Общелогические методы (или теоретико-эмпирические)

Фундаментальные (философские).

1. Диалектический метод или принцип.

Диалектика (греч. dialektike – искусство вести беседу, спор) – это учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей, а также основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В этом смысле диалектика противопоставляется метафизике – такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Три закона диалектики…

В истории философии различают три основные формы диалектики: античную, немецкую идеалистическую и материалистическую.

Развитие с точки зрения диалектического подхода рассматривается как бесконечный постепенный, противоречивый, скачкообразный процесс, в котором доминирует движение по направлению от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому.

2. Принцип детерминизма.

Детерминизм (лат. determino – определяю) – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). Противоположностью детерминизма является индетерминизм, который отказывается от признания причинности вообще или по крайней мере ее всеобщности.

 

 

Общенаучные подходы.

1. Исторический подход.

Подразумевает изучение генезиса и развития объекта. Включает в себя анализ исторических событий и фактов, их оценку в контексте возникновения, формирования и развития объекта. Дает возможность исследовать возникновение и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявления внутренних закономерностей.

2. Сравнительно-исторический метод – частный случай исторического подхода. Это совокупность познавательных средств и процедур, которые позволяют выявить схожесть и отличия между явлениями, которые изучаются, определить их генетическое родство, общее и специфическое в их развитии.

Пример: сравниваем живопись Средневековья и Возрождения, выявляем преемственность, схожесть и различия в идеях и технике, закономерности развития.

    3. Терминологический подход – изучение истории терминов и обозначаемых ими понятий, разработка или уточнение содержания понятий, установление их взаимосвязи и субординации. Включает в себя метод терминологического анализа (анализ содержания понятий) и метод операционализации понятий (определение понятий).

    Определения понятий необходимо формулировать, основываясь на толковых и профессиональных словарях. Сначала определяют родовой признак, а потом указывают на тот самый существенный признак понятия, который отличает его от всех подобных (пример из биологии).

    При определении понятий необходимо придерживаться некоторых правил:

- избегать тавтологии (повторения);

- соблюдать правило размерности – объем понятия, которое определяется, должно соответствовать объему понятия, которое определяет, т.е. они должны быть тождественными (собака — плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых);

- понятие должно быть четким и однозначным.

 

4. Системный подход.

Системный подход исходит из того, что практически любой объект действительности можно представить как систему. В современной науке под системой (греч. systema – составленное из честей, объединение, составление) в целом – это целостная совокупность взаимосвязанных элементов. Сам Л. фон Берталанфи определял систему как комплекс взаимодействующих элементов. Данные элементы, их порядок, связи и отношения образуют структуру системы как статичную ее характеристику, а их функции, взаимодействие и взаимосвязи – динамику системы. Т. о., важнейшим атрибутом системы является наличие существенных стойких связей и отношений между составляющими системы и их свойствами, которые превышают по прочности связи и отношения этих составлябщих с объектами, которые не входят в эту систему.

Основные принципы системного подхода:

Принцип целостности – означает принципиальную несводимость системы к сумме ее элементов и невозможность выведения из последних свойств целого.

Принцип структурности – возможность описания системы через установление ее структуры, т.е связей и отношений элементов, в т. ч. иерархических.

Принцип иерархии – выявление или создание в системе иерархических связей, модулей и целей.

Принцип функциональности – структура системы тесно связана и обуславливается ее функциями. Именно с выявления функций элементов системы и функций системы в целом необходимо начинать ее анализ. Функция системы – это любое действие, направленно на поддержку системы в состоянии стабильности и обеспечение ее жизнеспособности. Дисфункция, наоборот, является отклонением и направлена на разрушение системы.

Принцип окончательной (глобальной, генеральной) цели функционирование и развитие системы и всех ее составляющих должны направляться на достижение определенной глобальной цели (или миссии).

Принципы единства, связанности и модульности – система рассматривается извне как единое целое (принцип единства), в то же время в результате анализа ее можно разбить на отдельные взаимосвязанные элементы (принцип связанности). Принцип модульности предусматривает возможность абстрагирования от деления системы на элементарные составляющие и выделение ее функциональных модулей – «входа» и «выхода».

Принцип развития – способность самосовершенствоваться и развиваться, эволюционировать под влияние изменяющихся условий внешней среды, при сохранении внутреннего единства и целостности.

Принцип децентрализации – это баланс между полной централизацией и способностью реагировать на влияния и вызовы внешней среды отдельными элементами системы. Тесно связано с открытостью/закрытостью ситсемы. От данного баланса прямо зависит адаптивность и жизнеспособность системы, т. к. слишком централизованная система не является гибкой, а значит ее адаптивные способности снижены. А слишком децентрализованная система является нестабильной и подвержена угрозе распада.

Принцип неопределенности – особенно характеризует социальные системы. Означает наличие фактора случайности в развитии системы, функционирование которой нельзя абсолютно подчинить жестким закономерностям.

Свойства системы – целостность, структура, взаимосвязь элементов, функциональность, взаимосвязь с внешней средой, иерархичность, самоорганизация.

Любая система погружена во внешнюю среду. Внешняя среда – это все то, что находится за пределами системы. Т. е. это комплекс множества природных, общественных, информационных, экономических и других факторов, которые влияют на систему или находятся под ее влиянием. Это влияние внешней среды может носить и агрессивный характер. Тогда выживаемость системы зависит от баланса таких ее характеристик как стабильность и стойкость, а также адаптивность и гибкость. Влияние внешней среды заставляет систему развиваться, но может привести и к ее разрушению, если связи между ее элементами недостаточно прочны. Структура и функции системы тесно связаны с внешней средой, можно сказать, что они обусловлены внешней средой и зависят от нее.

    По характеру отношений и связей с внешней средой системы делят на закрытые и открытые. Открытость системы определяется такими показателями как:

– количество связей системы с внешней средой;

– интенсивностью обмена информацией или другими ресурсами между системой и внешней средой;

– степенью взаимовлияния с другими системами.

Взаимодействие между системой и внешней средой осуществляется при помощи входов и выходов системы. Вход системы – это действие на нее внешней среды. Выход системы – это результат функционирования системы для достижения определенной цели или ее реакция на влияние среды. При исследовании взаимодействия системы с внешней средой широко используется кибернетическая модель «черного ящика».

Внешняя среда

 

Вход Х

 

Процессы в системе

 

Выход Y

 

 



Обратная связь

Название «черный ящик» подчеркивает то, что условно информация о внутреннем строении и процессах в системе не известна, а отслеживаются только ее входящие и исходящие связи с внешней средой.

Классификация систем

1. Материальные и абстрактные. Материальные системы являются реальными объектами, которые существуют в реальном времени. Они делятся на естественные и искусственные. Естественные системы – это совокупность объектов природы, а искусственные – организационно-экономических, социальных или технических объектов. К естественным системам принадлежат астрокосмические, планетарные, физические, химические системы и т.д.

По степени участия человека искусственные системы делятся на технические, в основу которых положены процессы, которые осуществляются машинами, и организационно-экономические, которые функционируют как человеко-машинные комплексы.

Абстрактные системы – это умственно-зрительные представления, изображения или модели материальных систем, которые делятся на логические (описательные) и символические (математические).

Логические системы - это результат дедуктивного или индуктивного представления материальных систем. Их можно рассматривать как системы понятий и определений (совокупность представлений) о структуре, состоянии и основных закономерностях изменения состояния (динамики) материальных систем.

Символические системы - это формализация логических систем. Они делятся на три класса:

1) статические математические системы или модели, которые можно рассматривать как описание средствами математического аппарата состояния материальных систем (модели состояния);

2) динамические математические системы или модели, которые можно рассматривать как математическую формализацию процессов развития материальных (или абстрактных) систем;

3) квазистатические (квазидинамические) системы, которые находятся в неустойчивом положении между статикой и динамикой и при одних влияниях ведут себя как статические, а при других – как динамические.

Выделяют также:

- Динамические системы – это системы, которые постоянно изменяются. Любое изменение, которое происходит в системе, называется процессом. Иногда его определяют как преобразование входа системы в выход. Если система характеризуется одним вариантом поведения (развития), ее называют детерминированной. Вероятностная система – это система, поведение которой можно предугадать с определенной степенью вероятности на основе исследования ее прошлого поведения.

Динамические системы характеризуются следующими свойствами:

• равновесие – способность возвращаться к изначальному состоянию, компенсируя влияние внешней среды;

• самоорганизация – способность восстанавливать свою структуру или поведение для компенсации внешнего влияния, а также изменять их, приспосабливаясь к условиям окружающей среды;

• инвариантность поведения – то, что остается в поведении системы неизменным в любой отрезок времени.

Именно такие системы изучает синергетика.

- Кибернетические или управляющие системы – это системы, с помощью которых исследуются процессы управления в технических, биологических, экономических и социальных системах. Центральным понятием в этом случае является информация как способ влияния на поведение системы.

По способу управления системы делят на: управляемые извне, самоуправляемые и с комбинированным управлением.

Схема…

 

В теоретико-познавательном плане выделяются три возможных аспекта рассмотрения систем:

1) система рассматривается как взаимосвязанный комплекс материальных объектов (такой подход используется преимущественно при исследовании природных объектов или процессов материального производства);

2) система охватывает, с одной стороны, набор материальных объектов, а с другой - информацию об их состоянии (такой подход применяется при описании процессов управления, в т. ч. государственного и муниципального);

3) система рассматривается в сугубо информационном аспекте как комплекс отношений, связей, информации (такой подход принят в теоретических исследованиях, а также для описания социальных отношений и процессов управления).

 

5. Структурно-функциональный анализ. Подразумевает выделение в системных объектах структурных элементов (компонентов, подсистем) и определение их роли (функций) в системе. Элементы и связи между ними составляют структуру системы. Каждый элемент выполняет свои специфические функции, которые «работают» на общесистемные функции. Структура характеризует систему в статике, а функции – в динамике. Между ними есть определенная зависимость.

СФА подразумевает структуризацию объекта. Она позволяет выделить, а затем описать существенные составляющие объекта – элементы, подсистемы, компоненты, связи, свойства, функции и т.д. Описание структуры объекта состоит в разделении на составляющие и установлении характера взаимосвязей между ними.

Анализ структуры осуществляется при помощи метода классификации – многоступенчатого, последовательного разделения исследуемой системы с целью систематизации, углубления и получения новых знаний относительно его строения, состава элементов, подсистем, компонентов, внутренних и внешних связей.

Сущность процесса или явления как системы выявляется в их структуре, но реализуется в их функциях (ролях, назначениях). Это позволяет рассматривать систему как структурно-функциональную целостность, в которой каждый элемент (подсистема, компонент) имеет определенное функциональное назначение, которое должно согласовываться с общими целями системы в целом. Функция является конкретизацией назначения системы, доказывает целесообразность существования объекта или процесса в пределах этой системы. Функция – это способ практической реализации назначения (цели) системы.

 

6. Синергетический подход.

Основоположники: термин «синергия» ввел в 1947 г. российский ученый Н. А. Бернштейн. Как науке синергетике положил начало Г. ХАкен в 70-80 гг. ХХ в. Далее – И. Пригожин, И. Стенгерс, Н. Моисеев.

Синергетика (греч. синерги́я – действующий, действие) изучает самоорганизующиеся системы, каковыми являются все социальные системы, включая политическую. Главным объектом синергетического анализа выступают системы, которые эволюционируют, развиваются, самоорганизуются в направлении повышения адаптивности. При этом трансформация системы может происходить путем эволюционного развития или т. н. бифуркации – «революционных» качественных скачков. При этом изменяются как структура системы, так и функциональное предназначение ее элементов.

Для неравновесных систем, таких как социальные, характерно состояние динамического хаоса. Это означает тенденцию нелинейного, скачкообразного, т. е. бифуркационного развития, при котором система может непропорционально реагировать на вызовы. Еще одной характеристикой неравновесных систем является их дисипативность – т.е. открытость – состояние, когда система постоянно обменивается ресурсами с окружающей средой. Закрытые и равновесные системы не могут развиваться.

Такая система будет развиваться скачкообразно, и в ней всегда будут присутствовать состояния, когда дальнейший процесс ее развития будет совершенно непредсказуем. Какой-то период времени система развивается более-менее стабильно и предсказуемо, по т.н. аттрактору (вектору, направлению) развития. Но импульсы из внешней среды, которые открытая система воспринимает, будут порождать отклонения в ее развитии, т.н. флуктуации. Когда количество этих отклонений составит некоторое критическое количество, система достигнет точки бифуркации – т.е. состояния крайнего неравновесия. И здесь дальнейшее поведение системы абсолютно непредсказуемо и зависит от случайности – она или распадется, или полностью перестроится (пример, распад СССР, эволюция живого организма путем мутации).

Схема…

Аттрактор

Импульсы-флуктуации

Т. бифуркации

Новый аттрактор

Этапы применения синергетического подхода:

а) выделить и охарактеризовать (в понятиях формальной логики) сложную систему или процесс;

б) исследовать стратегию ее развития, описать возможные уровни ее свободы, т.е. равновозможные направления (варианты) и пути ее развития;

в) осуществить факторный анализ возможных путей ее самоорганизации;

г) определить цель или желаемый результат (в каких конкретно аспектах необходимо изменить состояние системы);

д) разработать номенклатуру (перечень) слабых влияний, которые будут способствовать самоорганизации хаотической системы, а также тактику их использования;

е) правильно определить критический момент бифуркации исследуемой системы.

7. Информационный подход.

Суть его в том, что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе или обществе, прежде всего, выявляются наиболее характерные для него информационные аспекты.

В основе информационного подхода лежит принцип информационности, согласно которому:

- информация есть универсальной, фундаментальной категорией;

- практически все процессы и явления имеют информационную основу;

- информация – носитель смысла (содержания) всех процессов, которые происходят в природе и обществе;

- все существующие в природе и обществе взаимосвязи имеют информационный характер;

- Вселенная – это информационное пространство, в котором функционируют и взаимодействуют информационные системы разного уровня.

Информационный подход тесно связан с системным, что дает возможность представить современный мир как сложную глобальную многоуровневую информационную систему, которую образуют три взаимосвязанные системы низшего уровня: «Природа», «Человек», «Общество». Каждая из них есть, по сути, информационной.

На смену вещественно-энергетической картине мира пришла теория энерго-информационного обмена в системе ноосферы. С точки зрения информационного подхода все объекты, процессы и явления являются по сути информационными, т.к. связаны с созданием, накоплением, обменом или использованием информации для осуществления социальной коммуникации. Информация т.о. выступает основным, базовым ресурсом.

 

8. Культурологический подход.

Суть этого подхода – в исследовании любых объектов (природных, социальных, экологических, экономических, педагогических, информационных и др.) как культурных феноменов. Исходным его положением является рассмотрение современного мира как многоуровневой иерархической системы «Культура», которая состоит из трех относительно самостоятельных подсистем «Природа», «Человек», «Общество». Каждая из них также может быть исследована как культурный феномен. Культурологический подход интегрирует знания, получаемые науками, которые изучают культуру (философия культуры, культурология, искусствоведение, социология культуры, история культуры и т.д.). С т.з. этого подхода культура рассматривается как система, которая включает в себя объективные (культурные объекты) и субъективные формы (отражение этих объектов в сознании); рациональные и эмоционально-чувственные элементы.

9. Аксиологический (ценностный) подход.

Изучает процессы и явления с точки зрения ценностей, т.е. способности удовлетворить потребности человека и общества. Ценности – это преимущество определенных смыслов и построенных на этой основе способов поведения над другими.

10. Компаративный метод – сравнение явлений/процессов в пространственных или временных координатах.

11. Моделирование – это изучение некоторого объекта посредством наблюдений или экспериментов, проводимых с его моделью.

Модель – это искусственный объект (артефакт) или естественный объект, помещенный в искусственный или естественные условия, который обладает существенным, с точки зрения цели познания (проектирования), сходством с изучаемым объектом и может заменять его, в заданном отношении будучи объектом исследования;

- это воображаемая или материальная система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, может заменить его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

Модели могут быть концептуальными, вербальными, математическими, графическими, физическими и др.

 

Общелогические методы (или теоретико-эмпирические).

– анализ – греч. разложение, расчленение – мысленное разложение целого на составные части и исследование этих частей;

– синтез – греч. соединение, сочетание – познание явления или процесса в единстве и взаимосвязи его составляющих частей.;

– индукция – лат. наведение – логическое умозаключение, построенное по принципу от «частного к общему», от анализа отдельных фактов к обощению;

– дедукция – лат. выведение – логическое умозаключение, построенное по принципу «от общего к частному», от общих суждений к частным выводам;

- идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности ("точка", "идеальный газ", "абсолютно черное тело" и т.п.);

– аналогия – греч. соответствие, соразмерность – форма умозключения, когда на основании сходства явлений или процессов в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях;

– противопоставление – форма умозаключения, когда на основании противоположности явлений или процессов в каком-либо отношении делается вывод об их противоположности в других отношениях;

– сравнение – сопоставление предметов исследования в целом или по частям, по аналогии и противопоставлению, поиск у них общего и особенного;

– классификация – подразделение исследуемых предметов на определенные группы по определенным признакам;

– типологизация – отнесение предмета исследования к определенному, уже существующему типу по определенным признакам.

- формализация (от лат. forma — вид, образ) — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке), в точных понятиях и утверждениях, системах исчисления; перевод качественных показателей в количественные, в специальные системы знаков.

Цель Ф. - точное выражение мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.).

Эмпирические методы.

Методы сбора информации.

1. Наблюдение – начальный этап эмпирического исследования, который заключается в целенаправленном восприятии предметов и явлений действительности для получения непосредственных данных об объекте исследования.

Н. может быть сплошное (наблюдение генеральной совокупности – всей группы изучаемых объектов) и несплошное (охватывает часть совокупности). Несплошное делится на выборочное (предусматривает случайный выбор определенного круга единиц общей совокупности, характеристика которых дает возможность судить о всей совокупности), н. основного массива (Н. основной части совокупности) и др.

Разовые и регулярные н.

Опрос.

Анкетирование – при помощи специально подготовленных опросных листов.

Интервьюирование – проводит непосредственно исследователь.

Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

Кроме того, выделяю личные и дистанционные, телефонные и опросы «от двери к двери», интернет-опросы. Вопросы могут быть открытые и закрытые.

3. Эксперимент – это такой метод изучения объекта, который связан с активным и целенаправленным вмешательством исследователя в естественные условия существования предметов и явлений или созданием искусственных условий, необходимых для выявдения его соответствующего свойства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: