в 1970х г.г. впервые была предложена классификация – Институт ООН Азии и Дальнего Востока по предупреждению преступности:
1) Нарушение закона, направленное на совершенствование рыночной экономики и регулирующих рыночную экономику.
2) Нарушение финансового, налогового законодательства
3) Коррупционные преступления
Эксперты Совета Европы одобрили следующую классификацию:
1) Монопольные преступления
2) Мошенничество в экономической сфере
3) Нарушение конкуренции
4) Налоговые преступления
5) Таможенные преступления
6) Валютные преступления
7) Экологические преступления
8) Отмывание, преступно нажитых денег и имущества
Эксперты Американской школы предлагают:
1) Преступления по роду занятий
2) Преступления совершаемых корпорациями
Проф. Кайзер (немецкий криминолог) предложил еще одну классификацию:
1) Преступления в сфере банковской акционерной системе
2) Преступления против свободной конкуренции
3) Криминальное банкротство
4) Нарушение авторских и смежных прав
|
|
5) Налоговые преступления
6) Таможенные преступления
7) Нарушение законодательства об охране труда
8) Преступления, связанные с обманом потребителей
В н.в. в отечественной криминологии следующая классификация:
1) Финансовые преступления
2) Преступления, ктр посягают на правила конкуренции
3) Посягающие на права потребителей
4) Посягающие на порядок гос. регулирования экономикой
5) Компьютерные преступления
6) Экологические преступления
7) Связанные с нарушениями правил техники безопасности, наносящий ущерб наемным рабочим
Реформа в экономике и возникновение криминальных условий и последствий (из учебника Прозументова по криминологии)
Обострение криминогенной ситуации в РФ во многом связано с проводимой социально – экономической политикой.
Тактический просчет проводимой соц – экономической политикой связан с созданием свободного, саморегулирующегося рынка. При переходе к рынку создал широкие условия для легализации теневой экономики и развития экономической преступности в целом.
Направления экономических реформ:
1) либерализация цен
Либерализация цен привела к определенным последствиям:
- массовое падение производства из – за стремления предприятий, занимающих монопольное положение, получить сверхприбыль путем снижения выпуска товаров, создания дефицита
- развитие инфляционных процессов, уничтожающих денежные сбережения населения
-укрепление теневой экономики
2) приватизация объектов гос. и муниц. собственности
Избранные методы, формы, сроки приватизации, проф. уровень д.л. ее осуществляющих, привели к негативным соц. последствиям, обострившим криминогенную ситуацию в РФ.
|
|
Это выражается в падении промышленного производства, когда предприятия сознательно сокращают основную производственную д-ть и расширяют коммерческую. Многие предприятия отправляют ценные виды сырья на Запад, когда отечественные предприятия из – за этого останавливают свою работу.
+ спад производства ведет к сужению базы налогообложения, росту безработицы и сокращению рабочих мест. Резкое расслоение по имущественному признаку. Наиболее перспективные предприятия оказываются под влиянием иностранного капитала. Иностранные компании активно включаются в приватизацию предприятий. Приватизация ускорила процесс коррумпированности гос. аппарата. Приватизация способствовала распространению в стране новых видов криминального поведения.
3) либерализация внешнеэкономической деятельности
Негативные последствия, способствовавшие обострению соц. напряженности в РФ:
- бесконтрольный и незаконный вывоз национального богатства (ВВП)
- искусственное понижение рубля по отношению к долларам и евро
- «удушение» отечественного производителя
- проникновение м/н криминальных структур на территорию российского рынка и др.
4) фактический отказ гос –ва от регулирования экономических отношений
Большое кол – во с/х производителей оказались и оказываются на грани банкротства из – за высоких уен на топливо, технику, удобрения и т.д. С/х отрасль не всегда имеет способность к самостоятельному экономическому выживанию, без помощи гос – ва.
Цивилизованные гос – ва оказывают с/х производителям существенную экономическую помощь в форме прямых дотаций или в виде льготного кредитования.
Это позволит обеспечить не только занятость населению, но и не зависеть гос – ву от доставки с/х продукции из – за рубежа.