ОЛЕНИНСКАЯ РЕДАКЦИЯ
1.Во имя отца, и сына, и святаго духа.
2.Си яз, князь великий Василей, нарицаемыи Володимер, сын Святославль, внук Игорев (и) блаженыя Ольгы, усприал есмь крещение святое от греческых цареи Констянтина и Василия, и Фотия патриарха, взях перваго митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, иже крести всю землю Рускую.
3.И по том летом минувшим, создах церковь святую богородицю и дах десятину к ней во всеи земли Рускои княжения от всего суда 10-тыи грош, ис торгу 10-тую неделю, из домов на всякое лето 10-е всякаго стада и всякаго живота чюднои божии и чудному Спасу.
Святая Богородица – Десятинная церковь освящена в 996 г., по Повести временных лет Владимир передал ей десятую часть от княжеского имения и от княжеских городов.
Десятина – форма обеспечения церковной организации в виде доли княжеских доходов, судебных и торговых пошлин.
Грош – мелкая монета, в других текстах Устава упоминается векша (одна шестая часть куны).
4.И по том возрех в греческии номоканун и обретох в нем, юже не подобает сих тяжь и судов судити князю, ни бояром, ни судьям его.
|
|
Греческий номоканон – сборник правил церковных соборов IV-VII вв., правил епископов и установлений о церкви византийских императоров, бывший основным источником на Руси (в XI-XII вв. в виде Кормчей книги).
5.И сгадав аз со своею княгинею Анною и со своими детьми, дал есмь святой Богородици и митрополиту и всем епископам.
Митрополичья кафедра – создана в Киеве после принятия христианства в 995-996 гг.
Епископии – возникли в конце X- начале XI в. (Белгород, Новгород, Полоцк и др.).
6.И ты не ступають ни дети мои, ни внуци мои, ни род мои, в люди церковныя и во всем суды.
Род – (здесь) потомки по косвенной линии, члены большой семьи.
7.И по всем городом дал есмь, и по погостом, и по свободам, где крестьяне суть.
Свободы (слободы) – поселения, жители которых имели привилегии в выполнении феодальных повинностей.
Крестьяне – (здесь) христиане.
8.И кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред богом, а митрополиту проклинати его сбором.
Сбор – (здесь) собор, на который митрополит периодически собирал епископов для решения местных административных и дисциплинарных церковных вопросов.
9.Дал есмь: роспуты, смильное, заставание, умыкание, пошибание, промежи мужем и женою о животе, или о племени, или о сватовстве поимутся, ведство, урекание, узлы, зелье, еретичество, зубоядение, иже отца и матерь бьют, или сын и дочи бьетася, иже истяжются о задници.
Роспуты – самовольные разводы без разрешения церковного суда.
Смильное – незаконная связь мужчины и женщины.
Заставание – нарушение супружеской верности, доказанное свидетелями.
|
|
Умыкание – обрядовое похищение невесты для брака.
Пошибание – изнасилование.
Промежи мужем и женою о животе – споры между супругами об имуществе.
Или о племени или о сватовстве поимутся – нарушение запретов браков между близкими родственниками и свойственниками.
Ведство - колдовство.
Урекание – оскорбление бранным словом и клеветой.
Узлы – один из видов чародейства, изготовление талисманов.
Зелье, зелейничество – изготовление лекарств и приворотных зелий.
Еретичество – вероотступничество.
Зубоядение – запрещенный, нечестный способ драки – кусание противника).
Иже истяжются о задници – суд по спорам о наследстве между родственниками.
10.Митрополичи люди церковныи: игумен, игумениа, (поп, попадья), поповичеве, чернец, черница, дьякон, дьяконовая, проскурница, пономарь, вдовица, калика, сторонник, задушный человек, прикладчик, хромец, слепец, дьяк, и вси причетници церковныи.
Чернец, черница – монах, монахиня.
Проскурница – женщина, выпекающая просвиры.
Задушный человек – холоп, отпущенный по завещанию.
Прикладник – лицо, находящееся под патронатом церкви, происхождение которого неясно.
11.Аще их кто внидет в вину, судите тех митрополиту и епископом опричи мирян.
Опричи мирян – без участия светских свидетелей и сторонних людей.
Российское законодательство X- XX веков.
В 9-ти тт. Т.1. – М., 1984. – С.139–140.
УСТАВ КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА О ЦЕРКОВНЫХ СУДАХ
ПРОСТРАННАЯ РЕДАКЦИЯ
1.А се аз, князь великыи Ярослав, сын Володимеров, по данию отца своего сгадав есмь с митрополитом киевским и всея Руси Иларионом, сложихом греческыи номоканон; еже не подобаеть сих тяж судити князю, ни бояром его, ни судиям его, дал есмь митрополиту и епископом: роспуты по всем городам, 10-ю неделю мыта к церкви и к митрополиту, а людем его не даяти мыта нигде; осминечье дал есми.
По данию – в соответствии с установлением.
Роспуты – разводы, дела по которым передавались церковному суду.
Мыто – пошлина, взимавшаяся за провоз товаров на рынок.
Осминечье – торговая пошлина, которую платили при торговле зерном, измерявшимися осминами.
2.Аще кто умчить девку или насилить, аще боярская дочи будеть, за сором еи 5 гривен злата, а митрополиту 5 гривен золота; аще будеть менших бояр, гривна золота еи, а митрополиту гривна золота; а добрых людеи будеть, за сором рубль, а митрополиту рубль; на умыцех по 60 митрополиту, а князь их казнить.
Умчить - похитит для вступления в брак.
Сором – срам.
Бояре и меньшие бояре – члены старшей и младшей дружины.
Добрые люди – скорее всего состоятельные горожане.
Умыцех – соучастники похищения.
Князь казнить – скорее всего, здесь указание на то, что исполнение решений митрополита о денежных взысканиях возлагалось на государственный аппарат князя, поскольку церковь своим аппаратом не обладала.
1 гривна золота=10 или 12 гривнам серебра; 1 гривна серебра=4 гривнам кун (204 грамма серебра); Я.Н. Щапов считал, что 1 гривна золота равнялась по ценности слитку золота в 160 граммов. Рубль как денежная единица известен на Руси с конца XIII в.
3.Аще кто пошибаеть боярскую дочерь или боярскую жену, за сором еи 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота; а меньших бояр – гривна золота, а митрополиту – гривна золота; нарочитых людеи – два рубля, а митрополиту два рубля; простые чади – 12 гривен кун, а митрополиту 12 гривен, а князь казнитель.
Пошибаеть – изнасилует женщину.
Простая чадь – подвластные господина.
4.Аще же пустить боярин жену великых бояр, за сором еи 300 гривен, а митрополиту 5 гривен золота, а менших бояр гривна золота, а митрополиту гривна золота; а нарочитых люди 2 рубля, а митрополиту 2 рубля; простои чади 12 гривен, а митрополиту 12 гривен, а князь казнить.
|
|
Пустить – разведется, расторгнет брак самовольно.
5.Аще же девка блядеть или дитяти добудеть у отца, у матери или вдовою, обличившее, пояти ю в дом церковныи.
Обличение – публичное извещение о проступке, но не судебное разбирательство.
Церковный дом – монастырское учреждение для отбывания церковного наказания.
6.Тако же и женка без своего мужа или при муже дитяти добудеть, да погубить, или в свиньи ввержеть, или утопить, обличивши, пояти (и) в дом церковныи, а чим ю паки род окупить.
Ю – её.
7.Аже девка засядеть великих бояр, митрополиту 5 гривен золота, а менших бояр – гривна золота, а нарочитых люди – 12 гривен, а простои чади рубль.
Аже девка засядеть – не выйдет замуж.
8.Аже муж от жены блядеть, митрополиту нет кун, князь казнити.
9.Аже муж оженится иною женою, а с старою не роспустится, митрополиту вина, молодую понятии в дом церковны(и), а с старою житии.
10.Аже поидеть жена от своего мужа за иные муж или иметь блясти от мужа, ту жену понятии в дом церковныи, а новоженя в продажи митрополиту.
Новоженя – второй муж.
11.Аще будеть жене лихыи недуг, или слепа, или долгая болезнь, про та еа не пустити.
12.Тако же и жене нелзе пустити мужа.
14.Аще кто зажжеть гумно, или двор, или иное что, митрополиту 40 гривен, а опитемию подоимуть, а князя казнить.
Опитемия (епитимья) – церковное наказание,
16.Аще ближнии род поимется, митрополиту 40 гривен, а их разлучити, а опитемию приимуть.
Ближнии род поимется – поженятся близкие родственники.
17.Аще кто иметь две жены водити, митрополиту 20 гривен, а которая полегла, тую пояти в дом церковныи, а первую жену держати по закону. Иметь ли лихо ею держати, казнью казните.
Иметь ли лихо ею держати – плохое обращение с женой.
18.Аще муж роспустится с женою по своеи воли, а будеть ли венчальная, и дадять митрополиту 12 гривен, будеть ли невенчальная, митрополиту 6 гривен.
19.Аще жидовин или бесерменин будеть с русскою, на иноязычницех митрополиту 50 гривен, а русскую понятии в дом церковныи.
Жидовин – человек, исповедующий иудейскую религию.
Бесерменин – человек, исповедующий мусульманскую религию, в условиях Древней Руси – выходец из Среднего и Нижнего Поволжья.
|
|
29.Аще девка не въсхощеть замуж, то отец и мати силою дадять. А что девка учинить над собою, то отец и мати митрополиту в вине.
Митрополиту в вине – церковное наказание.
30.Аще кто зоветь чюжую жену блядию, а будеть боярьская жена великых бояр, за сором 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота, а князь казнить; а будеть меньших бояр – 3 гривны золота, а митрополиту рубль; оже будеть городскых людей – 3 гривны золота, а митрополиту рубль; селенце – 60 резан, а митрополиту 3 гривны.
31.Аще кто пострижеть кому голову или бороду, митрополиту 12 гривен, а князь казнить.
33.Аще муж крадеть белыа порты, или портища, или полотны, и митрополиту 3 гривны, а тако же и женка.
Порты – одежда.
Портищи – отрезы ткани для шитья одежды.
35.Про девку сыр краявши, за сором еи 3 гривны, а что потеряно, тое заплатити, а митрополиту 6 гривен, а князь казнить.
Про девку сыр краявши -отказ жениха от невесты (резание сыра – одна из важнейших частей обряда предсвадебного сговора: сыр выносила невеста, он резался сватом и раздавался всем присутствующим в ее доме).
Что потеряно – (здесь) расходы на угощение.
За сором – (здесь) оскорбление невесты.
36.Аще жена мужа крадеть и обличите ю, митрополиту 3 гривны, а муж казнить ю, и про то не разлучити.
40. Аще жена бьеть мужа, митрополиту 3 гривны.
41.И жене два бьется, митрополиту 6 гривен на виноватой.
43.Аще ли сын биеть отца или матерь, да казнять его волостельскою казнию, а митрополиту в дом церковный такий отрок.
Волостель – (здесь) правитель.
Отрок – юноша.
46.Аще поп, или чернец, или черница упиеться без времени, митрополиту в вине.
47.Аще кто поганое съясть по своей воли, или кобылину, или медведину, или ино что отреченое, митрополиту в вине и в казни.
Отреченое – запрещенное мясо задушенных (а не зарезанных) животных и птиц.
50.Аще кто с отлученым ясть и пить, да будеть сам отлучен.
Отлученный – человек совершивший преступления против веры.
53.А сими винами разлучити мужа с женою.
1).А се первая вина. Услышить жена от иных людей, что думати на царя или на князя, а мужу своему не скажеть, а опосли обличиться – розлучити.
2).А се вторая вина, оже муж застанеть свою жену с любодеем или учинить на ню послухы и исправу, розлучити.
3).А се 3-я вина, аще подумаеть жена на своего мужа или зелием, или инеми людьми, или иметь что ведати мужа еа хотять убити, а мужу своему не скажеть, а опосле объявиться, и разлучити и.
4).А се 4-я вина, аще без мужняя слова иметь с чюжими людьми ходити, или питии, или ясти, или опроче мужа своего спати, потом объявится, разлучити и.
5).А се 5-я вина, оже иметь опроче мужа ходити по игрищам, или в дни, или в нощи, а не послушати иметь, разлучити и.
Или в дни, или в нощи – или днем, или ночью.
6).А се 6-я вина, оже дена на мужа наведеть тати, велить покрасти, или сама покрадеть, или товар, или церковь покрадши, инеем подаеть, про то разлучити.
54.А что ся деть в монастырскых делех, в церковных, а самех монастырех, да не вступаеться князь, ни волостель, безатщина приидеть к волостелю митрополичю.
Делех – в других текстах Устава указывают людех.
Волостель княжь, волостель митрополичь – чиновники княжеской и церковной администрации, осуществляющие управление на местах.
Безатщина – выморочное имущество.
Российское законодательство X- XX веков.
В 9-ти тт. Т.1. – М., 1984. – С.189–193.