Учебно-методические материалы
По прохождению
«Экономической и практики менеджмента»
По специальности 061000
«Государственное и муниципальное управление»
Нижний Новгород
Программа экономической и практики менеджмента составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 061000 «Государственное и муниципальное управление».
Студенты III курса дневного отделения, обучающиеся по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление», проходят экономическую и практику менеджмента в 6 семестре. Продолжительность практики 6 недель.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.
Цель проведения экономической и практики менеджмента.
Цель экономической и практики менеджмента — закрепление, расширение и углубление полученных знаний по изученным дисциплинам; сопоставление полученных теоретических знаний с реально существующей системой организации, управления, планирования, учета, контроля в государственных и муниципальных образованиях; получение практических навыков; сбор материалов для курсовой работы.
|
|
Задачи проведения экономической и практики менеджмента.
Задачами студента в период практики являются:
- Закрепление, расширение, углубление, систематизация знаний и практических навыков и умений, полученных при изучении финансово-экономических дисциплин.
- Получение практических навыков в области расчета основных экономических показателей, учета имущества и хозяйственных операций, начисления налогов, анализа финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования хозяйствующих субъектов по реальным исходным данным.
- Сбор и первичная обработка исходных материалов для написания отчета и курсовых работ.
- Приобретение опыта работы с законодательными и нормативными документами. Использование компьютера для обработки экономической информации.
Организация и этапы прохождения практики.
1. Местом прохождения практики для студентов являются органы государственного и муниципального управления: отделы, комитеты управления администрации муниципальных образований, структурные подразделения Администрации Нижегородской области. В отдельных случаях по согласованию с деканом факультета и заведующим выпускающей кафедры место прохождения практики может быть определено студенту индивидуально.
2. Перед началом практики студент должен получить направление на практику, программу практики и методические указания по организации и прохождению практики.
3. По вопросам организации и прохождения практики студент может получить консультацию (в устной или письменной форме) у преподавателя - руководителя практики.
|
|
4. При прохождении экономической и практики менеджмента студент обязан своевременно выполнять задания, предусмотренные программой практики, а также указания руководителя практики, подчиняться действующим в учреждении правилам внутреннего распорядка.
5. По окончании практики студент должен составить письменный отчет о ее прохождении и сдать его руководителю практики вместе с отзывом о практике. В отчете освещаются вопросы, предусмотренные программой практики. Оптимальный объем отчета 3-5 страниц машинного текста.
6. Студент, не выполнивший программу экономической и практики менеджмента или получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется вторично на практику.
Руководство практикой.
1) Непосредственное руководство практикой студентов осуществляется:
- со стороны университета - преподавателем кафедры государственного и муниципального управления;
- со стороны органа государственной власти или местного самоуправления – квалифицированными специалистами, назначенными приказом руководителя данного органа.
2) Руководитель практики от кафедры государственного и муниципального управления:
-устанавливает связь с руководителями практики от принимающей организации и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практики;
-принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ.
-несет ответственность совместно с руководителями практики от принимающей организации за соблюдением студентами правил техники безопасности;
-осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;
- оценивает результаты выполнения практикантами программы практики.
3) Руководители практики со стороны органа государственной власти или местного самоуправления осуществляют повседневное руководство и контроль за ее ходом. Руководители практики от органа государственной власти или местного самоуправления:
- знакомят студента с правилами внутреннего распорядка, действующего в органе государственной власти или местного самоуправления;
- определяют последовательность и порядок прохождения практики;
- проверяют отчет о практике;
- дают характеристику практиканту.
4) Характеристика дается на основе работы практиканта и должна содержать оценку степени выполнения программы практики, умение практиканта применять полученные в процессе теоретического обучения знания на практике. Отчет о практике и характеристика подписываются руководителем практики со стороны органа государственной власти или местного самоуправления и удостоверяются печатью.
5) Отчет о практике и характеристика представляются руководителю практики от кафедры государственного и муниципального управления в течение недели после окончания экономической и практики менеджмента.
II. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА.
В ходе экономической и практики менеджмента студент должен:
1. Ознакомиться и проанализировать учредительные документы и учетную политику организации.
2. Анализ внутренней среды отделов, комитетов, управлений администраций муниципального образования, структурных подразделений Администрации Нижегородской области, (далее именуемое - организацией). С этой целью изучить: нормативно-правовую базу, регулирующую детальность организации; цели, задачи, функции органа управления, организационную структуру управления; структуру объекта управления; формы и методы управления руководящего органа организаций на объект; услуги, предоставляемые организацией населению и их количественно-качественная характеристика.
|
|
3. Исследование внешней среды организации. Для этого необходимо изучить ресурсы (информационные, финансовые, материальные, кадровые, природные, временные и т.д.), используемые организацией; источники (поставщики) ресурсов; дать количественно - качественную характеристику результатов деятельности организации; провести анализ потребностей в услугах, предоставляемых населению данной организацией и степени удовлетворенности потребителей оказанными услугами.
4. Анализ, планирование и исполнение смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам полученным за счет внебюджетных источников.
5. Определение лимита бюджетных обязательств.
6. Изучение порядка проведения ревизии.
7. Изучение должностных инструкций специалистов.
8. Организация порядка подготовки, согласования, принятия и контроля исполнения распорядительных документов с выделением основных видов и методов контроля.
9. Характеристика порядка работы органов местного самоуправления с жалобами, обращениями и письмами граждан (на примере одного подразделения).
10. Социально-демографический анализ персонала организации по полу, возрасту, образованию, стажу, квалификации и т.д. Для анализа использовать документы отдела кадров;
11. Анализ организации процессов аттестации на предприятии:
-методическое и правовое обеспечение;
-методы оценки результативности труда сотрудников и их профессионального поведения
-оценка эффективности процесса аттестации (интервью с экспертами).
12. Анализ текучести персонала организации:
- динамика по годам, сравнение по отделам, цехам;
-социально-демографический портрет уволившихся;
-анализ причин (интервью с увольняющимися).
13. Анализ движения персонала организации (расчёт показателей оборота кадров и показателей постоянства): динамика по годам, по подразделениям, рекомендации
14. Охрана труда и травматизм.