Понятие политического интереса, политического поведения и политического участия. Роль политических интересов в системе властных отношений. Факторы участия субъекта в политике: среда политики, уровень социальной напряженности, уровень социальной ущемленности, степень идеологической мобилизации, тип политической культуры. Политическое рекрутирование и идентификация как механизм формирования политической субъектности. Модели политического рекрутирования. Социологический анализ мотивации и целей политического поведения и участия.
Формы и способы политического участия и поведения. Индивидуальное, групповое и массовое политическое участие. Формы массового политического участия: организованные и стихийные, конвенциальные и не конвенциальные. Корпоративная солидарность и конформизм как механизм групповой сплоченности. Специфика индивидуального политического участия: образцы, мотивации, результаты. Отклоняющееся политическое поведение и его причины.
Активность, включенность, рациональность как индикаторы политического поведения и участия. Социологический анализ типичных моделей политического поведения и участия. Механизмы политической мобилизации социальных субъектов.
Тема 7. Общественное мнение в политике
Понятие и основные подходы исследования общественного мнения. Общественное мнение как реализация принципа обратной связи в управлении социумом. Структура, содержание и функции общественного мнения. Формы отражения политических реалий в общественном мнении. Роль общественного мнения в демократических и авторитарных политических системах. Общественное мнение как системный элемент властных отношений.
Механизмы формирования и каналы выражения общественного мнения. Специфика политических коммуникаций. Особенности воздействия общественного мнения на политические институты, должностных лиц и политических лидеров. Publicrelations в политике. Роль и эффективность мобилизационных и манипулятивных политических технологий в формировании и управлении общественным мнением. Социологические исследования эффективности средств и каналов политической коммуникации. Роль общественного мнения в проектировании и реализации политических технологий.
Тема 8. Политическая социализация и политическая культура
Понятие и основные подходы исследования политической социализации. Стадии, факторы и агенты политической социализации. Первичная и вторичная политическая социализация. Понятие ресоциализации. Политическая социализация как социальный механизм включения индивида в систему политических ценностей общества и воспроизводства существующих политических отношений. Особенности политической социализации в различных национальных, конфессиональных, профессиональных и возрастных группах. Социологические исследования роли основных агентов политической социализации: семьи, школы, групп сверстников, молодежных и религиозных организаций, армейского, учебного и трудового коллектива. Влияние средств массовой информации и политических партий на процесс политической социализации.
Роль политической социализации в механизме формирования политической культуры. Типология политических культур. Понятие гражданской политическойкультуры. Социологические методики исследования процессов политической социализации.
Тема 9. Социология выборов
Выборы как институт организации и функционирования публичной власти в демократических странах. Принципы организации и проведения выборов. Понятие и структура избирательного процесса. Функции выборов. Понятие и типология избирательных систем. Место и роль избирательного процесса в структуре политического процесса. Понятие и типология избирательных систем.
Понятие и основные этапы избирательной кампании. Принципы организации и управления избирательной кампанией. Субъекты избирательного процесса и типовые стратегии избирательной борьбы. Команда кандидата и особенности ее функционирования в выборах органов власти разных уровней.
Содержание и основные этапы социологического сопровождения избирательной кампании. Социологический анализ предвыборной ситуации: исследование уровня политической и электоральной активности, анализ политических ценностей и предпочтений различных социальных групп, данных прошлых выборов, проблемного поля. Понятие и структура социального паспорта избирательного округа.
Политические технологии в избирательном процессе и их эффективность. Моделирование поведения различных групп избирателей. Социально-экономические, культурно-исторические, национальные и конфессиональные факторы электоральных предпочтений граждан. Абсентеизм и его причины. Методики прогнозирования результатов предвыборной борьбы. Особенности организации и проведения избирательных кампаний в России.
Тема 10. Социология политических партий, групп интересов и общественных
Движений
Понятие, генезис, организационная структура и формы институализации политических партий и общественных движений. Признаки и функции политических партий и общественных движений. Место политических партий, групп интересов, общественных движений в механизме функционирования политической системы. Политическая партия,общественные движения, группы интересов как объекты социологического исследования. Типология современных политических партий и партийных систем. Показатели и эмпирические индикаторы функционирования политической партии как института социального представительства. Методики социологического сопровождения деятельности политических партий на разных этапах и фазах функционирования политической системы.
Особенность становления, основные этапы и проблемы развития многопартийности в Российской Федерации. Законодательное регулирование деятельности политических партий в современной России. Социальная и электоральная база российских политических партий.
Методики социологического сопровождения деятельности политических партий, групп интересов и общественных движений в механизме функционирования политических систем.