БЕНЕШ, (Beneš) Эдуард (1884–1948) – чехословацкий государственный деятель и дипломат. Выходец из крестьянской семьи, учился в Карловом университете, затем в Париже и Дижоне (Франция). В 1908 г. защитил диссертацию и стал доктором права, преподавал в университете в Праге. В 1935–1938 гг. – президент Чехословакии. Принимал активное участие в подготовке Мюнхенского соглашения 1938 г., результатом которого стал захват Чехословакии нацистской Германией. С июня 1946 г. до лета 1948 г. снова был президентом Чехословакии. Не разделяя принципов коммунистического учения, Э. Бенеш в государственно-политической практике шел во многих случаях на компромисс с коммунистами, рассматривая союз с ними как союз с серьезной политической силой. Лишь в 1948 г. он отказался подписать Конституцию страны, предложенную коммунистическим правительством Клемента Готвальда, что и стало концом его государственной и политической карьеры.
|
|
В хрестоматии представлены извлечения из статьи Э. Бенеша «Демократия – ныне и всегда», впервые опубликованной на русском языке в журнале «Русская воля» (1923 г., № 13).
Цит. по: Эдуард Бенеш. Демократия – ныне и всегда
// Новое время. 1993. № 26. С. 58–59.
ВЕЙНГАСТ, Барри Р. – действительный член совета Гуверовского центра, профессор политических наук Стэнфордского университета (США).
Цит. по: Политическая наука: Новые направления
/ Под ред. Р. Гудин и Х.-Д. Клингемана.
Вече-Москва, 1999. Стр. 181–189.
ВИЛЬСОН, (Wilson) (Томас) Вудро (1856–1924) – 28‑й президент Соединенных Штатов Америки (годы президентства: 1913–1921 гг.) от Демократической партии. Будучи президентом страны, провел ряд законов, которые при своем внешне либеральном характере отвечали, однако, прежде всего интересам крупных монополий. Инициатор вступления США в Первую мировую войну. В январе 1918 г. выдвинул империалистическую программу мира (так называемые «Четырнадцать пунктов Вильсона»). Участвовал в организации антисоветской интервенции (Антанты). Вильсон – один из инициаторов создания Лиги наций и председатель комиссии по выработке ее устава.
Карьеру политика Вильсон начинал с должности профессора политики и президента Принстонского университета. Уже в то время он имел значительные работы в области теории и методологии политики и государствоведения. Вильсон относится к числу ученых, которые исповедовали позитивистскую ориентацию в политических исследованиях. Он был убежден, что политическая наука занимается, в сущности, одним: изучением реальной жизни и потому ее методы весьма сближаются с методами естественных наук. Однако стиль его исследований носил преимущественно комментаторский характер (т. е. характер толкования и оценки), а не скрупулезного анализа и последующих обобщений.
|
|
Одним из наиболее значительных исследований В. Вильсона стал труд «Государство», в котором внимательный читатель обнаружит чрезвычайно интересные и полезные сведения о природе государства и его органов, соотношении государства и права, теориях генезиса этих важнейших социальных институтов, а также размышления будущего президента страны о системе разделения властей. Вряд ли кто сможет привести аргументы против того, что эти рассуждения всегда были и долгое время еще будут актуальны и для российской политической и юридической науки и, конечно же, для практики государственно-правового строительства.
Цит. по: Вильсон В. Государство. Прошлое и настоящее
конституционных учреждений. М.: Издание В. М. Саблина, 1905. С. 1–569.
ГОББС, Томас (1588–1679) – английский философ, теоретик естественного права. Родился в семье сельского священника. Получил в Оксфордском университете ученую степень бакалавра, после чего получил предложение английского аристократа барона Кавендиша воспитывать его сына. Т. Гоббс принял предложение и вместе со своим воспитанником совершил целый ряд путешествий во многие страны Европы – Францию, Италию, Голландию. Когда в 1640 г. в Англии была совершена буржуазная революция, Т. Гоббс ее не принял и написал тракта в защиту королевской власти, после чего был вынужден эмигрировать из Англии в Париж. Там он продолжил разработку своей собственной философской системы и там же – в Париже – была издана его книга с осуждением гражданской войны.
После окончания гражданской войны в Англии Т. Гоббс опубликовал в 1961 г. свое самое, наверное, знаменитое произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», извлечения из которого представлены в настоящей хрестоматии. В том же 1651 г. философ возвращается в Англию, где его благосклонно им со всеми знаками почестей и уважения принимает Кромвель. Кромвель поручает Т. Гоббсу реорганизацию университетского образования, взявшись за которую тот продолжает разработку своей системы философии, публикует ряд фундаментальных философских произведений. После реставрации династии Стюартов Т. Гоббса обвиняют в сотрудничестве с Кромвелем и в атеизме. Святая церковь вносит произведения Т. Гоббса в число запрещенных книг. Сюда же попадает и «Левиафан…».
В России теория Т. Гоббса известна уже с начала XVIII в. Ссылки на его теоретические положения, в том числе и особенно на изложенные в «Левиафане…», можно найти в трудах В. Н. Татищева. Влияние взглядов английского мыслителя очень заметно в работах Феофана Прокоповича.
Цит по: Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 1
/ Пер. с лат. и англ.; сост., ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. В. В. Соколов. М.: Мысль, 1989. – 622, [2] с.,1 л. портр. (Филос. наследие; Т. 107). С. 129–225.
|
|
ДВОРКИН, Рональд – профессор юриспруденции Оксфордского университета, автор ряда исследований в области философии права, философии и теории прав человека. В хрестоматии представлен перевод «Введения» к книге Р. Дворкина «Серьезное отношение к правам», сделанный членом научного кружка по праву, выпускником 2001 г. Отделения международных отношений Уральского государственного университета Д. Мартыновым.
Цит по: Dworkin R. Taking Rights Seriously. New Impression with a Reply Critics. London,1977
S. VIII – XV.
ДЕНИ, Дидро (1713–1784) – французский просветитель, писатель, деятель культуры, философ-энциклопедист. Родился Дидро в семье ремесленника. Несколько лет он обучался в местном иезуитском колледже, затем окончил колледж в Париже. В 1732 г. получил звание магистра искусств ив течение почти десяти лет жил на скудные средства о домашних уроков и различного рода канцелярских услуг. Затем судьба улыбнулась Дидро: он стал главным редактором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», сыгравшей огромную роль в развитии Французского Просвещения.
Общественно-политическая и литературная деятельность Дидро оказала большое влияние на духовную подготовку Великой французской революции конца XVIII столетия, до которой он не дожил буквально несколько лет.
Дидро в своих произведениях касался исключительно многих и разнообразных аспектов общественной жизни, в том числе и вопросов власти, государства, права. В настоящей хрестоматии представлено несколько отрывков из трех произведений философа. Однако в этих коротких текстах очень четко прослеживаются основные идеи Дидро-просветителя против человеческого невежества, против тирании власти.
|
|
Цит. по: Дидро Д. Сочинения в 2 т.: Пер. с фр. Т. 2
/ Сост. и ред. В. Н. Кузнецова. М.: Мысль, 1991.
(Филос. наследие). С. 27–28; 57; 438–439.
ДРУРИ, Гавин – профессор социального администрирования колледжа «Royal Holloway and New College» Лондонского университета, Лондон (Великобритания).
Цит. по: Политическая наука. Новые направления
/ Под ред. Р. Гудин и Х.-Д. Клингемана. Вече-Москва, 1999. С. 205–214.
КАНЕТТИ, Элиас (1905–1994) – один из крупнейших австрийских писателей XX столетия, лауреат Нобелевской премии (1981 г.). Родился в небольшом болгарском городке на берегу Дуная, входившем в начале века в состав Австро-Венгрии. Его предки переселились вместе с евреями, изгнанными из Испании в XV в. Э. Канетти занимало стандартизированное общественное (массовое) сознание, существо власти, крайне заинтересованной в таком сознании. Писатель исследует эти проблемы с точки зрения тех механизмов и условий (причин), которые превращают людей в толпу, в необузданные массы. Об этом его многие романы, среди которых созданный накануне захвата власти фашистами в Германии «Ослепление», и принесшая писателю мировую известность книга, написанная им еще на исходе 1920‑х гг. – «Массы и власть», выдержки из которой и приводятся в настоящей хрестоматии.
Цит. по: Канетти Э. Человек нашего столетия: Пер. с нем.
/ Сост. и авт. предисл. Н. С. Павлова;
коммент. Р. Г. Каралашвили. М.: Прогресс,1990.
(Зарубеж. художест. публицистика и докум. проза).
C. 426–443.
ЛОКК, Джон (1632–1704) – английский философ и политический мыслитель. Родился в г. Вингтоне (близ Бристоля) в семье адвоката. Изучал естественное право в Оксфордском университете, после окончания которого получил степень бакалавра, а затем магистра. Несколько лет Дж. Локк преподавал в том же университет греческий язык и риторику, затем служил на дипломатическом поприще. Одновременно он изучал медицину, естественные и гуманитарные науки, уделяя основное внимание философии. С 1667 г. начинается его и политическая деятельность, следствием которой стали его преследование со стороны клерикальной реакции и эмиграция из Англии. В 1690 г. опубликован ряд его основных произведений – «Опыт о человеческом разумении» и «Два трактата о правлении». Извлечения из последнего и приведены в настоящей хрестоматии.
В «Двух трактатах о правлении» Дж. Локк существенно развивает политическую и правовую теорию Нового времени. Опираясь на теорию естественного права и общественного договора, он выдвинул и обосновал идею естественных прав человек (свобода, равенство, собственность), а также теорию разделения властей. Правовые и политические воззрения Дж. Локка оказали большое влияние на развитие правовой идеологии и нашли воплощение в таких законодательных актах, как Декларация независимости США (1776), Декларация прав человека и гражданина Франции (1789) и др.
Цит по: Локк Дж. Сочинения: в 3 т. /Пер. с англ. и лат. Т. 3
/ Ред. и сост., авт. примеч. А. Л. Субботин. М.: Мысль, 1988. С. 263–397.
ПОППЕР, Карл Раймунд (1902–1994) – уроженец Австрии, один из наиболее крупных философов Запада XX столетия, логик и методолог науки. Он автор ряда трудов по социальной философии и философии истории. В 1918–1924 гг. учился в Венском университете, получил диплом преподавателя математики и физики. Накануне захвата Австрии фашистской Германией («аншлюса») К. Поппер эмигрировал в Новую Зеландию, а затем в Англию. Здесь он – профессор кафедры философии, логики и научной методологии в Лондонской школе экономики и политических наук, профессор Лондонского университета.
«Открытое общество и его враги», написанное в Новой Зеландии в 1945 г., – одно из самых всемирно известных произведений ученого (наряду с другой, не менее известной работой «Нищета историцизма» (1944 г.). К. Поппер в этом труде обвиняет Маркса и марксизм в целом в экономическом детерминизме, в однобокости познания закономерностей общественного развития и историческом фатализме. Философ выступает сторонником логического позитивизма и критического реализма. Человек, по мнению философа, всегда вынужден выбирать из нескольких имеющихся альтернатив. Поэтому невозможно, бесполезно и просто опасно прогнозировать процессы развития только лишь в одном раз и навсегда заданному направлению; это уже область мистификации и пророчеств, но не науки.
Данный труд К. Поппера стал известен впервые в русском переводе широкой российской публике только лишь в начале 90‑х годов XX в.
Цит. по: Поппер Карл Раймунд. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. 1: Чары Платона. Пер с англ.,
под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс,
Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. Главы 5,6. С. 91–121, 123–159;
Т. 2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. Пер. с англ., под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. Глава 17.
С. 138–157.
РОЛЗ, Джон – современный представитель западной (американской) политической философии. Книга «Теория справедливости» впервые публикуется на русском языке, хотя написана была автором в 1971 г. Этот труд признается научным сообществом в качестве подлинного учебника для американских и западно-европейских университетов по проблемам этических и правовых исследований. Ученый предлагает читателю развернутую картину ясных и четких формулировок принципов, которые с необходимостью должны быть положены в основу справедливого социального устройства.
Цит. по: Ролз Дж. Теория справедливости.
/ Пер. с англ. В. В. Целищева при участииВ. Н. Карповича и А. А. Шевченко. Новосибирск, Изд‑во Новосиб. ун‑та, 1995. – 536 с.
СПЕНСЕР, Герберт (1820–1903) – известный английский философ и социолог, основоположник органической школы в социологии. В политике Спенсер принадлежал к сторонникам индивидуализма и противникам государственного вмешательства в частные дела личности. Усиление государственной регламентации индивидуальной жизни он считал «грядущим рабством». Идеальное, по мнению, Спенсера, есть такое общество, в котором управление будет доведено до возможно меньших пределов, а свобода, напротив, достигнет наибольшей широты. Спенсер полагал, что общественная эволюция есть только часть общечеловеческой и в целом мировой эволюции. В этом плане становится понятным различение философом неорганического, органического и надорганического компонентов такой эволюции. Социально-классовая структура общества, его административно-государственные структуры, по Спенсеру, отражают полностью строение и функции органов живого организма (тела). Основным законом социального развития он считал законы выживания наиболее приспособленных обществ. Поэтому обоснованно считается, что главным прозрением Спенсера, пронизывающим и объединяющим предлагаемую им научную картину мира, в котором он жив в ту эпоху, является его учение об эволюции. Не случайно в науке устоялось мнение, что Герберт Спенсер – это своего рода Чарлз Диккенс в литературе; только если второй в литературно-художественной форме показал особенности викторианской Англии, вошедшей в эпоху промышленной революции, то первый сделал это средствами интеллектуально-систематическими. Спенсер едва ли не первый смог показать, что развитие знаний, успехи философии, науки и техники в конечном счете обеспечат человечеству победу над трудностями настоящего той эпохи.
Наиболее полно философские взгляды Спенсера, в которых обнаруживаются и его политико-правовые воззрения, выражены в его фундаментальном труде «Синтетическая философия», извлечения из которого и представлены читателю.
Цит. по: Спенсер, Герберт. Синтетическая философия:
Пер. с англ. – К.: Ника-Центр,1997.
512 с. (Серия «Познание»; Вып. 2). С. 469–494.
ТОКВИЛЬ, Алексис де (1805–1859) – известный французский публицист, политический деятель, историк и социолог. Родился А. де Токвиль в аристократической нормандской семье, исповедовавшей роялистскую идею. В апреле 1831 г., в возрасте 25 лет, он вместе со своим другом Гюставом де Бомоном отправился в США с целью изучить тюремно-исправительную систему этой страны. Результатом двухлетнего пребывания в Новом свете и стала всемирно знаменитая книга «Демократия в Америке», написанная в 1835 г. (впервые на русском языке книга вышла в 1897 г.).
В 1838 г. он становится членом Академии моральных и политических наук, а позже и членом Французской академии. В 1839 г. А. де Токвиль избирается в Палату депутатов, а в 1848 г. – в Законодательное собрание Франции (вице-председатель). Был А. де Токвиль и на посту министра иностранных дел. В 1851 г. за свою подпись под петицией о предании суду Луи Бонапарта заключен в тюрьму и после освобождения отошел от активной политической деятельности.
А. де Токвиль пользовался широкой репутацией теоретика либерализма и демократии, доказывая неизбежность и необходимость буржуазно-демократических преобразований в обществе. Он разрабатывал проблему соотношения политической свободы и социального равенства, горячо критиковал буржуазный эгалитаризм, рассматривая его как источник деспотизма. А. де Токвиль считал, что стремление установить равенство ведет к политической централизации власти, крайней бюрократизации, резкому усилению роли государства. Противостоять этому может лишь государственная децентрализация с помощью таких институтов, как федеративная форма государственности, учет региональной специфики, свобода политических и государственных ассоциаций и т. д., которые успешно, как он сам смог убедиться, функционировали в Соединенных Штатах Америки.
Взгляды А. де Токвиля оказали исключительно большое влияние на таких известных мыслителей более позднего времени, как М. Вебера, Ж. Сореля, К. Маннгейма и др. В наше время основные наблюдения и выводы автора «Демократии в Америке» ничуть не потеряли своей актуальности и можно лишь удивляться научной прозорливости и строгости научных выводов А. де Токвиля, который более 150 лет тому назад смог увидеть и оценить все главные достоинства и недостатки того, что называется американской демократией.
Цит. по: ТОКВИЛЬ Алексис де. Демократия в Америке:
Пер с франц. / Предисл. Гарольда Дж, Ласки.
М.: Прогресс,1992. С. 27–209.
ХАКСЛИ, Олдос (1894–1963) – журналист, писатель, литературный и художественный критик. Внук известного натуралиста Томаса Гексли. С детства страдал практически полной слепотой. За всю свою жизнь написал и опубликовал много романов, десятки эссе исследований по самым разным проблемам – от теологии и этики до социальной психологии и генетики, от садоводства до экологии. Перо Хаксли часто сравнивают, прежде всего за роман-антиутопию «Brave New World» (1932), который в переводе на русский язык получил название «Прекрасный новый мир», с авторами других антиутопий – нашим писателем Е. Замятиным (роман «Мы») и английским романистом Дж. Оруэллом (роман «1984»).
Хаксли много лет жил в Италии и Южной Франции. В 1937 г. переселился в США, где и жил до самой смерти. Олдос Хаксли – лауреат почетной премии Американской академии искусств и литературы.
Эссе «Возвращение в “Прекрасный новый мир”», отрывок из которого помещен в настоящей хрестоматии, опубликован в 1952 г.
Цит. по: Олдос Хаксли. Слепец и его поводырь
// Новое время. 1993. № 34. С. 56–58.
ХЕЙЗИНГА, Йохан (1872–1945) – известный нидерландский историк, чей вклад в историю культуры XX столетия исключительно высок. С 1905 г. он являлся профессором Гронингенского, а затем Лейденского университетов. Имя Й. Хейзинги прочно ассоциируется с решительным и животворным обновлением взгляда на историю культуры, понимания культуры прошлого, без чего историческое познание не может иметь перспективы.
Книга «Homo ludens» (в буквальном переводе с латинского – «Человек играющий»), извлечения из которой представлены в настоящей хрестоматии, впервые издана в 1938 г., была переведена на многие языки мира и стала известна в самых отдаленных частях света. Повсеместную известность получила оригинальная интерпретация Й. Хейзингой игрового характера культуры, сама выдвинутая им концепция игры. Особый интерес для изучающих юриспруденцию представляет «правосудный» аспект данной концепции, с которым читатель и знакомится в хрестоматии.
Цит. по: Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня:
Пер. нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян.
М.: Изд. группа «Прогресс», 1992. С. 93–105.
ХЕЛЛЕР, Агнеш – современный американский политолог венгерского происхождения. Профессор философии и политических наук Новой школы социальных исследований в Нью‑Йорке. Соавтор известных на Западе книг «Диктатура над нуждой» и «Возвращение в Венгрию 1956 г.».
Цит. по: Агнеш Хеллер. Свобода как высшая идея
// Новое время. 1993. № 36. С. 57–59.
ХУК, Сидней (1902–1989) – американский мыслитель, в молодости разделявший идеи марксизма, но впоследствии отошедший от него. С. Хук в зрелые годы сопротивлялся тоталитаризму в любых его проявлениях, будь то советский или германский. Он разделял философскую теорию «мелиоризма» Джона Дьюи, суть которой заключалась в оценке развития цивилизации как постепенного общественного прогресса, улучшения форм социального бытия. Однако наиболее последовательно он отстаивал идею «демократического социализма».
С. Хук является основателем Института философии при Нью‑Йоркском университете. Он – автор десятков фундаментальных трудов, среди которых – «От Гегеля до Маркса», «Герой в истории», «Образование современного человека» и др. В России произведения С. Хука очень мало известны. В настоящей хрестоматии публикуется фрагмент из итогового труда философа «Революция, реформа и социальная справедливость» (1975).
Цит. по: Сидней Хук. Идеология насилия
// Новое время. 1993. № 29. С. 56–58.
ЯСПЕРС, Карл (1883–1969) – один из виднейших немецких философов XX в., основателей экзистенциалистского течения в философии. Большую популярность К. Ясперс приобрел в кругах либеральной интеллигенции Западной Германии после разгрома фашизма. В своих трудах философ активно обращается к самым злободневным проблемам общественного и политического развития послевоенной Германии. Программное произведение К. Ясперса, написанное им в 1949 г., – «Истоки истории и ее цель». Политическое кредо философа – особое понимание им роли и значения свободы, демократии, правового государства, гуманно устроенного общества. Наиболее значимые моменты этого кредо отражены в публикуемом отрывке известной статьи философа «Ухабы демократии».
Цит. по: Карл Ясперс. Ухабы демократии
// Новое время. 1993. № 52. С. 56–59.
Оглавление
Предисловие......................................................................................................... 3
БЕНЕШ Э. Демократия – ныне и всегда. 6
ВЕЙНГАСТ Барри Р. Политические институты с позиций концепции рационального выбора. 10
ВИЛЬСОН В. Государство. 18
ГОББС Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. 70
ДВОРКИН Р. Серьезное отношение к правам. 93
ДИДРО Д. Продолжение апологии господина аббата де Прада, или ответ на пастырское наставление его Преосвященства епископа Осерского. 103
ДИДРО Д. Племянник Рамо. 105
ДИДРО Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» 106
ДРУРИ Г. Политические институты с точки зрения права. 107
КАНЕТТИ Э. Массы и власть. 114
ЛОКК Дж. Два трактата о правлении. 121
ПОППЕР К. Открытое общество и его враги. 165
РОЛЗ Дж. Теория справедливости. 186
СПЕНСЕР Г. Синтетическая философия. 216
ТОКВИЛЬ А. де Демократия в Америке. 232
ХАКСЛИ О. Слепец и его поводырь. 279
ХЕЙЗИНГА Й. HOMO LUDENS. 283
ХЕЛЛЕР А. Свобода как высшая идея. 293
ХУК С. Идеология насилия. 299
ЯСПЕРС К. Ухабы демократии. 304
Примечания и комментарии. 309
Ягофаров Дамир Асхатович
ВЛАСТЬ. ПОЛИТИКА. ГОСУДАРСТВО. ПРАВО
Хрестоматия
Выпуск 2
Подписано в печать 06.10.03. Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. 18,46 Уч.- изд. л. 19,72 Тираж 300 экз. Заказ № 387
_______________________________________________________________
Ризограф РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
[1] Актор (политический актор) – лицо или общественная группа, воздействующие на процесс принятия решения и осуществления решений в данной политической системе. Чаще всего понятием «актор» обозначают роль, которую играют государства или отдельные личности в международной политике (авт.-сост.)
[2] Номады – коллективы людей, постоянно меняющие места стоянок. Обычно к ним относят скотоводческие племена, кочующие со своими стадами по обширным территориям. В древнейший период номадизм – преобладающий образ жизни людей (авт.-сост.).
[3] В отечественной литературе часто может встретить иное написание фамилии этого ученого – Дж. Ролз (авт.-сост.)
[4] А именно (лат.)
[5] Эссенциальный (от лат. essentia – сущность) – сущностный, относящийся к сущности вещей. Противоположность – акциденциальный (авт.- сост.).
[6] Конвенционализм (от лат. convention – договор, соглашение, сделка) – философское направление, подчеркивающее, что характер понятий, определений, аксиом, гипотез покоится на чисто целесообразном соглашении ученых (авт.- сост.).
[7] Перфекционизм (от лат. perfectio – совершенство) – 1) философское учение о совершенствовании человека как цели развития человеческого рода; 2) стремление к совершенству в труде, творчестве, личной жизни (авт.- сост.).
[8] Mens rea (лат.) – злоумышление; виновная воля; субъективная сторона преступления (авт.- сост.).
