Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского продукта (услуги), соответствующие потребительским свойствам и качеству последних.
Цена — это денежная оценка стоимости единицы товара. Тариф — денежная оценка стоимости единицы работы (услуги).
Экономическая сущность цены отражается в ее функциях;
♦ учетной;
♦ стимулирующей;
♦ распределительной;
♦ функции сбалансированного спроса и предложения;
♦ функции цены как средства рационального размещения производства;
♦ информационной.
Цена формируется посредством ценообразования — процесса установления, регулирования цен (тарифов) в соответствии с установленным законодательством порядком.
В основе ценообразования лежат принципы:
♦ сочетание свободных и регулируемых цен;
♦ разграничение полномочий субъектов ценообразования на установление и регулирование цен;
♦ установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем покрытие обоснованных затрат и получение прибыли;
|
|
♦ государственный контроль ценообразованием.
Согласно законодательству о ценообразовании, регулирование цен (тарифов) может осуществляться как прямыми, так и косвенными методами. К методам прямого (административного) регулирования относятся:
♦ установление фиксированных и предельных цен (тарифов);
♦ предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
♦ предельных норм рентабельности;
♦ порядка определения и принятия цен (тарифов);
♦ декларирование цен (тарифов).
Посредством их устанавливаются цены на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и отдельные социально значимые товары (услуги).
Косвенные методы регулирования'.
♦ налоговая система;
♦ политика денежного и кредитного обращения;
♦ политика государственных инвестиций, амортизации и др.
В соответствии с экономическими признаками все цены можно классифицировать следующим образом:
♦ в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения:
- оптовые;
- розничные;
- закупочные;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- тарифы на штатные услуги населению;
- цены, обусловливающие внешнеторговый оборот;
♦ в зависимости от сроков действия;
- долговременные;
- сезонные;
- ступенчатые;
- скользящие;
♦ в зависимости от территории действия:
- единые;
- региональные;
♦ в зависимости от степени свободы цен от воздействия государства
при их определении:
- свободные;
|
|
- регулируемые;
- фиксированные;
♦ в зависимости от использования в учете и анализе на предприятии и в статистике:
- расчетные;
- базовые;
- плановые;
- фактические;
- средние и др
Различают ряд стратегий ценообразования;
♦ "снятие сливок" — высокая цена;
♦ "проникновения (внедрения) на рынок" — цена ниже, чем у конкурентов;
♦ "следования за лидером" — цена приближена к цене ведущей фирмы.