ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ
1. Экономическая мысль феодальной России (9 – 16 вв.).
2. Экономическая мысль в России 17 в.
3. Экономическая мысль в России в 18 – 19 вв.
4. Экономическая мысль советского периода.
ЛИТЕРАТУРА
Агапова И.И. История экономической мысли. Лекция 15. с.198 – 218
Бартенев С.А. Экономические теории и школы. Гл. 7, 17
Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. Тема 2, с. 37 – 39;
тема 6, 11
Березин И. Краткая история экономической мысли. Гл.4, с.75 – 77;
гл.5, с. 134 – 135;
гл.6, с. 170 -172, 178 – 186
Всемирная история экономической мысли в 6-ти тт. Т. 1, гл. 10, § 1, 2; гл.19 § 4; гл.28;
т.2, гл. 17 – 19;
|
|
т.3 гл. 2, 11, 16, 18; т.4
Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы "новой экономики". Гл. 1.10
Гусейнов Р.М. и др. История экономических учений. Гл. 2, 6
История экономических учений под ред. Автономова В. Гл. 20 – 28
История экономических учений под ред. Рындиной М., Василевского Е. Гл. 2.3; 2.6; 8; 13
История экономических учений под ред. Худокормова А.Г. Ч.2. М., МГУ, 1994.
Отд.II, гл.16 – 29
История экономических учений под ред. Полянского Ф.Я. Ч. 3. М., МГУ, 1970.
Гл. 4, 5, 13, 14, 16, 17, 19, 22
История экономической мысли в России под ре. Марковой А.Н. М., 1996
История русской экономической мысли в 4х тт. М., 1955-1959. Т.1, ч.1, 2; т.2, ч.1, 2
Костюк В.Н. История экономических учений. Тема 12.
Левита Р.Я. История экономических учений. Гл.1, с. 8 – 9; 17 – 19
Новиков М.Н. История развития экономической мысли в России на рубеже XIX – XX вв.
М., 2002
Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений. М., 2007.
Покидченко М.Г., Сперанская Л.Н., Дробышевская Т.А. Пути развития экономики России:
теория и практика. М., 2005
Реуэль А.П. История экономических учений. Гл. 2, с. 72 – 106
Сажина М.А. Научные основы экономической политики государства. Гл. 2.1, с. 17 – 19
|
|
ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Эти особенности следует искать в специфике русской цивилизации: |
1.Большое влияние на формирование русской цивилизации оказали географические условия расселения народа, организации его самоуправления и домохозяйства. Эти факторы определили особенности русского менталитета – стремление к соборности (добровольному объединению людей для общих действий независимо от имущественного и сословного неравенства) и солидарности, которые реализовывались в коллективных формах труда и развитии кооперации. |
2. В отличие от центральной и Западной Европы в России право собственности не было юридически закреплено в традициях Римского права,т.е. на основе четких правовых норм, которые сформировали многовековую культуру частной собственности. Вследствие этого появились и закрепились такие качества экономической личности, как хозяйственный индивидуализм и экономический рационализм. В России на протяжении многих веков хозяйство было основано на своеобразном сочетании общинного пользования землей и власти государства как высшего собственника. С этим связано нравственно-этическое отношение к институту частной собственности. |
3. В отличие от Запада в российской цивилизации принципиально иные отношения государства и общества. В период Киевской Руси государство возникло не в результате установления господства сильных над слабыми, а как способ становления народов, их защиты от внешнего врага и наведения порядка в хозяйственной жизни.Поэтому несмотря на все трагические испытания оставалась неизменной вера в силу и добрые намерения государства. |
4. Влияние православия, которое было призвано сохранить целостность народа и его нравственные качества. В соответствии с православием богатство включает представления о духовных благах и нематериальных ценностяхв отличиеот западной цивилизации, в системе ценностей которой значительное место занимают материальные ценности. Поэтому идею "естественного права" как основы западной цивилизации заменяли идеалы добродетели, справедливости и правды. Именно они определяли русскую социальную мораль и экономическое поведение ("кающееся дворянство" – чисто русское явление). |
5. Особое внимание крестьянскому вопросу и связанных с ним проблем, прежде всего отношения к земле. |
6. Склонность к утопическому мышлению, мышлению не на основе реальных фактов, а образами желаемого будущего. С этим связано неприятие и неприязнь строгой деловой организации (русское "авось"). |
