ВОПРОС 25.Царскийпериод
ДревнегоРима
1. Периодизация.
2. Общественный и государственныйстрой
вцарскийпериод.
3. РеформаСервияТуллия.
1. В историигосударстваДревнегоРимавыделяют трипериода:
• царскийпериод - 753 - 510 гг. до н. э.;
• периодреспублики - 509 - 27 гг. до н. э.;
• периодимперии - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.
Вовремяначального, такназываемого царского, периодаРимомпос-
ледовательноправилисемьцарей:
• Ромул;
• НумаПомпилий;
• ТуллГостилий;
• АнкМарций;
• ТарквинийГТриск;
• СервийТуллий;
• ТарквинийГордый.
Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуетсяпроцесса-
миразложенияпервобытнообщинногостроя у племен, обосновавшихся
урекиТибр. Объединениепутемвойнтрехплемен (древнихлатинян,
сабинян и этрусков) привело к образованию в Римеобщины.
Экономическойосновойраннейримскойобщиныбылосельскоехо-
зяйство.
ВсеполноправноенаселениеРима - римскийнарод, populusromanus -
делилосьнатри племени, племенаделилисьна роды (посто в каждом
племени, всеготриста), курии (объединениеиздесятиродов, всегоих
|
|
былотридцать) и трибы (объединениедесятикурий, всеготри).
Первоначально в определенныеднироды, курии, племена, а затем и
весьсоюзплеменсходилисьнасобраниядлярассмотрениядел о спор-
ныхнаследствах и судебныхспорахвообще, приговорах к смертнойказ-
ни и т. д.
Старейшиныродоввходили в сенат - советстарейшин, составленный,
попреданию, Ромуломизтрехсотсенаторов. В компетенциюсенатавхо-
дилопредварительноеобсуждениевсехдел, которыевыносилисьна
решениеНародногособрания, а такжеведениетекущимиделамипо
управлениюРимом. Постепенноонсделалсяглавнойправительствен-
нойвластью.
Главойримскойобщины, еегражданскимправителем и верховным
военачальникомбыл реке - царь. Онизбиралсяна комициях (народных
собраниях, проходившихпокуриям, - куриатныхкомициях), участво-
вать в которыхмоглитолько патриции, членыстарейшихримскихро-
дов. Первоначально к полноправномунаселениюотносилисьлишьони.
Каждыйизпатрициевобладалследующимиправами:
• правомназемельныйнадел, закрепленныйзаним и егосемьей (буду-
чи, такимобразом,-участникомобщейземельнойсобственности);
• правомнанаследованиеэтогонадела и родовогоимуществавообще;
• правомнаполучениеотродапомощи и защиты;
• правомнаучастие в религиозныхобрядах и празднествах и т. д.
Другаячастьнаселения, стоявшаявнеродовойорганизации, называ-
лась плебеями. Плебеибылиличносвободными, несливоеннуюслужбу
наряду с патрициями, нополучалинеравную с нимидолювоенной
добычи и должныбылидовольствоватьсялишьподачками.
С имущественнойдифференциациейусложняетсясоциальнаяструкту-
|
|
раобщины. В родахвыделяютсяотдельныебогатыеаристократические
U-1
семьи. Изихсредывыходятвоеначальники, городскиемагистраты.
Постепеннопатрициисоставилигосподствующеесословие, владевшее
крупныминаделамиземли и рабами, а такжеобзавелись клиентами.
Клиенты - обедневшиесородичи, бесправныезавоеванныеилипри-
шлыежители, - будучиличносвободными, ноограниченными в пра-
вах, находилисьподпокровительствомпатроновизпатрициев, получа-
лиотнихземельныенаделы, а такжеихродовоеимя, зачтодолжны
былинести в ихпользуразныеповинности, преждевсеговоинскую.
Плебеиэтоговременимогутбытьотождествленысмелкими и средни-
миземлевладельцами, а такжеремесленниками.
С течениемвременичисленностьплебсаувеличилась, и онпревратил-
ся в политическую и экономическуюсилу, противостоявшуюпатрици-
ату. ПолитическаяисторияРиманесколькихвековотмеченаборьбой
плебеевзауравнениесвоихправ с патрициями.
3, ТрадицияприписываетцарюСервиюТуллию (середина V в. до н. э.) ре-
формуобщественногоустройства, в результатекоторойплебеибыли
введены в составpopulusromanus (римскогонарода). Онаосновывалась
наимущественномразличии и территориальномделении, чтоусилило
процессослаблениякровнородственныхсвязей, лежавших в основе
первобытнообщиннойорганизации.
Перваячастьреформы - делениевсегосвободногонаселенияРимана
шесть имущественныхразрядов и насотни - центурии.
В основуделениябылположенразмерземельногонадела, которым
владелчеловек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, былавведена
денежнаяоценкаимущества, наассы. Обладавшиеполнымнаделом
входили в-первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д.
Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -
всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой раз-
ряд.
Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и
80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центу-
рий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и
самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193.
Центурии стали не только военной, но и политической силой. После
реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созывать-
ся народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по
центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые
роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформы - деление свободного населения по тер-
риториальному принципу.
В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных
округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Три-
ба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись
старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее
по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в
которых каждая триба имела один голос.
Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя.
Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в
центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала
консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.
ВОПРОС 26. Римская республика
/. Общие понятия.
2. Общественный строй.
3. Государственный строй.
4. Армия.
5. Падение республики.
1. Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до
н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.
Республиканский период принято делить на периоды раннейреспубли-
ки и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось произ-
водство, что привело к значительным социальным сдвигам.
В Римской республике сочетались аристократические и демократиче-
|
|
ские черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной
богатой верхушки рабовладельцев.
2. Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тре-
мя статусами:
v' свободы;
• гражданства;
• семьи.
По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов.
Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:
• имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);
• мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших
большинство общества. К последним примыкала городская беднота.
Рабы были государственные и частные. В период республики они пре-
вращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником
рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода полу-
чила распространение самопродажа в рабство.
Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он яв-
лялся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его
имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной.
По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граж-
дан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились
к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ог-
раничены в правах.
Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные
римские граждане.
50
К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных
Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители
' иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были из-
бирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находи-
лись в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегри-
ны несли налоговые повинности.
По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль
богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II
в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников.
Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слия-
ния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса.
|
|
Экономической базой нобилитета было крупное землевладение.
Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и сред-
них землевладельцев.
Статус семьи означал, что полной политической и гражданской право-
способностью пользовались только главы римских семей - домовладыки.
Остальные члены семьи считались находящимися под властью домо-
владыки.
Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободно-
рожденный римский гражданин.
В публичном праве полная правоспособность означала разрешение уча-
ствовать в народном собрании и занимать государственные должности,
в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в
имущественных правоотношениях.
3. Высшими государственными органами в Римской республике являлись
народные собрания, сенат и магистратуры.
Существовали три вида народных собраний:
• центуриатные;
• трибутные;
• куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие приня-
тие решений преобладающих аристократических и богатых кругов ра-
бовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государ-
ства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания:
каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное ко-
личество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до
373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие зако-
нов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, прето-
ров, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на пригово-
ры к смертной казни.
Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на
плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограни-
ченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и
др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кро-
ме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в.
51
до л. э. получили право принятия законов, что привело к росту их зна-
чения в политической жизни Рима.
Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вво-
дили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии
были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.
Действительно важное значение в государственном механизме Римс-
кой республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные долж-
ностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) со-
ставляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей,
то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат орга-
ном, независимым от воли большинства свободных граждан.
Хотя сенат формально был совещательным органом, вегополномо-
чия входили функции:
• законодательные - он контролировал законодательную деятельность цен-
туриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впослед-
ствии предварительно рассматривая законопроекты;
• финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он
устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;
• по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу;
%/ внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то
мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же раз-
решал набор в армию и распределял легионы между командующими
армиями.
Государственные должности именовались магистратурами.
Магистратуры делились на:
• ординарные (обычные), к которым относились должности консулов,
преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;
• экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных
обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезныевнут-
ренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение
об установлении диктатуры.
Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он
обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистра-
ты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.
Магистратуры замещались по следующим принципам:
• выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-
ными или трибутными собраниями;
• срочность - один год (за исключением диктатора);
• коллегиальность;
• безвозмездность;
• ответственность.
52
Ц. Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя
политика этого государства характеризуется почти непрерывными вой-
нами.
Уже в царский период общее собрание римского народа было и войско-
вым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосо-
вало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность
обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и
плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог
клиент.
В республиканский период, когда римский народ был разделен на иму-
щественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число
вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии.
Всадниюи составляли центурии конницы, первый, второй и третий раз-
ряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый раз-
ряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невоо-
руженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному
из двух консулов.
В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после кото-
рой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была огра-
ничена воинская повинность римских граждан, производился набор
добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Ле-
гионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земель-
ными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия
сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за
счет завоеванных народов.
S, Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его
классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социаль-
но-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э.
следует считать кризис полисной организации, когда старые республи-
канские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской
общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Рас-
пад Римской республики отмечен следующими яркими политическими
событиями:
• восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и
восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг, до н. э.);
• борьба между мелким и крупным землевладением, широкоереволюци-
онное движение сельского плебса, которое едва не привело к граждан-
ской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провес-
ти аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);
• Союзническая война (91 - 88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание про-
тив власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале
Суллы, а затем Цезаря.
53
Вопрос 27. Римская империя
/. Периодизация.
____________2. Государственный и общественный строй
в период принципата.
3. Государственный строй в период домината.
4. Распад Римской империи.
1. Период Римской империи подразделяется на:
• период принципата (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.);
• кризисный период (193 - 284 гг. н. э.);
• период домината (284 - 476 гг. н. э.).
2. Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окон-
чательноустановленная его преемником Октавианом Августом в 27 г.
до н.э.
Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и
почти все учреждения республики: созываются народные собрания,
заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народ-
ные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанскогогосу-
дарственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку
при сохранении старых республиканских учреждений власть была со-
средоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть прин-
цепса.
Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие
наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности,
создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми
армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех
главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора,
народного трибуна.
Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограничен-
ными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от
принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце прин-
ципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил прин-
цепс, имеет силу закона".
Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли
в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний,
насилие над их участниками.
В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из
органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев.
Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:
• сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патри-
цианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили зани-
мали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве.
Экономической основой нобилитета были огромные земельные владе-
ния, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулианта-
ми. При императоре Августе (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) нобилитет превратил-
ся в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви-
' нувшихся на государственной службе;
• сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и сред-
них землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и
офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуще-
ствляли управление городами империи.
В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а
также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают
превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся
людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и ме-
стную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикреп-
ляются к земле и теряют возможность освободиться.
На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Эко-
номическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в
силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это,
рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земель-
ные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю
продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта,
он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая.
Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной.
Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жа-
лованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Ко-
мандный состав армии комплектовался из сенаторского и всадничес-
кого сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности ко-
мандира сотни - центуриона.
3. Со 193 по 284 гг. н. э. в Римской империи был кризисный период, так
называемый "кризис третьего века".
Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата про-
винций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок
сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения им-
ператоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства заверши-
лась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римско-
го гражданина всему свободному населению Римской империи.
При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домииата, Рим окончательно
превратился в монархическое государство. Власть императора была при-
знанаабсолютной и божественной, сам император - государем и гос-
подином (dominus, отсюда - доминат).
Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей
сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство
ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном под-
чинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:
• государственный совет при императоре;
• финансовое ведомство;
• военное ведомство.
55
Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наде-
ляют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр.
После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, импе-
рия была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из 12ди-
оцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Ос-
новой налогообложения стали натуральные поземельные налоги и по-
винности.
Щ, При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение
Римской империи:
• Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое суще-
ствование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг рим-
ского императора Ромула-Августула и занял его место;
• Восточная Римская империя со столицей в Константинополе; суще-
ствовала еще около 1000 лет под названием Византии.
ВОПРОС 28. Римское право
Общие понятия.
Законы двенадцати таблиц.
Право собственности.