Медицинская сестра:
v Усаживает помощника с ребенком на руках лицом к свету; при этом помощник своими ногами фиксирует ноги ребенка, левой рукой – его руки, правой – голову, положив ладонь на лоб ребенка и слегка запрокинув его голову.
v Берет одну из пробирок в левую руку и слегка приподнимает большим пальцем кончик носа ребенка.
v Правой рукой достает за пробку тампон, не касаясь им стенок и краев пробирки.
v Вводит тампон, не касаясь наружной поверхности носа, сначала в один, затем в другой носовой ход и снимает слизь.
v Осторожно, не касаясь краев, наружной поверхности и стенок пробирки вводит тампон внутрь ее, пробирку закрывает и ставит в штатив.
v С теми же предосторожностями достает тампон из 2-ой пробирки.
v Берет шпатель в левую руку и, открыв рот ребенку, надавливает на корень языка.
v Осторожно, не касаясь тампоном слизистой оболочки полости рта и языка, снимает налет с правой миндалины, правой небной дужки, маленького язычка, левой дужки и левой миндалины и с задней стенки глотки.
|
|
v Помещает тампон обратно в пробирку с теми же предосторожностями.
v На верхний конец проволоки или палочки навешивает направление в бактериологическую лабораторию.
v Во избежании высыхания, взятый материал безотлагательно доставляет в лабораторию.
Порядок выполнения процедуры у детей старшего возраста идентичен, только медицинская сестра выполняет все без помощника, предварительно объяснив ребенку ход процедуры и правила его поведения при этом.
Примечание:
Особенности взятия мазков со слизистой оболочки носа и зева на бациллу Лефлера.
· Предварительно очистить носовые проходы, убрать корки
· Взять материал из носовых ходов, вводя тампон глубоко в каждую ноздрю и плотно прикасаясь всеми его сторонами к стенкам и перегородке носа.
· Мазок из зева брать с использованием шпателя при хорошей освещенности. Вращательными движениями тампона необходимо захватить слизь с пораженных миндалин на границе воспалительного очага с налетами и здоровых тканей. При отсутствии налета слизь забирают с поверхности миндалин, небных дужек, язычка, при этом нельзя касаться слизистой языка и щек.
· Доставить в лабораторию не позднее 3-х часов с момента взятия материала.
· Пробирки от одного лица должны быть скреплены вместе. На каждой пробирке должен быть четко написан порядковый номер анализа.
Особенности взятия материала из носоглотки на менингококк.
· Металлическую палочку с тампоном согнуть для удобства взятия материала под углом примерно 450.
· Ввести тампон концом кверху за мягкое небо в носоглотку и провести 2-3 раза по задней стенки носоглотки.
|
|
· Немедленно доставить материал в лабораторию, в банке с водой температуры 37-38 градусов. Либо в биксе с грелкой температурой 37-38 градусов.
Внимание! При данных исследованиях обязательно надавливание шпателем на корень языка; ни в коем случае не коснуться тампоном зубов, слизистой щек, языка, язычка; в холодное время года материал доставляется в лабораторию в сумках-термосах.
Дата и количество | ||
Учебная практика | Технологическая | Квалификационная |
№ 15. Исследование на коклюш методом кашлевых пластинок.
Показания. Выделение возбудителя у лиц с подозрением на коклюш для подтверждения диагноза; обследование контактных при наличии кашля; обследование бактерионосителей после их санации.
Общие сведения. Наиболее часто возбудитель высевается в первые 2 недели заболевания. Взятие материала производят натощак или через 2-3 часа после еды. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения, поэтому чашки Петри и пробирки транспортировать в биксе между слоями пеленки, на дне которой находится грелка с температурой 37-380 С. Результат посева получают через 72 часа.
Материальное обеспечение: 1) герметично закрытые стерильные пробирки с ватными тампонами на металлическом стержне в биксе или крафт-пакетах; 2) чашка Петри с питательной средой; 3) шпатель в крафт-пакете; 4) бикс для транспортировки пробирок, штатив, пеленка, грелка, термометр; 5) стеклограф; 6) перчатки; 7) инструментальный столик; 8) бланк-направление; 9) фантом ротоглотки.
Подготовительный этап выполнения манипуляции.
1.Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
2.Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение.
3.Поставить стеклографом номер на чашке Петри (пробирке), соответствующий номеру в направлении. Установить пробирку в штатив.
4.Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фиксирует помощник.
Метод взятия материала с помощью ватного тампона.
5. Изогнуть стерильный ватный тампон о край пробирки под углом 1350 на расстоянии
3-4 см от конца или взять готовый изогнутый тампон.
6.Предложить широко открыть рот. Левой рукой надавить шпателем на корень языка. Ввести тампон и провести им 2-3 раза по задней стенке глотки. Осторожно извлечь тампон, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов.
7.Произвести посев материала на чашку Петри с питательной средой. Содержимое тампона нанести на ее поверхность, не нарушая целости.
Метод «кашлевых пластинок».
Основной этап выполнения манипуляции.
5.Взять чашку Петри, при появлении кашля открыть ее и держать на расстоянии5-10 см от рта больного в течение 10-20 с, улавливая 5-6 кашлевых толчков. При отсутствии кашля вызвать кашлевую реакцию, надавливая шпателем на корень языка.
6.Быстро закрыть чашку Петри и поставить в термостат с температурой 36-370 С.