7. Отношение к науке как к ереси. Основы собственно российской экономической науки были заложены при Екатерине II. Именно в годы ее царствования создается Имперское Вольное Экономическое Общество, приглашаются европейские ученые, переводятся и издаются теоретические работы, возникают теоретические учебные дисциплины. С этим связана универсальность российской экономической науки, ее ярко выраженная практическая и социальная направленность. Социально-экономические вопросы рассматриваются главным образом в русле философских, социологических и исторических проблем. Такое пересечение философии, экономики, политики, этики наблюдалось и на персональном уровне – Сергей Николаевич Булгаков, Семен Людвигович Франк и др. Русские экономисты были "погружены" в социальную проблематику в широком смысле На Западе экономисты-теоретики также интересовались социальными вопросами. Но для них характерно четкое разграничение практических и теоретических частей экономической науки. Русские экономисты гораздо в мéньшей степени следовали этому принципу. |
С.Булгаков: русская общественная мысль все теоретические учения "воспринимает по преимуществу с практической стороны, в связи с вопросами практической этики и общественных программ, превращая таким образом доктрины в общественные "направления". "Русские направления" до сих пор отличаются универсальным характером. Они давали вполне определенные воззрения на мир, разрешали философские и религиозные вопросы, вопросы политики и морали, общественной и личной жизни... Словом, в них сливались воедино как теоретическое, философское мировоззрение, так и политические и социально-экономические программы" Без плана: "идеализм" и общественные программы// Новый путь 1904, № 10, с. 261 |
|
|
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ФЕОДАЛЬНОЙ РОССИИ (IX – XVI вв.)
Возникновение и развитие ЭМ в России относится ко времени образования в 9 в. Древнерусского государства (Киевская Русь) в связи с процессом формирования феодального землевладения. Это было одно из могущественных и авторитетных государств Европы.
Русь не знала рабства; основную массу населения составляли крестьяне, часть которых – свободные общинники (смерды), другая часть находилась в личной и экономической зависимости – рядовичи, закупы, изгои, "сироты", обельные холопы,
"прощенники", "задýшные люди".
ИСТОЧНИКИ ЭМ
| • договоры князей, грамоты и летописи, церковная литература, устное народное творчество (Повесть врéменных лет, Нестор – заканчивается 1110 г.) |
Они дают довольно полное представление о характере земледелия, развитии ремесел, росте городов, о налоговой и торговой политике, социальной структуре общества. | |
• появляются первые законы, по которым судили жителей Киевской Руси. Об этом свидетельствует упоминание о "Законе Русском" – договор 911 г. князя Олега (822-912 гг.) с греками (текст не сохранился) |
|
|
Этапы становления феодализма в России | |
I. 6 – 8 вв. | разложение первобытного строя и зарождение феодализма |
II. 9 – 11 вв. | раннефеодальное государство Киевская Русь |
III. 12 – 15 вв. | период феодальной раздробленности |
IV. 16 – первая половина 18 в. | поздний феодализм |
V. вторая половина 18 – первая половина 19 вв. | кризис феодализма и зарождение капиталистических отношений |
Наиболее ценным источником сведений о феодализации Руси является "РУССКАЯ ПРАВДА" – кодекс феодального права, действовавший до 15 в. До наших дней дошла краткая редакция – 1) Правда Ярослава – 30е гг. 11 в. (ст.1 – 18) 2) Правда Ярославичей – 70е гг. 11 в. (ст. 19 – 41) Закон вирный (ст. 42) Урок мостников (ст.43) сыновья – Изяслав, Святослав, Всеволод пространная редакция − 12 - 13 вв. – Устав князя Ярослава (ст. 1 – 52) Устав Владимира Мономаха (с. 53 – 121) | ||
Краткая редакция | 1-я ее часть (17 статей), наиболее древняя, свидетельствует о сохранении обычая кровной мести, но применительно к кругу ближайших родственников, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. | |
2-я часть (ст.19 – 43) отражает дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь и имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания, что характерно для права-привилегии. | ||
Пространная редакция | отличается от Краткой Правды и числом статей (121), и содержанием: отражает дальнейший процесс феодализации государства и дифференциации общества, содержит статьи по ограничению ростовщичества (Устав о закупах, Устав о резах). | |
Сокращенная Правда | относится к значительно более позднему периоду: историки полагают, что она сложилась в 15 в. в Московском государстве. | |
В целом РП: | • защищает и охраняет право феодальной собственности на землю и закрепощенных крестьян, определяя различные наказания за посягательства на нее; | |
• регламентирует кредитные отношения через установление максимального размера "резы" (процента): из-за неразвитости товарно-денежных отношений уровень процента устанавливается законодательно; [размер процента ≤ 50% и обязывает снижать до 20%] | ||
