Производство шерстяных тканей

Шерстяные ткани, так же как льняные и коноплевые, являются одним из первейших природных текстильных материалов, которые вырабатывал человек с незапамятных времен для изготовления одежды. Остатки шерстяных тканей находили при раскопках древних людей во всех обитаемых частях света.

Для изготовления шерстяных тканей использовали шерсть овец и коз, верблюдов и лам, бизонов и яков, оппосумов и кроликов, других животных. Первыми шерстяными тканями были сукна, выработанные в основном простым, чаще полотняным, переплетениями из грубой неокрашенной пряжи.

Кустарное производство шерстяных тканей (сукон) имело место в городах Древнего Востока – Сидоне, Вавилоне, Багдаде. Сидонские ремесленники в IVвеке до н.э. уже добывали пурпурные краски, и сукноделы окрашивали ткани в пурпурный цвет. В Древнем Египте носили в основном одежду из льна, а шерстяную пряжу, обладающую способностью хорошо окрашиваться, чаще использовали для выполнения узоров на льняных тканях. Хотя все же в некоторых погребениях до династического периода встречаются фрагменты одежды из шерстяных тканей.

Шерстяные ткани домашнего производства широко использовались в горных районах древнего Китая. В период династии Цинь (III век до н.э.) шерстопрядение и сукноделие были на довольно высоком уровне. Некоторые из тканей, найденные монголо-тибетской экспедицией П.К.Козлова даже в момент обнаружения превосходили по прочности современные сукна.

На высоком уровне было ручное ткачество шерстяных тканей в Индии. Причем в VIвеке до н.э. индусы вырабатывали не только сукна, но и тонкие узорные ткани. В индийской провинции Кашмир в 1600 году впервые появились замечательные кашмирские шали. Изготовлением шалей занимались исключительно мужчины. Обязанностью женщин было собирать клочки шерсти, которые дикие гималайские козлы и бараны оставляли на кустах, продираясь сквозь них. Кроме того, местные жители занимались разведением специально выведенных пород тонкорунных овец. Шали ткали ручным способом, тканый рисунок был одинаковым с обеих сторон. Наизготовление одной шали уходило от двух до четырех лет; в работе принимали участие 15-17 человек, начиная от автора и кончая ткачом и мастером вышивальщиком. Кашмирские шерстяные шали славились своей тонкостью, легкостью и изумительной красотой. Ценились очень высоко (в царской России цены на них были от 500 до 3 тыс. рублей). Роявление первой шали в Европе связывают с возвращением из египетских походов Наполеона I, привезшего в подарок Жозефине удивительной красоты шаль индийской работы. Мода на кашмирские шали сразу же охватила всю Европу. В XIX веке во Франции было налажено производство шалей.

Во II-Iвв. до н.э. в Падайской равнине (совр долина по р.По) древние этруски занимались сельским хозяйством, разведением овец и переработкой шерсти. В древнем этрусском городе Мутина (совр. Модена) вырабатывали шерстяные ткани разного качества и назначения. Из толстых грубых сукон, выработанных из грубой жесткой шерсти, шили одежду для прислуги. Состоятельные граждане носили одежду из тонкой мягкой шерсти. Из шерсти посредственного достоинства ткали ворсистые с двух сторон ковры и одеяла.

Открытие развалин валяльной мастерской в Помпеях (древний город а западе Италии, известен с конца Vвека до н.э., в 79 году до н.э. после извержения Везувия был засыпан) и обнаруженный там же в доме Веттиев фриз с изображением валяющих сукно рабов позволяют сделать вывод, что в императорскую эпоху технология сукновального дела была достаточно развитой. После валяния сукон в чанах с теплой водой (этим занимались рабы, залезая в чан и подпрыгивая, утрамбовывая ткань) куда добавляли собранную заранее и постоявшую одну-две недели мочу, использующуюся как аммиачное мыло; ткань обрабатывали особой глиной, отсасывающей жир и способствовавшей свойлачиваемости шерсти. Затем ткань вынимали, расстилали на больших столах, били вальками, после прополаскивали в чистой воде. Сукно надирали вручную шкурой ежа либо шишками чертополоха, и окуривали серой на плетеных клетках. После завершения всех этих операций ткань клали под пресс.

У древних римлян наибольшим спросом пользовались качественные ткани, выработанные из апулийской шерсти (Апулия – область на юге-востоке Италии – славилась развитым скотоводством и переработкой шерсти). Прядение шерсти и домашнее ткачество считались обязательным занятием римлянок. В предании о последнем римском царе Тарквинии Гордом, где выведен древнеримский идеал добродетельной женщины – Лукреции, - сказывается, что внезапное возвращение мужа из похода не застало ее врасплох: она пряла и ткала со служанками до поздней ночи.

Высокое качество римских сукон было широко известно за пределами империи. Со временем технология выработки тонких сукон римлянами была передана народам северной Европы. Хотя за долго до этого, начиная с 500 г. до н.э., грубую одежду из шерстяных волокон носили германцы, франки и другие народы, живущие здесь. Но уже в VIIвеке в эпоху Каролингов хорошим качеством отличались тонкие сукна франков. Так сообщается, что багдадский халиф Гарун аль-Рашид получил в подарок от Карла Великого (742-814 гг.) тонкие сукна, выработанные фламандскими мастерами.

Бритты, населявшие Британские острова, вырабатывали шерстяные суконные ткани задолго до новой эры, но римляне, завоевавшие эти земли, принесли с собой более совершенные приемы ремесла. Несомненно, что свою лепту в развитие искусства прядения и ткачества в Британии внесли новые завоеватели – англы и саксы. Первое письменное упоминание о разведении овец в Англии относится к 712 году, а к началу VIIIвека Англия занимала второе место в Европе после Испании по производству шерсти. Однако в то время британские ткани не могли сравниться с материковыми, и только переселение фламандских и французских ткачей позволило Англии стать лидером в производстве шерстяных тканей. Широкое привлечение иностранных мастеров и политика ограниченного вывоза текстиля и оборудования превратили Англию в страну, шерстяные ткани которой пользовались высокой репутацией и большим спросом на мировом рынке. Значительное влияние на политику Англии оказывали торговые гильдии, первая из которых – гильдия ткачей шерстяных тканей – была основана в 1120 году. С производством шерстяных тканей была связана и организация первой торговой выставки в Англии в 1135 году, право на ежегодное проведение которых получил приор ордена Святого Бортоломея. В то время британские монастыри были самыми крупными производителями шерсти в мире. Особенно славились своими овцами аббатства цистерцианских монахов, переселившихся в Англию из Франции в 1128 году; например, аббатство в Фонтейнсе насчитывало 15 тысяч овец, в Риво- 12 тысяч. С начала XIII века отмечается существование цехов, но уже в 1339 году богатый байлиф Бристоля держал на дому наемных ткачей, т.е. в начале XIVвека появляется более прогрессивная мануфактурная организация труда.

По-прежнему шерстяные ткани в основном были суконного производства. Но вот в 1315 году появилось первое письменное упоминание о камвольных тканях, и оно относится тоже к Англии.

Основными центрами средневекового суконного производства в Европе были Флоренция т Брюгге с окружавшими их городами. Из записей флорентийцаВиллани видно, что в XIVвеке во Флоренции производством сукон занимались около 30 тысяч человек. Центром торговли сукнами были европейские ярмарки в Шампани, а с XIVвека – в Брюгге. Кроме того итальянские сукна шли на Восток – в порты Египта, Сирии, Малой Азии и Крыма и далее в Персию, на Кавказ, в Китай и на Волгу в Россию.

С торговлей шерстяными тканями связано образование крупных банков. Так члены известного флорентийского рода Медичи в XV веке основали торговобанковскую компанию – по тем временам одну из крупнейших в Европе, связав ее с текстильным производством. Сами Медичи были членами нескольких текстильных гильдий. Развитие раннего капитализма в средневековой Италии было почти полностью обусловлено текстильным производством.

На Руси сукноделие, т.е. ручное тканье шерстяных тканей было известно издревле. По археологическим данным, употребление шерсти для одежд на территории восточных славян началось в 3-м тысячелетии до н.э. Первоначально это были грубые сукна и о том, что это так известно с 921 года, когда русичей в одежде из домотканого сукна увидел путешественник Ибн Фалдан, побывавший в столице волжских болгар. Позднее в древних летописях упоминания о шерстяных тканях и одежде из них встречаются многократно. Особенно часто упоминаются так называемые сермяжные сукна – грубые домотканые сукна из овечьей шерсть, выработанные полотняным переплетением.

Изготовление грубых сермяжных сукон было в основном домашним деревенским занятием, но уже сXIвека в монастырях и при «княж дворах» появляются мастера по тканью шерстяных тканей. С этого времени зарождается торговля шерстяными тканями и в городах. Сукноделие становится все более распространенным ремеслом.

Следует отметить, что не только сукноделие было известно в Древней Руси, но и художественное ткачество было здесь известно издавна. Об этом свидетельствуют литературные источники и сохранившиеся фрагменты шерстяных тканей северных славян X-XI веков (с узорами крупными, геометрическими, набивными), кривичей XII века (узоры – переплетенные мережкой). Наряду с набивкой, распространенной почти повсеместно, известно было узорное ткачество, что использовалось при выработке дорогих покрывал, скатертей, плахты, тканей для одежды.

В летописях сообщается, что во время набега князя ордынского Тохтамышана Москву в 1382 году было разорено и уничтожено много сукновальных дворцов. В повести «О московском взятии от царя Тохтамыша в пленении земли Руськая» сказывается, что активное участие в защите Москвы от татар принимали участие «суконники». Автор сообщает о решительном действии одного из этих людей: «Един гражданин, именем Адам, москвитинбесуконник…, приметив единого татарина нарочита и славна, еже бе сын некоторого князя ординского, и напя самострел и спусти ненапрасно стрелу на него, ею же уязви его в сердце его гневливое и вскоре смерть ему нанесе; се же бе велика язва всем татарам, яко и самому царю тужити о нем».

На Руси были известны различные виды шерстяных тканей для одежды. В летописях упоминаются не тоько сукна, но и понева (шерстяная или полушерстяная домотканая материя), ярич, власяница (ткань из волос какого-либо животного), пестроткань (полотно с тканым рисунком в виде полос или клеток). Из поневы шили женские юбки-поневы и сарафаны, из власяницы – грубые одежды, которые носили монахи на голом теле в знак смирения, для верхней одежды использовали сержемятное сукно. Из летописи 1425 года следует, что изделия из такого сукна – сермяги – были наиболее распространенной одеждой широких слоев населения («всибобяху в сермягах»). Тонкие сукна, называвшиеся скорлатами (скурлатами), поступали из-за границы, в основном из стран Западной Европы, и стоили очень дорого. Торговля тонкими сукнами, носившими также название аглицких, амбурских, брабантских, греческих и т.п. шла прежде всего через Новгород и велась специальными купцами – «суконной сотней» (особые корпорации, были во многих городах: «Московское сто», «Иавновское сто», «Сурожане» и др.).

Суконная сотня была одной из привилегированных корпораций русского купечества. Впервые лнафигурирует но соборе 1598 года. До оформления суконной сотни в Москве и других городах имелась корпорация суконников. Члены суконной сотни (суконники) играли крупную роль во внутренней торговле. Положение суконников определялось особой жалованной грамотой, выданной им на рубеже XVI-XVIIвеков. Они освобождались от налогов и повинностей посадской общины и имели другие привелегии (кроме права покупки вотчин и свободного выезда за границу). Члены суконной сотни заведовали более мелкими предприятиями и также несли материальную ответственность в случае недобора казенных сумм.

Необходимость создания собственного производства тонких сукон хорошо понимали русские цари и, начиная с Ивана IVи Бориса Годунова, приглашавшие иностранных мастеров. Такая необходимость подтверждалась жалобами купцов на то, что иностранцы продавали России сильнотянутые ткани, которые после замочки сильно усаживались.

Суконная мануфактура, основанная купцами Сериковым и Дубровским в 1698 году по «изустному повелению царя» была одной из первых по выработке тонких сукон.

В результате проводимой Петром I политики поддержки русских мануфактур появился еще целый ряд производств. Это привело в XVIIвеке к возникновению крупных мануфактур, основанных на разделении труда между работниками. Мануфактуры организовывались, как правило, и там, где уже существовало развитое производство той или иной продукции, где уровень товарного производства был достаточно высок. Большая часть созданных в этот период времени мануфактур принадлежала казне, царскому двору крупным боярам. В 1704 году было основано казенное суконное заведение в Тавровской крепости около Воронежа, в 1705 году начинается история Суконного двора, построенного в Москве у Каменного моста и находившегося в ведении А.Меньшикова, организуется Казанская суконная мануфактура И.Осокина и уже «суконное дело в совершенное основание приходит… больше русскими мастерами, а не иноземцы управляются». Новые суконные заведения были открыты в 1718 и 1720 годах. В указе Петра I от 1720 года «кумпании» купцов предписывались обратить внимание на отделку сукон, на то, что русские люди прясть и ткать уже научились, а вот «красить и лощить, и гладить, и тискать сукон, пристригать, ворсить еще не обыкновенны». Развитие суконных мануфактур в России продолжалось. В 1729 году на мануфактуре «Большой суконный двор» было 130 ткацких станков и работало 730тчеловек. Во второй половине XVIII века число мануфактур еще увеличилось, в основном за счет казенных, на которых легче было контролировать качество выработанных тканей. Однако существенные сдвиги в качестве шерстяных тканей произошли только в первой половине XIXвека. В этот период в моду вошли шали и платки Купавинской фабрики и шали из помещичьих мастерских Елисеевой, Мерлиной и Колокольцева. Их высокое качество привело к тому, что в 1820 годы был прекращен ввоз в Россию лионских шалей. Успехи русских ткачей в выработке шалей и платков по типу кашмирских были признаны специальной делегацией из Лиона. Необычайной красотой и качеством славились двусторонние шали помещицы Н.А.Мерлиной. Их слава достигла парижских дворцов и вскоре посланник Наполеона «торговал у Мерлиной шаль для императрицы».

Затем в России были организованы мелкие кустарные мастерские, которые стали делать дешевые «кашемировые» шали. Мастерские были во Владимирской, Нижегородской, Ярославской и Московской губерниях. Особенно прославилась фабрика в селе Павловский-Посад, вырабатывающая исключительно набивные шерстяные ткани.

Для улучшения качества тканей предпринимались и правительственные меры. Так в 1810 году суконным фабрикам и фабрикантам были даны особые привилегии. Позднее специальный комитет стал закупать сукна на нужды государства с вольных торгов. В 1823 году в Москве была учреждена «училищная фабрика» для подготовки квалифицированных ткачей. Русские фабриканты с успехом принимали участие в зарубежных выставках. В 1828 году «Журнал мануфактур и торговли» сообщал: «С каким восторгом всякий русский принял известие, сообщенное иностранными газетами, о том, что Лейпцигская сего года ярмонка отличалась появлением Московских шелковых, бумажных и шерстяных материй, которые привлекают толпами покупателей и любопытствующих и, по мнению знатоков, во всех отношениях ничего более не оставляют желать в сравнении с иностранными сего рода изделиями».

Начиная с 1826 года в стране стали появляться камвольные мануфактуры, а промышленность из суконной, какой была до этого, превратилась в шерстяную в полном смысле слова. В России стали вырабатывать тонкие шерстяные безворсовые ткани, увеличился выпуск легких тонких сукон и других тканей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: