Фин. система (ФС) – совок-ть ФО и регулирующих их институтов. выделяют 3 подсистемы:
1. Финансы гос-ва
2. Финансы хоз. субъектов
3. Финансы населения
Финансы гос-ва – это денежные фонды гос-ва и формы их использования. Ведущее звено гос. финансов – это гос. бюджет. Кроме него гос. финансы включают в себя внебюджетные фонды и валютные резервы. Внебюджетные фонды – это денежные ср-ва гос-ва, не включаемые в гос. бюджет и используемые по опред. целевому назначению (пенсионный фонд, фонд занятости, гос. страховой фонд). Валютные резервы – это офиц. запасы иностр. валюты в ЦБ и м/н кредитных орг-циях, предназначенные для м/н расчётов, для выхода из непредвиденных ситуаций и для получения дохода.
Финансы хоз. субъектов – это денежные фонды юр. лиц, а также фин. связи м/ юр. лицами и гос-вом и м/ юр. лицами и физ. лицами.
Финансы населения – это денежные ср-ва населения, рассматриваемые, с одной стороны, как доходы, а с др., как расходы и сбережения.
2 принципа построения фин. систем:
Фискальный федерализм – это принцип разделения полномочий в фин. сфере м/ фед., рег. и местными властями, основанный на главенстве федерации. Отличительные черты:
|
|
Самост-ть бюджетов всех уровней.
Чёткое разграничение f м/ ними и проведение самост. фин. политики.
Рег. и мест. бюджеты не входят в бюджет центрального пр-ва.
Сложность:распределение доходов и расходов м/ бюджетами различных уровней.
Демократический централизм – принцип сосредоточения большей части фин. ресурсов в руках центрального прав-ва. Региональные и местные бюджеты явл-ся составной частью вышестоящего гос. бюджета. Они не могут проводить самост. ФП. Гос-во осуществляет контроль за Ф хоз. субъектов. Такой принцип построения ФС характерен для стран с преимущественно плановой эк-кой. Недостаток: невозможность нижестоящих бюджетов повлиять на распределение финансовых ресурсов.
Фискальная политика государства: дискреционная и автоматическая. Встроенные стабилизаторы
Под фискальной политикой понимается система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т. е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.
Выделяют следующие цели фискальной политики:
1)сглаживание колебаний экономического цикла;
2)обеспечение устойчивого экономического роста;
3)достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.
подразделяется на два типа:
Дискреционная фискальная политика вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. В этом случае обычно принимаются новые законы.
|
|
Основными инструментами дискреционной политики выступают:
а)изменения ставок налогообложения;
б)проекты общественных работ;
в)трудоустройство населения.
Это активная фискальная политика государства.
Дискреционная фискальная политика, осуществляемая в целях сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:
1.Экспансионистская(стимулирующая) связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетанием этих мер (так как мультипликационный эффект от государственных расходов больше, чем от снижения налогов). В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства за счет дефицитного финансирования.
2. Рестрикционная(контрактивная), или сдерживающая, связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов или сочетает эти меры, чтобы ограничить инфляционный рост экономики.
Недискреционная(автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Это пассивная фискальная политика.
Встроенный (автоматический) стабилизатор — это экономический механизм, автоматически реагирующий на, изменение экономической конъюнктуры.
Встроенные (автоматические) стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве встроенных стабилизаторов выступают: прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице, пособия по бедности, субсидии фермерам, а также система участия в прибылях. При помощи встроенных стабилизаторов в зависимости от экономической конъюнктуры изменяются налоговые поступления и государственные трансферты, таким образом они сглаживают циклические колебания, но не устраняют их. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема происходит обратный процесс.
Государственный бюджет, его структура.
ГосБюджет – централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении гос-ва – годовой план доходов и расходов гос-ва, утверждённый в з/д порядке.
ГБ один из главных рычагов регулирования эк-ки. Воздействие гос-ва на эк-ку происходит путём финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д. Совок-ть бюджетов всех уровней (фед., рег., и мест.) и отн-ния м/ ними представляет собой бюджетную систему.
Структура ГБ представлена 2 частями: расходной и доходной. Расходная часть хар-т направления и цели использования гос. ср-в. Расходы ГБ всегда носят целевой хар-р и, как правило, явл-ся безвозвратными. Безвозвратное предоставление гос. ср-в из ГБ на целевое развитие наз-ся бюджетным финансированием. Доходная часть ГБ хар-т источники его пополнения.
Структура бюджетных расходов и доходов в стране с рыночной экономикой выглядит примерно так (%):
Расходы
Затраты на социальные услуги 40-50
Затраты на хозяйственные нужды: инвестиции в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на государственные программы 10-20
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики10-20
Административно-управленческие расходы 5-10
Обслуживание государственного долга до 7-8
Доходы
Налоги 75-85
Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли 5-8
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный фонд, страхование от безработицы 10-12