Шизофрения, слабоумие следует отличать от отставания в умственном развитии, вызванного нару­шениями познавательной деятельности в период обострения болезни (см. Олигофренический плюс).

Диапазон индивидуальных проявлений Ш. очень широк. При при­ступообразном и периодическом течении болезни часть детей способна к обучению в массовой школе при условии повышенного внимания к их поведению (в отдельных случаях особенности поведения диктуют необ­ходимость индивидуальной формы обучения). Дети-шизофреники с вы­раженным слабоумием и умеренно выраженными психотическими сим­птомами обучаются во вспомогательной школе.

Э

ЭГОЦЕНТРИЗМ (от греч. ego — Я) — познавательная позиция лич­ности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных целях, мыслях и переживаниях, а также ограниченной способностью восприни­мать объективно внешние воздействия и состояния др. людей. Э. следует отличать от эгоизма: эгоист может отчетливо сознавать стремления и пе­реживания других людей, но намеренно пренебрегает ими.

Э. проявляется при нек-рых психич. заболеваниях (шизофрении, пси­хопатии, истерии), является характерным симптомом РДА.

В ряде психологич. теорий Э. рассматривается как естественное и за­кономерное свойство ребенка на определенных этапах его развития. Напр., Ж. Пиаже расценивал так называемую эгоцентрическую речь как проявление общей эгоцентрической позиции ребенка, не способного встать на точку зрения собеседника. Л. С. Выготский, критикуя идеи ис­ходной асоциальности ребенка, убедительно опроверг представление о дет. Э. как об изначально предопределенном состоянии. Так, согласно Выготскому, эгоцентрическая речь представляет собой социально обус­ловленный этап формирования внутренней речи.

ЭЙФОРИЯ (греч. euphoria) — эмоциональное состояние, для к-рого характерны беспричинная веселость и беспечность, снижение критично­сти, моторное возбуждение. У людей с нормальной психикой и сохран­ным интеллектом Э. иногда наступает при кислородном голодании, а также в результате введения в организм небольших доз наркотич. веществ. Э. нередко является одним из симптомов травм мозга (главным образом лобных долей), а также нек-рых психич. заболеваний. Иногда отмечается при олигофрении.

ЭНУРЕЗ — недержание мочи. Встречается преимущественно в дет. возрасте, чаще у мальчиков. Может выступать симптомом различных расстройств, в частности анатомических дефектов, воспалений и травма-тич. повреждений мочеполовой системы. Встречается неврозоподобный Э., возникающий в результате раннего органич. поражения нервной си­стемы (травмы позвоночника, сотрясения мозга, менингоэнцефалита и др.). Течение болезни длительное и зависит от ликвидации основного повреждения. В подростковом возрасте неврозоподобный Э. может вы­ступить источником патологич. формирования личности.

Невротич. Э. возникает под влиянием острой психической травмы и, как правило, проходит по мере ослабления нервно-психич. напряжения, но может и закрепляться в случае хронического невротич. состояния.

Э. иногда выступает симптомом шизофрении, слабоумия. Лечение зависит от коррекции основного нарушения.

ЭНЦЕФАЛИТ (от греч. enkephalos — головной мозг) — инфекцион­ное воспалительное заболевание, вызванное проникновением в головной мозг (главным образом через кровь) болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов и др.). Первичный Э. (комариный Э., клещевой Э., эпидемический Э. и др.), как правило, возникает в результате укусов пе­реносчиками вируса. При вторичном Э. головной мозг поражается вслед­ствие общей инфекции (при краснухе, гриппе, ветряной оспе и т. п.). Болезнь протекает остро; симптомы: повышение температуры тела, го­ловная боль, тошнота, судороги, парезы и др. Последствия Э., перене­сенного в детском и подростковом возрасте, бывают крайне тяжелыми: снижение интеллекта, расстройства речи и памяти, эпилептиформные припадки, гиперкинезы.

ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ (от греч. enkephalos — головной мозг и pathos— болезнь) — органич. поражение головного мозга невоспалительного ха­рактера. Возникает вследствие перенесенных травм, интоксикаций, ин­фекционных и сосудистых заболеваний головного мозга. Характеризуется рядом симптомов: головная боль, раздражительность, снижение умствен­ной работоспособности и др. В дет. возрасте Э. нередко приводит к сни­жению памяти и интеллекта (вплоть до имбецильности), иногда — к эпи-лептиформным припадкам. Лечение определяется спецификой заболева­ния, обусловившего Э.

ЭПИЛЕПСИЯ (греч. epilepsia, от epilambano — схватываю, напа­даю) — хроническое нервно-психич. заболевание, проявляющееся в виде судорожных припадков с помрачением сознания, а также постепенным развитием своеобразных черт личности (чрезмерный педантизм, «вяз­кость» мышления и поведения, резкая смена настроений и др.). Послед­нее — существенное основание для диагноза Э., поскольку в нек-рых случаях припадки могут быть крайне редкими. Постановка диагноза тре­бует различения Э. и эписиндрома (см. Эпилептиформный синдром).

Большинство детей, страдающих Э., способны обучаться в массовой школе (при этом педагогам необходимо овладеть навыками помощи этим детям при припадках). Иногда Э. проявляется также в снижении ум­ственных способностей; в этом случае больные дети направляются во вспомогательную школу.

ЭПИЛЕПТИФОРМНЫЙ СИНДРОМ, эписиндром - ком­плекс психич. нарушений, внешне похожих на эпилепсию, но имеющих органич. происхождение. В отличие от эпилепсии практически не приво­дит к спепифич. изменениям личности. Является симптомом поражеюш ЦНС, вызванного травмами и опухолями мозга, воспалительными забо­леваниями и т. п. Требует спец. лечения и прекращается по мере купи­рования основного заболевания. При нерезко выраженных поражениях ЦНС проходит к подростковому возрасту и без мед. вмешательства.

ЭХОЛАЛИЯ (по имени нимфы Эхо в древнегреч. мифологии: соглас­но преданию, Эхо окаменела и от нее остался только голос, способный повторять лишь окончания произнесенных в ее присутствии слов) — ав­томатическое повторение услышанных слов, когда вместо ответа больной повторяет обращетшй к нему вопрос. Иногда встречается у детей на ранних этапах становления речи, не выступая симптомом патологии; впоследствии исчезает. Встречается при олигофрении (в основном имбе-цилыгости); наиболее выражена при РДА и шизофрении.

ЭХОПРАКСИЯ — автоматическое повторение движений и действий других людей. Чаще проявляется в форме подражательного повторения несложных действий, к-рые совершаются непосредственно перед глазами больного. Наиболее выражена при шизофреюги; встречается также при глубокой умственной отстаяости. Разновидность Э. — эхолалия.

 

УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Общие вопросы дефектологии

Анализатор

Аномальные дети

 Декомпенсация

Дети-инвалиды

Дефект

 Дефектология

 Дизонтогении

Дифференциальное обучение аномальных детей

 Запущенность педагогическая

 Интегрированное обучение аномальных детей

Исключительные дети

Компенсация функций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: