основаны на анализе продуктов воображения и фантазии и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий. Приоритет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группы методов принадлежит Л. Франку, выделившему ряд общих признаков у некоторых известных к тому времени и весьма заметно отличающихся друг от друга техник оценки личности.Специфические особенности проективных методик: относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие возможных ответов; неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного «экрана», на который испытуемый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния; глобальность подхода к оценке личности и, прежде всего, к выявлению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон. По признанию психодиагностов, в меньшей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потому более пригодны для диагностики личности. Их цель обычно замаскирована, и испытуемый не может угадать способы интерпретации диагностических показателей и их связь с теми или иными проявлениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажению, защитным реакциям при обследовании. Эффективны для установления контакта с испытуемым, в работе с маленькими детьми. Они вызывают интерес со стороны испытуемого, который вовлекается в их выполнение.Возникая в клинических условиях, проективные методы были и остаются в основном инструментом психолога-клинициста. На их теоретических обоснованиях отразилось влияние психоаналитических концепций и перцептивных теорий личности.В числе их недостатков обычно видят:отсутствие или неадекватность нормативных данных, что приводит к трудностям и субъективизму интерпретации индивидуальных результатов, когда психолог вынужден доверяться своему «клиническому опыту»;в некоторых проективных методиках отсутствует объективность в определении показателей, часто неудовлетворительными являются коэффициенты гомогенности и ретестовой надежности;попытки их валидизации страдают методическими недостатками либо из-за плохой контролируемости условий эксперимента, либо из-за необоснованности статистического анализа, либо из-за неверного формирования выборки. Как указывает А. Анастази, число работ, потерпевших неудачу в доказательстве какой-либо валидности таких проективных методик, как «Нарисуй человека» и «Чернильные пятна» Роршаха, поистине впечатляет.
|
|
Экспериментальные методы исследования личности
|
|
Методология экспериментальных исследований личности
Вся методология экспериментальных исследований личности основывается на трех основных способах сбора информации о личности:
L-данные
Регистрация реального поведения человека в повседневной жизни.
Получение L-данных строится на внешнем наблюдении и регистрации конкретных поступков или достижений личности. Объект наблюдения может принимать как пассивное, так и активное участие в сборе таких данных о себе.
Часто L-данные используются в качестве внешнего критерия, относительно которого измеряется валидность результатов, полученных с помощью другого метода.
Общие недостатки методов получения L-данных:
§ часто получение достоверных L-данных биографического характера сопряжено с рядом организационных трудностей,
§ для регистрации доступны лишь полностью объективные характеристики (трудовые и образовательные успехи, семейное положение, состояние здоровья и т.п.),
§ часто объективные характеристики являются следствием совокупности разных обстоятельств, максимальная объективность поэтому часто соседствует с низкой информативностью (если ребенок, например, стал хуже учиться в школе, то сам по себе этот факт больше ни о чем не говорит),
Для повышения информативности собирается максимум L-данных, в индивидуальных консультациях эти данные анализируются, комбинируются между собой, выстраиваются причинно-следственные связи; на этом этапе поэтому большое значение имеет опыт психолога, его способность разбираться объективно в проблемной ситуации.
Q-данные
получаются в результате использования опросников и других методик, построенных на основе самоотчетов.
Главное достоинство методик, построенных на сборе Q-данных - максимум по соотношению польза/затраты: валидный, грамотный опросник может дать психологу столько информации, сколько он не смог бы собрать за месяц непрерывного наблюдения за испытуемым.
Недостатки:
§ он построен на идее самоотчетов, и в силу желания испытуемого исказить результаты или просто понравиться могут быть получены недостоверные сведения,
§ одни и те же вопросы испытуемыми с разным интеллектуальным и культурным уровнем могут быть поняты по-разному
§ волей-неволей свои ответы испытуемый сопоставляет с эталонным поведением (нормальным), однако одни испытуемые под нормальным поведением подразумевают общепринятое, другие испытуемые под нормальным поведением понимают такое, которое удовлетворяет морально-этическим ценностям
§ апробированная и адаптированная на одном контингенте методика, может плохо работать на другом (хотя и близком контингенте).
T-данные
Экспериментальные (сюда относят и тестовые) данные более объективны по сравнению с Q-данными, хотя не всегда. Многие методики по сбору T-данные имеют те же недостатки, которыми обладают и методики предыдущего типа. Экспериментальные методики значительно более затратны, и далеко не все личностные особенности можно выявить в объективных экспериментах. Для сбора разных T-данных используются совершенно разные идеи, часто весьма креативные.
Это данные, полученные путем различных объективных тестов
– контролируемый эксперимент, их результат получен в результате объективного измерения без обращения к самооценке и эксперту
– тесты способности
– тесты умения и навыков
– тесты восприятия
– некоторые опросники
– тесты мнений
– эстетические тесты на худ. муз. Предпочтение
– проективные тесты
– ситуационные тесты
– игры и игровые ситуации
– физиологические тесты (КГР, ЭКГ, ЭЭГ)
– физические тесты
– наблюдаемое поведение
Объективные тесты представляют собой истинно экспериментальный подход освобожденный от субъективных оценок.