Проблемы совершенствования налоговой системы России

Оптимально построенная налоговая система должна обеспечивать финансовыми ресурсами потребности гос-ва, а также не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности.

Наиболее серьёзная проблема: в России от 25 до 40% ВВП создаётся в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. Из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики производят отчисления в гос казну в виде налогов, составляющих более половины произведённого ВВП.

Другая проблема: доля изъятия через налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.

Также существует проблема: налоги должны распределяться в равной степени между федеральным центром и регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор.

Ещё одна проблема: наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это затрудняет работу самих налоговых служб.

Проблематичен также вопрос: неравномерности распределения налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов.

Особенно сильные дебаты ведутся в связи с введением налога с продаж и единого налога на вменённый доход.

Несмотря на очевидную необходимость реформирования налоговой системы, её кардинальная ломка привела бы к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая налоговая система не должна принципиально измениться.

 

41. Фискальная политика, её цели, виды и инструменты.

 

Фискальная политика - правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе.

Цели фискальной политики — поддержание:

-стабильного уровня совокупного объёма выпуска (ВВП);

-полной занятости ресурсов;

-стабильного уровня цен.

Её инструменты воздействуют как на совокуп­ный спрос (величину совокупных расходов: гос. расходы, налоги, трансферты), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм(налоги) и деловую активность(трансферты)).

Инструменты фискальной политики – это расходы и доходы государственного бюджета:

-государственные закупки;

-налоги;

-трансферты.

Виды фискальной политики:

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют 2 вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

-увеличение государственных закупок;

-снижение налогов;

-увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме, направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

-сокращение государственных закупок;

-увеличение налогов;

-снижение трансфертов.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают: дискреционную и автоматическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны — государственном бюджете.

Автоматическая (не дискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы — это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая её при "перегреве".

К автоматическим стабилизаторам относятся:

-подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);

-косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

-пособия по безработице;

-пособия по бедности.

Недостатки фискальной политики:

Эффект вытеснения: проявляется при увеличении гос закупок товаров и услуг с целью стимулирования экономики. Когда гос-во увеличивает свои расходы, ему требуются деньги на финансовом рынке. Таким образом, на рынке заёмных средств растёт спрос на деньги. Это приводит к тому, что банки повышают цены за свои кредиты (увеличивают свою процентную ставку) из-за максимизации прибыли или просто нехватки денег для выдачи в кредит. В итоге, из-за высоких процентных банковских ставок, инвесторам приходится брать все меньше кредитов, что ведёт к снижению инвестиций в экономику страны. Т.о., стимулирующая фискальная политика не всегда эффективна, особенно если в стране не развивается должным образом бизнес любого рода.

Дисбаланс государственного бюджета: постоянные операции гос-ва со своим бюджетом могут привести к неэффективности его распределения. Например, правительство не может регулярно повышать свои расходы, чтобы увеличить свой ВВП, поскольку оно может нести убытки, что очевидно не в интересах гос-ва.

 

42. Взаимосвязь фискальной (бюджетно-налоговой) и монетарной (кредитно-денежной) политики.

 

Для того, чтобы гос регулирование экономики было эффективным, необходимо взаимодействие кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политик а также чёткая согласованность в их проведении. Методы монетарной политики имеют эффект в краткосрочном периоде, а последствия реализации методов фискальной политики проявляются только в средне - и долгосрочных периодах.

В долгосрочном периоде главной целью взаимодействия этих политик является - достижение стойкого эк роста (благодаря контролю над инфляцией) и создание благоприятных условий эк развития. Это означает удержание дефицита бюджета на таком уровне, когда можно избежать его прямого эмиссионного финансирования ЦБ. Также необходимо следить, чтобы внешние займы находились на безопасном уровне, надо избегать перекосов в распределении ресурсов в экономике.

В краткосрочном периоде взаимодействие этих политик должно быть направлено на обеспечение эффективного управления гос долгом.

Монетарная политика определяет способность парламента финансировать бюджетный дефицит через влияние на стоимость долгов гос-ва и сокращения/расширения источников их финансирования.

"Мягкая" монетарная политика расширяет возможности финансирования бюджетного дефицита за счёт внутренних займов, из-за того что % ставки низкие, уменьшается стоимость обслуживания таких долгов. Благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам, обеспечивают активное потребительское и инвестиционное кредитование. А некоторое увеличение доходной части бюджета и усиление фискальной нагрузки на некоторые производства или отрасли, вследствие отмены налоговых льгот, может компенсироваться привлечением кратко- и долгосрочных кредитов.

Жёсткая монетарная политика и высокие % ставки не только делают более дорогими ссуды на внутреннем рынке, но и угнетают инвестиционные процессы и эк активность в стране. В результате чего уменьшатся будущие налоговые поступления в бюджет, и станет больше долговая нагрузка. В тоже время высокие процентные ставки привлекают иностранный капитал, что расширяет возможности размещения долговых ценных бумаг среди нерезидентов.

Фискальная политика правительства и его потребности относительно финансирования дефицита бюджета накладывают определённые ограничения на методы монетарной политики. Большой дефицит гос бюджета подрывает доверие к методам монетарной политики, что усложняет проведение жёсткой стабилизационной денежной политики.

"Мягкая" фискальная политика в условиях соц направленности бюджета не создаёт надёжного фундамента для стойкого эк развития и требует усиления рестрикционного характера монетарной политики в краткосрочном периоде.

При сочетании жёсткой монетарной и слабой фискальной политики для поддержания темпов эк роста должно происходить замещение частных инвестиций государственными(активизацию инвестиционной составляющей бюджетных расходов и снижение налогового бремени). Самым безопасным источником покрытия дефицита бюджета считается размещение ценных бумаг среди частных национальных агентов. Это даёт возможность избежать значительной эмиссии средств для удовлетворения потребностей парламента и инфляционного давления. При развитом вторичном рынке ценных бумаг они могут использоваться ЦБ, как эффективный инструмент регулирования объёмов ликвидности в стране. Но такой тип финансирования может ограничиваться глубиной и ликвидностью финансовых рынков в стране.

В краткосрочном периоде существенное влияние на состояние монетарной сферы имеет пропорция, в которой гос долг разделяется на внешний и внутренний. Увеличение объёма внешних займов усиливает мотивацию ЦБ к удержанию обменного курса национальной денежной единицы от снижения. Это помогает избежать увеличение долгов и ухудшения показателя долговой нагрузки. Приоритетным заданием в такой ситуации является также наращивание объёмов международных резервов. Эффект проведения этой политики похож для экономики на последствия оттока капитала из страны. Следует помнить, что финансирование гос бюджета за счёт внешних займов лишает возможности использовать такой инструмент стимулирования, как девальвация валюты и означает перекладывание налогового бремени на следующие поколения.

Жёсткая бюджетная при жёсткой монетарной политике одновременно сокращает финансирование соц сферы, сдерживает инвестиционный процесс, что тормозит эк развитие. Такой вариант может применяться в ситуации "перегрева" экономики или при довольно благоприятной внешней конъюнктуре, которая компенсирует ограничения, налагаемые жёсткой бюджетной и монетарной политикой.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: