Толки у них1 правоверные, за исключением хариджитов2, которые многочисленны в Седжестане, окрестностях Герата, Керухе и Астрабиане, мутазиллитов3, которые явно [существуют] в. Нишапуре, но не преобладают в нем; и в нем (Нишапуре) значительное число шиитов и керрамитов4.
Там вражда между западной половиной Нишапура, а это верхняя [половина], которая называется по Манишаку, и другой [половиной], которая называется по Хире5, эта дикая вражда из-за толка, а теперь она стала [враждой] между шиитами и керрамитами.
Среди населения там преобладают... шииты и керрамиты, [которые] обладают обеими половинами [города]. Факихи6 вместе с ними в бедствии и пороке; когда там нет эмира, он (Нишапур) приходит в расстроенное состояние и с обеих сторон им овладевают негодяи.
1 Имеются в виду жители Хорасана.
2 Хариджиты – сначала политическая партия, потом крайняя религиозная секта, отрицавшая халифат и мусульманское государство вообще.
3 Мутазиллиты – направление в исламе, появившееся в VIII в. при возникновении догматических споров о предопределении и свободе воли. Они были сторонниками индетерминизма.
|
|
4 Секта керрамитов была основана Ибн Керрамом в начале IX в. Керрамиты требовали буквального понимания Корана и строгого преследования ересей. Их обвиняли в антропоморфизме.
5 Манишак и Хира – два квартала Нишапура.
6 Факих – законовед, знаток мусульманского права.
Ал-Муккаддаси, Ахсан ат-такасим фи-марифат ал-акалим!. Цит. по: «Материалы по истории туркмен и Туркмении», т.І, М. – Л., 1939, с.201, 205. 197-198.
488 год (1095). В этом году, в месяце зу-л-хидже (декабре), некий великий эмир из эмиров Хорасана собрал много людей, отправился с ними к Нишапуру и осадил его. Население города собралось и вступило с ним в жестокий бой. Он продолжал осаду их около 40 дней. Не найдя там желаемого, он ушел от него (города) в мухарраме 489 г. (январе 1096 г.). Когда он оставил Нишапур, там произошла распря между керрамитами и другими партиями его жителей и было убито среди них очень много народу. Предводителем шафиитов был Абу-л-Касим ибн-имам-ал-харамейн Абул-л-Маали ал-Джу-вейни, а предводителем ханифитов1 был кади Мухаммед ибн-Ахмед ибн-Саид. Оба они были вместе против керрамитов, предводителем которых был Махмешад. Шафииты и хани-фиты победили керрамитов. Были разрушены их (керрамитов) медресе, и было убито много людей среди них и среди других. Это была великая смута.
1 Ханифиты – последователи Абу Халифа (ум. в 767 г.), основателя ханифитского толка суннитского ислама.
Ибн ал-Асир. Ал-Камиль фи-т-тарих. Цит. по: «Материалы по истории туркмен и Туркмении», т. I, М. – Л., 1939, с.381.
|
|
Рашид ад-Дин о народных движениях в государстве Хулагидов
...К ним (разбойникам) приставали также и бежавшие гулямы и шли городские подонки и сволочь. Некоторые сельские и окрестные жители становились с ними заодно и ходили у них в проводниках. Во всех городах [разбойники] держали лазутчиков, чтобы они извещали о выезде разного состояния людей. Если иногда попадались некоторые грабители, которые уже долгое время разбойничали на дорогах и приобрели в этом деле славу, то кой-какой народ их защищал: как-де можно убивать такого богатыря, надо ему оказать покровительство... Напротив, доходило до того, что у грабителей в каждом роду кочевников и оседлых жителей деревень были приятели и товарищи... Многие ходили в гости в жилища этих людей и во время опасности бежали к ним. В городах у них тоже были знакомые, продававшие их товар.
В эту пору (в декабре 1303 г.) произошло удивительное обстоятельство. А оно было таково: несколько людей, по внешности прикидывавшихся шейхами, а по внутренним качествам бывших нахалами, предводителем [которых был] пир Я’куб Багбани, в Табризе склонили к своему учению царевича Алафранга1 из-за [его] любви к славе и богатству и захотели показать чудеса, которых у них не было. В те дни они послали в ставку некоего мюрида, по имени Махмуд, чтобы привлечь на свою сторону близких к государю людей. Тот человек из невежества объявил ту тайну и говорил: «Некий-де человек сорока гязов роста и пяти гязов в плечах приходит к шейху Я’кубу с гор Меренд и Икан, наставляет его и открывает ему тайны». Ныне он царство отдал царевичу Ала-франгу, волей иль неволей, а царство будет его, дервиши ему [уже] его пожаловали.
...[Государь] послал в Табриз Джебей-ахтачи для вызова подстрекающих к мятежу злоумышленников. Через десять дней тот возвратился обратно и доставил всех – пира Якуба, каанова гонца Насир ад-Дина, шейха Хабиба, который был преемником Рашида Булгари, и сейида Кемал ад-Дина. Шейх Рашид был шейхом Садр ад-Дина Зенджани2, а сейид Кемал ад-Дин тоже постоянно состоял при нем. Удивительно то, что, когда государь ислама их увидел, он сказал: «Мне приходит на память, что эти мятежники приверженцы Садр ад-Дина Зенджани». Когда дело расследовали, то точно так и оказалось. [Газан-хан] промолвил: «Мертвый все еще подстрекает к мятежу». Потом он сам лично сел и в присутствии эмиров и приближенных стал вести допрос, а та братия невежд говорила все те же никчемные речи. Когда тщательно вникли в дело, то было установлено, что верование их является все тем же образом мыслей Маздака, а цель – распространить этот тарикат среди народа... Государь... приказал сбросить его (Я’куба) с вершины горы, на которой они находились, а товарищей его казнить.
1 Алафранг – старший син Гейхату-хана, хулагид.
2 Садр ад-Дин Зенджани – везир, мюрид шейха Рашида Булгааи.
Рашид ад-Дин. Джами-ат-таварих, (Сборник летописей), т.III, Баку, 1957, с.276-277, 203.