Образцы тестовых заданий.
1. К какому типу речевых стратегий относится дискредитация?
a. Семантические
b. Прагматические
c. Диалогические
d. Риторические
2. Какому понятию больше соответствует термин суггестия?
a. Воздействие
b. Манипуляция
c. Манипулирование
3. Способом представления и осмыслением своего опыта взаимодействия с окружающим миром в НЛП называется:
a. Якорением
b. Раппортом
c. Репрезентативной системой
4. Прием речевого воздействия и управления пониманием, при которой информация подается не как новое знание, требующее рационального и осознанного анализа, а как нечто само собой разумеющееся, известное или как условие осмысленности сказанного, называется:
a. Выбором единицы измерения
b. Замазыванием
c. Навязыванием пресуппозиции.
Перечень вопросов к зачету
1. Языковое варьирование как важнейший источник имплицитного воздействия языка на сознание.
2. Типология языковых механизмов воздействия на сознание.
3. Языковые механизмы вариативной интерпретации в нейролингвистическом программировании.
|
|
4. Отражательная и моделирующая концепция языка в определение суггестии.
5. Суггестия и доказывание. Суггестия и языковая игра.
6. Суггестия и информирование.
7. Лингвистические основы суггестии.
8. Теория речевой деятельности и стратегии речевого поведения.
9. Прогнозирование и контроль как базовые элементы речевой стратегии.
10. Гибкость как конституирующий признак речевой стратегии.
11. Типология речевых стратегий.
12. Семантический тип речевых стратегий. Тактика уговаривания (уговоры, просьба, убеждение: критерии разграничения тактик).
13. Тактика дискредитации (оскорбление, издевка, обвинение: специфика тактик). Семантический тип речевых стратегий.
14. Прагматический тип речевых стратегий. Эмоционально настраивающие тактики (комплимент).
15. Стратегия самопрезентации.
16. Типы манипулятивной коммуникации. Причины и приемы манипулятивного общения в межличностной и социальной коммуникации.
17. Диалоговый тип речевых стратегий: контроль над инициативой.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: [монография] / О. С. Иссерс.- изд. 4-е, стереотип.- М.: КомКнига, 2006.-284 с.
2. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия: Учебное пособие для университетов и институтов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2011.- 320 с.
Дополнительная литература:
1. Американское коммуникативное поведение / Воронеж. межрегион. ин-т обществен. наук; Под ред. И.А. Стернина, М.А. Стерниной.— Воронеж: ВГУ - МИОН, 2001.— 224с.
|
|
2.Динейка К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. 3-е изд. - М., 2000.
3. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи - изд. 2-е – М.: Едиториал УРСС, 2002.
4.Козлянинова И. П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. Учеб. пособие по сценической речи. - М., 1995.
5.Клюев Е.В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция: Учеб.пособие.- М.: Приор, 2009.
6.Савкова 3.С. Как сделать голос сценическим. - 2-е изд.- М., 2005.
7.Стернин И. А. Русский язык и коммуникативное сознание в ближайшие годы: попытка прогноза//Мир русского слова.— Б.м. — 2004.— N 2.— С. 73-74
8.Стернин И. А. Отношение носителей языка к речевой культуре // Мир русского слова.-Б.м. 2004.— N 3.— С. 88-90.
9.Сценическая речь /Под ред. И.И.Козляниновой. - М., 2006.
10.Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие для вузов / С. Г. Тер-Минасова; МГУ.-2-е изд., дораб.- М.: издательство МГУ, 2004.-350 с.
11.Фролова И. А. Практический курс русской фонетики и интонации. - М., 1991.
Интернет-ресурсы
1. Информационно-справочный портал «Русский язык» www.gramota.ru
2. Сайт «Культура письменной речи» http://www.gramma.ru
3. Сайт «Словесник», некоммерческая онлайн-библиотека http://www.slovesnik.ru
4. Сайт «Архив петербургской русистики» http://www.ruthenia.ru/apr/index.htm
5. Интерактивные словари русского языка на сайте ИРЯ им. В.В.Виноградова
http://www.slovari.ru/lang/ru/
6. Русский филологический портал «Philology.Ru» http://www.philology.ru
7. Центр развития русского языка http://www.ruscentr.ru/
8. Профессиональное общение он-лайн: (по материалам журнала "OfficePRO") / сост. обзора П. А. Кюнг // Справочник секретаря и офис-менеджера www.sekretariat.ru
Глоссарий
Вербальное поведение (verbal behavior) - поведение, проявляющееся в речи.
Вербальные средства коммуникации - устная и письменная разновидности языка.
Взаимодействие коммуникативное - процесс взаимодействия двух и более субъектов, целью и основным содержанием которого является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них.
Воздействие речевое (коммуникативное) - спланированное воздействие на знания (когнитивный уровень), отношения (аффективный уровень) и намерения (конативный уровень) адресата в нужном для адресанта направлении. В лингвистике предложено достаточно много подходов к пониманию речевого воздействия, которые отчасти позволяют прояснить механизмы, действующие при речевом воздействии. Речевое воздействие может быть описано как передача смыслов от адресанта к адресату, как социальное или коммуникативное взаимодействие, а также как частный случай манипуляции. Рекламная и PR-информация всегда служат целям коммуникативного воздействия.
Высказывание - оформленная в речи законченная мысль, смысл которой зависит от конкретной или воображаемой ситуации.
Диалог (фр. dialogue, англ. dialog[ue], от греч. dialogos «разговор, беседа»; букв. «речь через») - процесс общения, обычно языкового, между двумя или более лицами. Диалог часто противопоставляется монологу (греч. «речь одного»). Если диалог – это совместная речевая деятельность двух или более лиц, а также результат такой деятельности, то монолог – это речевое произведение, принадлежащее одному говорящему, а также само его говорение. Специфика монолога состоит лишь в том, что роль говорящего не переходит от одного лица к другому, поэтому монолог является частным случаем диалога.
Дискурс - вид речевой коммуникации, основывающийся на региональном непредвзятом обсуждении, на попытке дистанцироваться от социальной реальности.
Знак - материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, служащие:
- для обозначения другого предмета, свойства или отношения;
|
|
- для переработки и передачи информации.
Определяющей стороной знака является его значение, которое может быть предметным, смысловым или экспрессивным. Различают языковые и неязыковые знаки.
Значение - содержательная сторона знака или ряда знаков: языка, ситуации, действия, идеи или объекта.
Интонация - единство взаимосвязанных компонентов, качественных изменений тона, тембра, мелодики, интенсивности, длительности звуков, служащих для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний. Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания и детализирует смысловые отношения. В русском языке принято выделять семь основных типов интонационных конструкций. Интонация выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказываний (побуждение, вопрос, восклицание и др.), части текста соответственно их важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, расчленяет его на ритмические группы; является фактором эмоционально-эстетического воздействия и др.
Информативные высказывания - высказывания, смысл которых определяется содержащейся в них семантической информацией.
Коммуникант - участник коммуникации, задействованный в коммуникативном акте: отправитель или получатель, порождающий и интерпретирующий сообщения. Коммуникантами могут быть человеческие индивиды и общественные институты: правительства, партии, фирмы и т.п.
Коммуникационный акт - акт общения между людьми посредством передачи символов, целью которого является взаимопонимание.
Коммуникация (communication, от лат. communico - делаю общим) - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностный подход к коммуникации. Коммуникация - в механистическом подходе - однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. Коммуникация - в деятельностном подходе - совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
|
|
Лингвистика, языкознание (Linquistics, от лат. linqua – язык) - учение о языке, исследующее закономерности его структуры, функционирования и развития, включающее сравнение отдельных языков с целью выявления генетических и типологических связей между ними.
Выделяют несколько направлений в развитии лингвистики, например:
антропологическая лингвистика - изучение языков, не имеющих письменности;
психолингвистика - наука, исследующая обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответствующего языка;
социальная лингвистика - область языкознания, изучающая общие закономерности языка в различных социальных условиях;
этнолингвистика - направление в языкознании, изучающее отношение между языком и его носителями, а также взаимодействие языковых и этнических факторов в языковой деятельности. Этнолингвистика основывается на признании связи языка с культурой народа.
Логика - наука о способах доказательств и опровержений. Применение законов логики в процессе познания обеспечивает приближение к овладению истиной.
Манипулирование, или манипуляция - это вид скрытого коммуникативного воздействия адресанта на адресата (на его знания, представления, отношения, цели) с целью изменить его намерения в нужном для адресанта направлении вопреки интересам адресата.
Межличностная коммуникация - коммуникация, в которой участвуют двое коммуникантов.
Невербальные средства коммуникации - средства общения, включающие:
- первичные языки: система жестов, отличная от жестового языка глухонемых, пантомима, мимика; и
- вторичные языки: азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro-linguistic programming - комплекс аксиом и убеждений, применяемых как подход к личностному развитию). НЛП основывается на идее того, что сознание, тело и язык индивидуума формируют картину его мировосприятия, и это восприятие, а, следовательно, и поведение можно изменить с помощью различных техник.
Общение - взаимодействие индивидов или социальных групп:
- состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; и
- удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми.
Общение фатическое - бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения, общения ради общения.
Речь - исторически сложившийся вид коммуникативной деятельности человека, посредством использования возможностей языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Речевая деятельность - взаимосвязанные речевые действия, направленные на достижение одной цели. Речевая деятельность подразделяется на письмо, чтение, говорение, перевод и т.д.
Речевая ситуация - реальная или воображаемая ситуация, провоцирующая речь. В коммуникации с переводом различают:
- речевую ситуацию, во время которой сообщение принимается переводчиком; и
- речевую ситуацию при приеме сообщения финальным адресатом.
Речевой этикет - правила речевого поведения на службе. Речевой этикет включает:
- устойчивые формы обращения, изложения просьб, выражения признательности;
- способы аргументации с учетом сложившейся ситуации и т.п. Различают речевой этикет проведения деловых бесед, совещаний, публичных выступлений и написания деловых писем.
Риторика (от греч. rhetorike) - наука об искусстве речи, о красноречии, об ораторском искусстве. Риторика обобщает опыт мастеров слова, устанавливает правила речевого поведения, пути оптимизации речевого общения.
Семантическая информация - информация, содержащаяся в высказывании и передаваемая через значения единиц речи.
Сообщение - предназначенные для передачи высказывание, текст, изображение, физический предмет или поступок. Сообщения состоят из словесных или невербальных знаков.
Устная речь - речь, порождаемая в процессе говорения. Обычно устная речь творится в процессе беседы, для нее характерна неподготовленность. Устная речь является первичной формой существования языка и единственной формой существования языков, не имеющих письменности.
Цели общения - классификация функций общения в зависимости от его цели:
-1- контактная функция;
-2- информационная функция;
-3- побудительная функция;
-4- координационная функция;
-5- функция понимания;
-6- эмотивная функция;
-7- функция установления отношений;
-8- функция оказания влияния.
Экстралингвистический (ситуативный) контекст - обстановка, время и место, к которым относится высказывание, а также факты реальной действительности, знание которых помогает рецептору правильно интерпретировать значения языковых единиц в высказывании.
Язык - система знаков, служащая:
- средством человеческого общения и мыслительной деятельности;
- способом выражения самосознания личности;
- средством хранения и передачи информации.
Язык включает в себя набор знаков (словарь) и правила их употребления и интерпретации (грамматику).
Языковая картина мира - исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире.
Языковый знак - единица языка, служащая:
- либо для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений;
- либо для обозначения отношений между элементами языка в тексте.