Конкуренция является формой взаимодействия рыночных субъектов и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция имеет отрицательные и положительные черты.
Отрицательные – вытеснение мелких товаропроизводителей крупными; разорение одних и обогащение других; усиление социальной несправедливости; возрастание имущественной дифференциации населения, безработицы, инфляции...
Положительные – является движущей силой рыночной экономики. Побеждает тот, кто создает высококачественную продукцию с минимальными затратами на основах НТР. Стимулирует экономию материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Без конкуренции не может действовать закон стоимости.
В период домонополистического капитализма существовала чистая конкуренция (совершенная). Это был рынок свободной конкуренции.
Его черты:
Ø неограниченное количество участников, их свободный доступ к рынку;
Ø абсолютная мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
|
|
Ø полная информированность участников о спросе, предложении, цене, норме прибыли;
Ø наличие стандартов на продукцию;
Ø ни один участник не влияет на решение других.
Чистая конкуренция – большое количество конкурентов предлагают одинаковый по качеству товар; производитель не влияет на цену. Она зависит от спроса и предложения.
Рынок монополистической конкуренции – разнообразие товаров, которые удовлетворяют определенную потребность. Множество покупателей и продавцов заключают соглашения в широком диапазоне цен. Производитель имеет возможность влиять на цену (за счет качества, отличий), у покупателя есть возможность выбора.
Олигополистическая конкуренция – несколько крупных фирм контролируют рынок определенной группы товаров. Жесткие условия проникновения на него. Продавцы ведут самостоятельную рыночную политику, но зависят друг от друга и вынуждены учитывать стратегию конкурентов. Цена производителя зависит от цен на товар конкурентов.
Виды конкуренции (по Марксу):
Внутриотраслевая – между предприятиями отрасли за получение прибыли. В результате ее создается общественная стоимость товара.
Межотраслевая – устраняет различия в нормах прибыли в разных отраслях за счет перетекания капитала из отрасли с меньшей прибылью в отрасль с большей прибылью.
Методы конкурентной борьбы:
Ø ценовая – за счет снижения цен производителями, которые имеют меньшие затраты;
Ø неценовая – повышение качества, использование рекламы, особые условия продажи;
Ø нечестная – деятельность, направленная на получение выгоды посредством обмана потребителей, партнеров, государственных органов (промышленный шпионаж, переманивание сотрудников конкурентов, антиреклама...).
|
|
НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОНКУРЕНЦИИ КАК ОБЪЕКТИВНО ВОЗНИКШЕЙ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.
ДВОЙСТВЕННОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЯ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ТРУДОВОГО ТАК И ЭКОНОМИЧЕСКОГО.
Человек живет в такой социальной среде, где ему важны не только нравственные идеи и моральные ценности, не только общественные связи, но и свое отдельное место, собственная значимость. Человек стремится представить обществу все свои способности и таланты, за которые общество, возможно, воздаст ему вознаграждение. Учитывая, что такими способностями может быть наделен еще кто-либо, личность начинает стремиться достичь мастерства в своем деле, быть первым в нем, чтобы получать максимальное вознаграждение и быть востребованным. Между людьми в таком случае начинается соперничество, борьба, которую принято называть конкуренцией. Впервые это понятие появляется в конце 18 века, и положительное значение этого определения было вызвано развитием капиталистических отношений, где конкурентная борьба есть главная движущая сила экономических отношений.
Конкуренция, в моральном отношении, может быть добросовестная и недобросовестная. Добросовестная конкуренция подразумевает наличие таких качеств, как достоинство, работоспособность, стремление человека добиваться новых результатов, необходимости приобретать знания, шлифовать свое профессиональное мастерство. Принято считать, что в таком случае человек сознательно развивает свои способности и достигает высот общественного признания и личного внутреннего удовлетворения.
Но конкуренция в обществе может строиться на использовании недобросовестных способов, когда нарушаются общепринятые законы и попираются моральные ценности. Внутренний эгоизм человека, высокое самомнение, а также желание добиться желанной цели любыми средствами, превращают конкуренцию в борьбу с использованием нечестных и антигуманных методов. Такая конкуренция способна причинить моральные и физические страдания, а также подрывает принцип справедливости.
Конкуренция выражается не только в межличностном соперничестве, ее законы действуют на уровне общественных групп и государств. В историческом смысле, на определенном этапе, конкуренция являлась движущей силой развития общества, преимущество имели те общественные группы, которые наиболее эффективно использовали имеющиеся у них возможности.
В современном обществе конкуренция необходимое условие развития экономики и рынка услуг. На законодательном уровне принимаются документы, препятствующие появлению монополий и защищающие конкурентную борьбу. В экономике конкуренция неотделима от рынка товаров и услуг.
И все же конкуренция в обществе несет в себе деструктивный смысл, гораздо эффективнее для общества, когда люди трудятся с высокой самоотдачей на благо этого общества, получая взамен соответствующее вознаграждение.