• регламентирует договоры купли-продажи, займа, личного найма, устанавливает порядок передачи имущества по наследству (по закону и по завещанию); | ||
• подробно регламентирует права господ на холопов, закупов и других зависимых крестьян; | ||
• регулирует внутреннюю и внешнюю торговлю, защищая интересы русских торговцев. В условиях натурального хозяйства с его замкнутостью товарное производство имело ограниченный характер. Внутренняя торговля сосредоточивалась в мелких городах, связанных с ближайшей сельскохозяйственной округой; внешняя торговля – в больших городах, являвшихся торгово-ремесленными центрами. | ||
• в Пространной РП отражена замена отработочной ренты на натуральный оброк, который в 11 в. стал преобладающей формой феодальной ренты. | ||
В 1097 г. на съезде русских князей (г. Любеч) юридически закреплено В удельный период усиливается процесс закрепощения смердов: князья захватывают все больше общинных земель, крупным землевладельцем становится церковь. | |
Изменения в классовой структуре общества нашли отражение в Псковской судной грамоте, | • нет упоминания о смерде, но говорится о различных категориях несвободного населения; |
• впервые имеется прямое законодательное ограничение права ухода от феодала зависимых от него мелких землевладельцев (ст.42) – только 14 ноября, Филиппово заговенье, причем это ограничение являлось двусторонним. |
ЭМ периода феодальной | • Моление Даниила Заточника выступает против боярского произвола и закабаления, видит в боярах преграду между народом и мудрым князем – народным заступником |
• Слово о полку Игореве | |
• Слово о погибели Русской земли | |
• Повесть о нашествии Батыя на Рязань | |
• Задонщина | |
• Сказание о Мамаевом побоище | |
В этих произведениях все отчетливее звучит идея единства страны для защиты |
Политическая централизация страны стала объективной необходимостью.
| |
При Иване III | • окончательное освобождение от татаро-монгольского гнета; |
• создание единых органов государственного управления в центре и на местах | |
• централизация финансов, право на чеканку монет сохраняется только за престолонаследником; | |
• создание вооруженных сил для защиты государства; | |
• получает развитие поместное (условное) землевладение наряду с вотчинным (наследным); | |
• разработка единого общегосударственного законодательства – Судебник 1497 г. – первый кодекс феодального права периода формирования централизованного государства: – установление единых судебно-процессуальных норм на всей территории страны, – регулирование имущественных отношений; – определение социального положения крестьян, условий найма, выдачи кредитов, – узаконивание фактически сложившейся системы крепостничества: единый (ст.56) для всейстраны срок перехода от одного землевладельца к другому или ухода на свободные земли – "право Юрьева дня" (26 ноября) – неделя до и неделя после при условии уплаты "пожилого" – платы за проживание на земле господина. И чем дольше крестьяне жили на этих землях, тем больше было "пожилое": |
ЭМ нашла отражение ересях | • конец 14 – начало 15 вв. в Новгороде и Пскове движение "стригольников" (суконщиков) против господствующей феодальной церкви, против всяких поборов в пользу церкви, против попов и лихоимства. | |
• конец 15 – начало 16 вв. – борьба против монастырского землевладения и паразитизма монашества, которую поддержали социальные низы городов – посадские люди (ремесленники, мелкие торговцы) и крестьяне. К этому течению присоединились некоторые представители высшего духовенства и бояре-вотчинники, выступавшие за отказ церкви от землевладения и ограничение ее деятельности исключительно сферой духовной жизни – движение "нестяжателей". Суть их воззрений сводилась к борьбе против централизации государства | ||
Основоположник | Нил Сорский – постригшийся в монахи боярский сын | |
Сподвижник | Вассиан Патрикеев (Косой) –последний сын влиятельного боярина, близкий родственник Ивана III. В 1499 г. в связи с дворцовой борьбой вокруг престолонаследия князья Патрикеевы попали в немилость, и кн. Василий был насильно пострижен в монахи | |
Последователь | Максим Грек –прибыл в Москву по приглашению Василия III как ученый переводчик книг | |
| Противниками "нестяжателей" выступили "стяжатели" – | |
• конец 50х гг. 16 в. – новый всплеск ересей: выразителями антифеодальный настроений были мелкий дворянин Матвей Башкин и холоп Феодосий Косой. Ф. Косой осуждал не только внешние атрибуты церкви – иконы, молитвы, обряды, храмы, но и правомерность существования церкви вообще, указывая на обман народа; решительно выступал против церковного и монастырского землевладения; отстаивает идею всеобщего равенства в духе раннего христианства.
| ||
ДВОРЯНСКИЕ ПРОЕКТЫ И. Пересветова и Ермолая-Еразма (XVI в.)
О русской ЭМ 16 в. можно судить по трудам идеологов поместного дворянства
Ивана Семеновича Пересветова и протопопа дворцовой церкви Ермолая
(в монашестве Еразм).
В 16 в. общественно-политическая борьба принимает публицистический характер
в отличие от религиозных споров 14-15 вв.
Пересветов И.С. (годы рождения и | в конце 30-х гг. XVI в. И. Пересветов прибыл из Литвы в Москву, "желая служить московскому государю". Он был принят на службу и получил от царя поместье ("двор"). Для Ивана Грозного написал ряд небольших произведений: "Сказание о царе Константине", "Сказание о книгах", "Сказание о Магмете-султане", "Предсказания философов и докторов", две челобитные (1546-1549 гг.). | ||
Основные взгляды
| • идеал государственного устройства – неограниченная власть царя-самодержца, главная опора которой – дворянство, а не бояре и знатные вельможи (жадные и ленивые), заботящиеся только о своем личном обогащении и предающие царя; | ||
• предлагает царю возвышать людей не по знатности рода и богатству, а по заслугам, особенно в среде служилого дворянства; | |||
• осуждает холопство, опираясь на моральные принципы и Священное Писание. Главная цель этого осуждения – экономическое ослабление боярства, т.к. труд холопов использовался в основном в боярских вотчинах. С уничтожением кабального холопства И.Пересветов связывал создание сильного войска. Вместе с тем эксплуатация крестьян в дворянских хозяйствах рассматривается как норма; | |||
• выступает за централизацию финансов (отмена кормлений, | |||
• в интересах дворянства: – выдвигает предложения в области внешней политики, | |||
Выводы | 1) в произведениях И.Пересветова дается теоретическое обоснование будущих реформ Ивана IV в области финансов, торговли, землевладения, внешней политики; 2) рекомендации И.Пересветова по сосредоточению всей власти | ||
Ермолай-Еразм р. в 10х гг. — умер ок. середины 16 в.) | писатель и публицист. Литературное творчество его относится к 40—60м гг. XVI в. Биографические сведения о нем скудны и устанавливаются, главным образом, на основании его собственных сочинений. В 40е гг. Е.-Е. жил в Пскове, в конце 40х - нач. 50х он оказался в Москве; в 60х гг. постригся в монахи под именем Еразма. | ||
Еразм входил в кружок образованных книжников, группировавшихся возле митрополита Макария. Разделяя взгляды Иосифа Волоцкого о сильной и воинствующей церкви (см. Иосифляне), Еразм выступал против ересей, развивая в своих сочинениях антибоярские мотивы, обличая корыстолюбие и стяжательство вельмож. В 1549 г. написал для молодого царя Ивана IV трактат "Благохотящим царем правительница и землемерие" – первый в России специальный экономико-политический трактат. | |||
• политические воззрения Еразма имеют ярко выраженную антибоярскую направленность; | |||
• выступал за независимость церкви от государства, доказывал превосходство | |||
• нравственное осуждение богатства, чрезмерного обогащения купцов, ростовщичества | |||
• предлагает систему мероприятий, направленных на решение актуальных задач того 1) уменьшение и законодательное установление размера обязательств крестьян землевладельцам: ограничить повинности крестьян только натуральной рентой выделить в разных частях страны определенное количество земли, обрабатывая 3) отмена ямских повинностей и системы кормлений; 4) реформа измерения земли: введение более крупной 1-цы измерения; 5) наделение дворян землей рассматривал только как материальное обеспечение
| |||
Вывод | в целом экономические взгляды Еразма не выходили за рамки крепостнических отношений. Он считал незыблемыми основы феодально-крепостнического строя. А его проекты защиты интересов крестьянства лишь ослабляли степень феодальной эксплуатации. Подобно И.Пересветову Еразм предвосхитил некоторые мероприятия, проведенные впоследствии Иваном IV в целях укрепления центральной власти. | ||