[9] Кодекс 1650 г., с. 28 (Хартфорд, 1830). Здесь и далее по тексту извлечений – сноски А. де Токвиля (авт.-сост.).
[10] См. также в «Истории» Хатчинсона, т. 1, с. 435–456, анализ уголовного кодекса, принятого в 1648 г. колонией Массачусетс; этот кодекс составлен, исходя их тех же основных положений, что и кодекс штата Коннектикут.
[11] Прелюбодеяние наказывалось смертью и согласно законам Массачусетса. Хатчинсон в первом томе на странице 441 говорит, о том, что действительно несколько человек были подвергнуты смертной казни за это преступление. Он, в частности, приводит в этой связи любопытный случай, который произошел в 1663 г. Замужняя женщина находилась в любовной связи с неким молодым человеком. Затем она овдовела и вышла за него замуж. Прошло много лет, однако в обществе зародилось подозрение о некогда существовавшей между ними близости. Они подверглись уголовному преследованию, были заключены в тюрьму и едва не оказались приговоренными к смертной казни.
[12] Кодекс 1650 г., с. 48. По‑видимому, иногда случалось и так, что судьи назначали столь различные наказания одновременно, о чем свидетельствует решение одного из судов, вынесенное в 1643 г. (Нью‑Хейвенская старина, с. 114), в котором определено, что Маргерит Бедфорд, уличенная в предосудительных поступках, должна была подвергнуться телесному наказанию, а затем выйти замуж за Николаса Джеммингса, своего любовника.
[13] Нью-Хейвенская старина, с. 104. См. также в «Истории» Хатчинсона, т. 1, с. 435, многочисленные примеры аналогичных судебных решений.
[14] Там же, 1650 г., с. 50,57.
[15] Там же, с. 64.
[16] Там же, с. 44.
[17] Так было не в одном только Коннектикуте. В числе прочих обратитесь к закону, изданному 13 сентября 1644 г. в Массачусетсе, по которому анабаптистов приговорили к изгнанию. Собрание официальных документов по истории штата, т. 1, с. 538. См. также закон, опубликованный 14 октября 1656 г. и направленный против квакеров. «Ввиду того, – говорится в нем, – что недавно возникла сета проклятых еретиков, или так называемых квакеров…» Далее следует перечисление чрезвычайно внушительных сумм штрафов, которым подвергались капитаны кораблей, если будут перевозить квакеров в Америку. Квакеры, которым удается проникнуть в страну, будут приговорены к телесному наказанию и заключены в тюрьму для принудительных работ. За распространение своих убеждений при задержании в первый раз они должны будут уплатить штраф, во второй раз – подвергнуться тюремному заключению, а в третий – выселению из данной провинции. См.: Собрание официальных документов, т. 1, с. 630.
[18] Согласно уголовному законодательству штата Массачусетс, католические священники, которые вновь появлялись в колонии после того, как были оттуда изгнаны, приговаривались к смертной казни.
[19] Кодекс 1650 г., с. 96.
[20] Мемориал Новой Англии, с. 316.
[21] Конституция 1638 г., с. 17.
[22] В 1641 г. Генеральная ассамблея Род‑Айленда при полном согласии установила демократическую форму правления в штате и заявила, что власть возлагается на корпус свободных граждан, которые обладают исключительным правом издавать законы и следить за их исполнением. – Кодекс 1650 г., с. 70.
[23] Питкин. История, с. 47.
[24] Конституция 1638 г., с. 12.
[25] Кодекс 1650 г., с. 78.
[26] Там же, с. 49.
[27] См: Хатчинсон. История, т. 1, с. 455.
[28] Кодекс 1650 г., с. 86.
[29] Там же, с. 40.
[30] Кодекс 1650 г., с. 90.
[31] Там же, с. 83.
[32] Безусловно, существуют такие преступления, по которым не предусматривается никакого залога, однако число их весьма незначительно.
[33] См.: Блекстон и Делолм, кн. 1, гл. X.
[34] См. статьи первой конфедерации, образованной в 1778 г. Всеми штатами данная конституция была принята лишь в 1781 г. См. также анализ этой конституции, приведенный в «Федералисте» (№ 15–22), а также: Стори. Комментарии к Конституции Соединенных Штатов, с. 85–115.
[35] Конгресс сделал это заявление 21 февраля 1787 г.
[36] В ее состав входило всего 55 членов, в числе которых Вашингтон, Мэдисон, Гамильтон и двое Моррисов.
[37] Принимали ее вовсе не законодатели, а специально с этой целью выбранные народом депутатам. Новая конституция стала предметом самых основательных и жарких дискуссий в ходе ассамблей, проходивших в каждом штате.
[38] См. поправки к федеральной конституции. «Федералист», № 132; Стори, с. 711; Кент. Комментарии, т. 1, с. 364.
[39] Я не говорю здесь о конфедерации маленьких республик, а имею в виду большую крепкую республику как таковую.
[40] Анализируя федеральную конституцию, мы видели, что союзные законодатели постарались достичь противоположного эффекта. В результате в сфере своих полномочий федеральное правительство более независимо, чем правительства штатов. Но оно занимается только внешними делами, что же касается руководства внутренней жизнью общества, то его реально осуществляют правительства штатов.
[41] Никто не станет утверждать, что какой-либо народ не может злоупотребить силой по отношению к другому народу. Но ведь отдельные части народа представляют собой не что иное, как небольшие нации, входящие в состав большой. Отношения между ними – это отношения разных народов.
Если мы признаем, что один народ может творить произвол по отношению к другому, то как можно отрицать, что одна часть народа может делать то же самое по отношению к другой его части?
[42] Во времена войны 1812 г. в Балтиморе произошел случай, который ярко показал, до каких крайностей может дойти деспотизм большинства. В это время война была очень популярна в Балтиморе, но одна газета высказывалась против нее и этим вызвала возмущение жителей. Собралась толпа, сломала печатные станки, напала на редакцию. Власти хотели вызвать милицию, но она отказалась явиться. Чтобы спасти несчастных журналистов, которым угрожала ярость толпы, было решено препроводить их в тюрьму, как преступников. Но и эта предосторожность их не спасла: ночью толпа собралась опять, и, поскольку и на этот раз собрать милицию не удалось, тюрьма была взята приступом, один из журналистов был убит на месте, остальные избиты до смерти. Виновные предстали перед судом присяжных, но были оправданы.
Однажды я спросил жителя Пенсильвании: «Объясните мне, пожалуйста, почему в штате, основанном квакерами и известном своей терпимостью, свободным неграм не позволяют пользоваться правами граждан? Ведь они платят налоги, разве не было бы справедливо, чтобы они голосовали? «Не оскорбляйте нас мыслью о том, что наши законодатели могли быть столь нетерпимы и совершить такую грубую несправедливость», – сказал он. «Значит, негры у вас имеют право голоса?» – «Несомненно». – «Тогда почему же среди выборщиков в законодательной ассамблее их совсем нет?». «Закон здесь не причем, – ответил американец. – Негры действительно имеют право участвовать в выборах, но они по своей воле воздерживаются от этого». – «Не слишком ли они скромны?» – «О! Дело в том, что они не хотят принимать участие в выборах, просто они опасаются, что им придется плохо, если они попытаются это сделать. У нас иногда, если большинство не поддерживает закон, он бессилен. Что же касается негров, то против них большинство населения питает самые глубокие предрассудки, и власти не в состоянии гарантировать им права, предоставленные законом». – «Ах вот как! Мало того, что большинство располагает преимущественным правом творить законом, оно хочет еще иметь право нарушать его?».
[43] Потлач – праздник у индейцев северной части Тихоокеанского побережья Северной Америки и у ряда других народов (африканских и азиатских) сопровождаемый пиром и раздачей подарков приглашенным. Этот обычай отражал имущественное расслоение и представлял своеобразную форму борьбы за власть на стадии распада родового строя (авт.- сост.).
[44] Агон (греч. борьба, состязание). Данным термином и производными от него терминами обозначаются неудержимое стремление к любым состязанием почти во всех сферах общественной жизни, что было очень характерно для древнегреческого быта (авт.- сост.).