Особенности Русской экономической мысли

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ

1. Экономическая мысль феодальной России (9 – 16 вв.).

2. Экономическая мысль в России 17 в.

3. Экономическая мысль в России в 18 – 19 вв.

4. Экономическая мысль советского периода.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Агапова И.И. История экономической мысли. Лекция 15. с.198 – 218

Бартенев С.А. Экономические теории и школы. Гл. 7, 17

Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. Тема 2, с. 37 – 39;

                                                                                                      тема 6, 11

Березин И. Краткая история экономической мысли. Гл.4, с.75 – 77;

                                                                                    гл.5, с. 134 – 135;

                                                                                    гл.6, с. 170 -172, 178 – 186

Всемирная история экономической мысли в 6-ти тт. Т. 1, гл. 10, § 1, 2; гл.19 § 4; гл.28;

                                                                                     т.2, гл. 17 – 19;

                                                                                     т.3 гл. 2, 11, 16, 18; т.4

Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы "новой экономики". Гл. 1.10

Гусейнов Р.М. и др. История экономических учений. Гл. 2, 6

История экономических учений под ред. Автономова В. Гл. 20 – 28

История экономических учений под ред. Рындиной М., Василевского Е. Гл. 2.3; 2.6; 8; 13

История экономических учений под ред. Худокормова А.Г. Ч.2. М., МГУ, 1994.
                                                                                               Отд.II, гл.16 – 29

История экономических учений под ред. Полянского Ф.Я. Ч. 3. М., МГУ, 1970.

                                                                                              Гл. 4, 5, 13, 14, 16, 17, 19, 22

История экономической мысли в России под ре. Марковой А.Н. М., 1996

История русской экономической мысли в 4х тт. М., 1955-1959. Т.1, ч.1, 2; т.2, ч.1, 2
Костюк В.Н. История экономических учений. Тема 12.

Левита Р.Я. История экономических учений. Гл.1, с. 8 – 9; 17 – 19

Новиков М.Н. История развития экономической мысли в России на рубеже XIX – XX вв.
                                                                                                                          М., 2002
Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений. М., 2007.

Покидченко М.Г., Сперанская Л.Н., Дробышевская Т.А. Пути развития экономики России:
                                                                                            теория и практика. М., 2005

Реуэль А.П. История экономических учений. Гл. 2, с. 72 – 106

Сажина М.А. Научные основы экономической политики государства. Гл. 2.1, с. 17 – 19

 

 






ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Эти особенности следует искать в специфике русской цивилизации:  
1.Большое влияние на формирование русской цивилизации оказали географические условия расселения народа, организации его самоуправления и домохозяйства. Эти факторы определили особенности русского менталитета – стремление к соборности (добровольному объединению людей для общих действий независимо от имущественного и сословного неравенства) и солидарности, которые реализовывались в коллективных формах труда и развитии кооперации.  
2. В отличие от центральной и Западной Европы в России право собственности не было юридически закреплено в традициях Римского права,т.е. на основе четких правовых норм, которые сформировали многовековую культуру частной собственности. Вследствие этого появились и закрепились такие качества экономической личности, как хозяйственный индивидуализм и экономический рационализм.   В России на протяжении многих веков хозяйство было основано на своеобразном сочетании общинного пользования землей и власти государства как высшего собственника. С этим связано нравственно-этическое отношение к институту частной собственности.  
3. В отличие от Запада в российской цивилизации принципиально иные отношения государства и общества. В период Киевской Руси государство возникло не в результате установления господства сильных над слабыми, а как способ становления  народов, их защиты от внешнего врага и наведения порядка в хозяйственной жизни.Поэтому несмотря на все трагические испытания оставалась неизменной вера в силу и добрые намерения государства.  
4. Влияние православия, которое было призвано сохранить целостность народа и его нравственные качества. В соответствии с православием богатство включает представления о духовных благах и нематериальных ценностяхв отличиеот западной цивилизации, в системе ценностей которой значительное место занимают материальные ценности. Поэтому идею "естественного права" как основы западной цивилизации заменяли идеалы добродетели, справедливости и правды. Именно они определяли русскую социальную мораль и экономическое поведение ("кающееся дворянство" – чисто русское явление).  
5. Особое внимание крестьянскому вопросу и связанных с ним проблем, прежде всего отношения к земле.  
6. Склонность к утопическому мышлению, мышлению не на основе реальных фактов, а образами желаемого будущего. С этим связано неприятие и неприязнь строгой деловой организации (русское "авось").  

 

 

7. Отношение к науке как к ереси. Основы собственно российской экономической науки были заложены при Екатерине II. Именно в годы ее царствования создается Имперское Вольное Экономическое Общество, приглашаются европейские ученые, переводятся и издаются теоретические работы, возникают теоретические учебные дисциплины. С этим связана универсальность российской экономической науки, ее ярко выраженная практическая и социальная направленность. Социально-экономические вопросы рассматриваются главным образом в русле философских, социологических и исторических проблем. Такое пересечение философии, экономики, политики, этики наблюдалось и на персональном уровне – Сергей Николаевич Булгаков, Семен Людвигович Франк и др. Русские экономисты были "погружены" в социальную проблематику в широком смысле    На Западе экономисты-теоретики также интересовались социальными вопросами. Но для них характерно четкое разграничение практических и теоретических частей экономической науки. Русские экономисты гораздо в мéньшей степени следовали этому принципу.    
С.Булгаков: русская общественная мысль все теоретические учения "воспринимает                    по преимуществу с практической стороны, в связи с вопросами                    практической этики и общественных программ, превращая таким образом                    доктрины в общественные "направления".                         "Русские направления" до сих пор отличаются универсальным                    характером. Они давали вполне определенные воззрения на мир,                    разрешали философские и религиозные вопросы, вопросы политики и                   морали, общественной и личной жизни... Словом, в них сливались воедино                   как теоретическое, философское мировоззрение, так и политические и                   социально-экономические программы"       Без плана: "идеализм" и общественные программы// Новый путь 1904, № 10, с. 261  

   

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ФЕОДАЛЬНОЙ РОССИИ (IX – XVI вв.)

Возникновение и развитие ЭМ в России относится ко времени образования в 9 в. Древнерусского государства  (Киевская Русь) в связи с процессом формирования феодального землевладения. Это было одно из могущественных и авторитетных государств Европы.

       Русь не знала рабства; основную массу населения составляли крестьяне, часть которых – свободные общинники (смерды), другая часть находилась в личной и экономической зависимости – рядовичи, закупы, изгои, "сироты", обельные холопы,
"прощенники", "задýшные люди".

 

ИСТОЧНИКИ ЭМ

 

• договоры князей, грамоты и летописи, церковная литература, устное народное творчество (Повесть врéменных лет, Нестор – заканчивается 1110 г.)
Они дают довольно полное представление о характере земледелия, развитии ремесел, росте городов, о налоговой и торговой политике, социальной структуре общества.
• появляются первые законы, по которым судили жителей Киевской Руси. Об этом свидетельствует упоминание о "Законе Русском" – договор 911 г. князя Олега (822-912 гг.) с греками (текст не сохранился)

 

Этапы становления феодализма в России

I. 6 – 8 вв. разложение первобытного строя и зарождение феодализма
II. 9 – 11 вв. раннефеодальное государство Киевская Русь
III. 12 – 15 вв. период феодальной раздробленности
IV. 16 – первая половина 18 в. поздний феодализм
V. вторая половина 18 – первая половина 19 вв. кризис феодализма и зарождение капиталистических отношений

Наиболее ценным источником сведений о феодализации Руси является "РУССКАЯ ПРАВДА" – кодекс феодального права, действовавший до 15 в. До наших дней дошла
в более чем 100 списках, разделенных в соответствии с содержанием на 3и редакции:

краткая редакция – 1) Правда Ярослава – 30е гг. 11 в. (ст.1 – 18)

                                   2) Правда Ярославичей – 70е гг. 11 в. (ст. 19 – 41)

                                                                              Закон вирный (ст. 42)

                                                                              Урок мостников (ст.43)

                                           сыновья – Изяслав, Святослав, Всеволод

пространная редакция  − 12 - 13 вв. – Устав князя Ярослава (ст. 1 – 52)

                                                                    Устав Владимира Мономаха (с. 53 – 121)

Краткая редакция
(43 статьи)

1-я ее часть (17 статей), наиболее древняя, свидетельствует о сохранении обычая кровной мести, но применительно к кругу ближайших родственников, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего.
2-я часть (ст.19 – 43) отражает дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь и имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания, что характерно для права-привилегии.
Пространная редакция

отличается от Краткой Правды и числом статей (121), и содержанием: отражает дальнейший процесс феодализации государства и дифференциации общества, содержит статьи по ограничению ростовщичества (Устав о закупах, Устав о резах).

Сокращенная Правда

относится к значительно более позднему периоду: историки полагают, что она сложилась в 15 в. в Московском государстве.

В целом РП:

• защищает и охраняет право феодальной собственности на землю и закрепощенных крестьян, определяя различные наказания за посягательства на нее;

• регламентирует кредитные отношения через установление максимального размера "резы" (процента): из-за неразвитости товарно-денежных отношений уровень процента устанавливается законодательно; [размер процента ≤ 50% и обязывает снижать до 20%]

• регламентирует договоры купли-продажи, займа, личного найма, устанавливает порядок передачи имущества по наследству (по закону и по завещанию);

• подробно регламентирует права господ на холопов, закупов и других зависимых крестьян;

• регулирует внутреннюю и внешнюю торговлю, защищая интересы русских торговцев.

В условиях натурального хозяйства с его замкнутостью товарное производство имело ограниченный характер. Внутренняя торговля  сосредоточивалась в мелких городах, связанных с ближайшей сельскохозяйственной округой; внешняя торговля – в больших городах, являвшихся торгово-ремесленными центрами.

• в Пространной РП отражена замена отработочной ренты на натуральный оброк, который в 11 в. стал преобладающей формой феодальной ренты.

     

 

В 1097 г. на съезде русских князей (г. Любеч) юридически закреплено
право наследования земель, полученных от "отца" (вотчины), что стало
началом феодальной раздробленности на Руси: "каждый да держит отчину свою".

    В удельный период усиливается процесс закрепощения смердов: князья захватывают все больше общинных земель, крупным землевладельцем становится церковь.

Изменения в классовой структуре общества нашли отражение в Псковской судной грамоте,
время составления которой
 ≈ 1397 – 1467 гг.:

• нет упоминания о смерде, но говорится о различных категориях несвободного населения;
• впервые имеется прямое законодательное ограничение права ухода от феодала зависимых от него мелких землевладельцев (ст.42) – только 14 ноября, Филиппово заговенье, причем это ограничение являлось двусторонним.

 

  

ЭМ периода феодальной
раздробленности
(12 – 15 вв
.)

• Моление Даниила Заточника      выступает против боярского произвола и закабаления,       видит в боярах преграду между народом и мудрым   князем – народным заступником
• Слово о полку Игореве
• Слово о погибели Русской земли
• Повесть о нашествии Батыя на Рязань
• Задонщина
• Сказание о Мамаевом побоище

В этих произведениях все отчетливее звучит идея единства страны для защиты
от захватчиков

 

Политическая централизация страны стала объективной необходимостью.
Центром объединения Русского государства стала Москва периода Ивана III Калиты (1462-1505 – годы княжения). При нем в основном завершилось собирание земель вокруг Москвы (за 15 в. территория Московского княжества увеличилась в 30 раз) и заложен фундамент Русского централизованного государства в форме феодальной монархии.

 

При Иване III

• окончательное освобождение от татаро-монгольского гнета;
• создание единых органов государственного управления в центре и на местах
• централизация финансов, право на чеканку монет сохраняется только  за престолонаследником;
• создание вооруженных сил для защиты государства;    
• получает развитие поместное (условное) землевладение наряду с вотчинным (наследным);
• разработка единого общегосударственного законодательства – Судебник 1497 г. – первый кодекс феодального права периода формирования централизованного государства: – установление единых судебно-процессуальных норм на всей территории страны, – регулирование имущественных отношений; – определение социального положения крестьян, условий найма, выдачи кредитов, – узаконивание фактически сложившейся системы крепостничества: единый  (ст.56) для всейстраны срок перехода от одного землевладельца к другому или ухода на свободные земли – "право Юрьева дня" (26 ноября) – неделя до и неделя после при условии уплаты "пожилого" – платы за проживание на земле господина. И чем дольше крестьяне жили на этих землях, тем больше было "пожилое":  

 

ЭМ нашла отражение
в различных

ересях

• конец 14 – начало 15 вв. в Новгороде и Пскове движение "стригольников" (суконщиков) против господствующей феодальной церкви, против всяких поборов в пользу церкви, против попов и лихоимства.

• конец 15 – начало 16 вв.борьба против монастырского землевладения и паразитизма монашества, которую поддержали социальные низы городов – посадские люди (ремесленники, мелкие торговцы) и крестьяне. К этому течению присоединились некоторые представители высшего духовенства и бояре-вотчинники, выступавшие за отказ церкви от землевладения и ограничение ее деятельности исключительно сферой духовной жизни – движение "нестяжателей".

   Суть их воззрений сводилась к борьбе против централизации государства

Основоположник

Нил Сорский – постригшийся в монахи боярский сын

Сподвижник

Вассиан Патрикеев (Косой) –последний сын влиятельного боярина,            близкий родственник Ивана III. В 1499 г. в связи с дворцовой        борьбой вокруг престолонаследия князья Патрикеевы        попали в немилость, и кн. Василий был насильно пострижен        в монахи

Последователь

Максим Грек –прибыл в Москву по приглашению Василия III как                         ученый переводчик книг

 

Противниками "нестяжателей" выступили "стяжатели" –
"иосифляне" – единомышленники настоятеля Волоколамского Успенского монастыря Иосифа Волоцкова. Они выступали за сильную власть московского князя, видели в нем защитника церкви и ее богатств, развивая идею о божественном происхождении царской власти

конец 50х гг. 16 в. – новый всплеск ересей: выразителями антифеодальный настроений были мелкий дворянин Матвей Башкин и холоп Феодосий Косой.
  
М.Башкин указывал на противоречия между церковными догмами и реальной жизнью, осуждал эксплуатацию холопов и предлагал использовать наемных работников.

Ф. Косой осуждал не только внешние атрибуты церкви – иконы, молитвы, обряды, храмы, но и правомерность существования церкви вообще, указывая на обман народа; решительно выступал против церковного и монастырского землевладения; отстаивает идею всеобщего равенства в духе раннего христианства.

 

     

 

 

           

 

 

ДВОРЯНСКИЕ ПРОЕКТЫ И. Пересветова и Ермолая-Еразма (XVI в.)

О русской ЭМ 16 в. можно судить по трудам идеологов поместного дворянства
Ивана Семеновича Пересветова и протопопа дворцовой церкви Ермолая
(в монашестве Еразм).

В 16 в. общественно-политическая борьба принимает публицистический характер
в отличие от религиозных споров 14-15 вв.

 

Пересветов И.С.

(годы рождения и
смерти неизвестны)

в конце 30-х гг. XVI в. И. Пересветов прибыл из Литвы в Москву, "желая служить московскому государю". Он был принят на службу и получил от царя поместье ("двор"). Для Ивана Грозного написал ряд небольших произведений: "Сказание о царе Константине", "Сказание о книгах", "Сказание о Магмете-султане", "Предсказания философов и докторов", две челобитные (1546-1549 гг.).
Сочинения имеют оригинальную форму: критика существующих порядков и предложения необходимых реформ ведутся не от имени автора, а в форме "речей и писаний" мудрых людей и правителей. Критикует Византию и политику Константина, при которой Константинополь был завоеван турками. Необходимые, разумные,
с точки зрения И. Пересветова, мероприятия рекомендуются
в форме положительной оценки политики турецкого султана Мухаммеда II, завоевателя Константинополя и "мудрых речей" этого султана, воеводы Петра (молдавского господаря), философов и докторов.

Основные взгляды

 

 

• идеал государственного устройства – неограниченная власть царя-самодержца, главная опора которой – дворянство, а не бояре и знатные вельможи (жадные и ленивые), заботящиеся только о своем личном обогащении и предающие царя;

предлагает царю возвышать людей не по знатности рода и богатству, а по заслугам, особенно в среде служилого дворянства;

• осуждает холопство, опираясь на моральные принципы и Священное Писание. Главная цель этого осуждения – экономическое ослабление боярства, т.к. труд холопов использовался в основном в боярских вотчинах. С уничтожением кабального холопства И.Пересветов связывал создание сильного войска. Вместе с тем эксплуатация крестьян в дворянских хозяйствах рассматривается как норма;

выступает за централизацию финансов (отмена кормлений,
местничества), чтобы в казну поступали доходы со всего царства;

• в интересах дворянства:
– предлагает регламентировать торговлю, продавать товары
   по твердым ценам (на основе "царевых указов"),

– выдвигает предложения в области внешней политики,
   в частности, поход на Казань, обещавший большие площади
   плодородной земли.

Выводы

1) в произведениях И.Пересветова дается теоретическое обоснование будущих реформ Ивана IV в области финансов, торговли, землевладения, внешней политики;

2) рекомендации И.Пересветова по сосредоточению всей власти
в руках московского князя были созвучны эпохе и поэтому оказались почти полностью воплощенными в реформах 50х гг. Ивана IV
(Судебник 1550 г.)

Ермолай-Еразм
(Ермолай  Прегрешный;

р. в 10х гг. — умер ок. середины 16 в.)

писатель и публицист. Литературное творчество его относится к 40—60м гг. XVI в. Биографические сведения о нем скудны и устанавливаются, главным образом, на основании его собственных сочинений. В 40е гг. Е.-Е. жил в Пскове, в конце 40х - нач. 50х он оказался в Москве; в 60х гг. постригся в монахи под именем Еразма.

Еразм входил в кружок образованных книжников, группировавшихся возле митрополита Макария. Разделяя взгляды Иосифа Волоцкого о сильной и воинствующей церкви (см. Иосифляне), Еразм выступал против ересей, развивая в своих сочинениях антибоярские мотивы, обличая корыстолюбие и стяжательство вельмож. В 1549 г. написал для молодого царя Ивана IV трактат "Благохотящим царем правительница и землемерие" – первый в России специальный экономико-политический трактат.
  Слово "правительница" употребляется в смысле "руководство" – руководство для царей по управлению государством, по учету и измерению земли.

• политические воззрения Еразма имеют ярко выраженную антибоярскую направленность;

• выступал за независимость церкви от государства, доказывал превосходство
духовной власти над царской
(светской). Власть царя над человеком является
врéменной, пока человек жив, и распространяется только на тело; духовная власть
имеет силу над душой человека не только в этом мире, но и после смерти;

нравственное осуждение богатства, чрезмерного обогащения купцов, ростовщичества            
    в этом проявляется близость к позиции ранних богословов, влияние движения
   "нестяжателей" конца 15 – начала 16 вв.;

• предлагает систему мероприятий, направленных на решение актуальных задач того
времени:

1) уменьшение и законодательное установление размера обязательств крестьян

     землевладельцам: ограничить повинности крестьян только натуральной рентой
     (оброком) в размере 1/5 урожая с отменой всех денежных выплат  как
     землевладельцу, так и в царскую казну. Упоминание о барщине отсутствует, т.к.
     в то время она еще не была распространенным явлением;
  2) утверждение определенного порядка поступления средств в царскую казну:

         выделить в разных частях страны определенное количество земли, обрабатывая
         которую крестьяне, зависимые от государя, должны отдавать также 1/5 урожая в
         царскую казну. В итоге царь будет иметь необходимое количество продуктов,
         часть полученных продуктов может быть продана на рынке городским жителям, в
         результате царь получит деньги;

    3) отмена ямских повинностей и системы кормлений;

    4) реформа измерения земли: введение более крупной 1-цы измерения;

    5) наделение дворян землей рассматривал только как материальное обеспечение
        их службы государству, привязывающее поместное дворянство к государю,
        причем наибольший надел земли не должен 8 -кратно  превышать наименьший.

 

Вывод

в целом экономические взгляды Еразма не выходили за рамки крепостнических отношений. Он считал незыблемыми основы феодально-крепостнического строя. А его проекты защиты интересов крестьянства лишь ослабляли степень феодальной эксплуатации. Подобно И.Пересветову Еразм предвосхитил некоторые мероприятия, проведенные впоследствии Иваном IV в целях укрепления центральной власти.

       



















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: