Рост объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек производства, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ работы предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции.
Для характеристики объема производства и реализации продукции используют систему показателей:
1) натуральные;
2) условно-натуральные;
3) трудовые;
4) стоимостные.
Стоимостные измерители – это основные показатели производства и реализации продукции. Для оценки объема производства в стоимостном выражении используют показатели: валовую, товарную и реализованную продукцию.
Валовая продукция – стоимость всей выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция – это стоимость выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг за вычетом незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота. Товарная продукция учитывается в сопоставимых и действующих ценах.
|
|
Объем реализации продукции определяется двумя способами:
– по отгрузке продукции покупателям (метод начисления);
– по оплате продукции (кассовый метод).
Объем реализации может учитываться в сопоставимых, плановых или действующих ценах.
Натуральные показатели – это измерители объема производства и реализации продукции.
Условно-натуральные показатели – используются для обобщающей характеристики объемов производства и реализации продукции.
Трудовые показатели – это нормативные трудозатраты, которые применяются в обобщающей характеристике объема производства.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются:
· бизнес-планы предприятия;
· оперативные планы-графики;
· бухгалтерская отчетность;
· статистическая отчетность.
По времени различают оперативный, текущий и перспективный анализ объема производства и реализации продукции.
Оперативный анализ производства и реализации продукции отражает:
1) фактические и плановые показатели объема выпуска и отгрузки продукции по объему и ассортименту;
2) информацию о качественных характеристиках изделий;
3) отклонения от плана;
Оперативный анализ производится ежедневно и нарастающим итогом.
Текущий анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Среднегодовой темп роста Т (прироста Тпр) можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
На ассортиментную политику оказывают влияние факторы:
|
|
1. Конъюктура рынка
2. Уровень доходов населения
3. Спрос на отдельные виды продукции
4. Эффективность использования, имеющихся у предприятия ресурсов (материальных, трудовых, технологических, технических, финансовых).
Коэффициент выполнения плана по ассортименту – это относительная величина, определяемая как отношение общего к фактическому объему выпущенной продукции.
Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту – это объем фактического производства продукции за вычетом изделий, изготовленных сверх планового задания.
Причины недовыполнения плана по ассортименту:
1. Внешние:
· обще-экономическая ситуация;
· состояние рынка;
· эластичность спроса на отдельные виды продукции;
· состояние материально-технического обеспечения;
· форс-мажорные обстоятельства.
2. Внутренние:
· несвоевременный или неполный ввод в эксплуатацию производственных мощностей предприятия;
· неэффективная организация производственного процесса;
· недостатки в системе управления производством;
· ненадлежащее состояние машин и оборудования;
· неэффективное использование технических и технологических возможностей производства;
· низкий уровень культуры производства;
· недостаточная квалификация персонала предприятия;
· отсутствие мотивации работников.
Структура производства определяет объем выпуска продукции в стоимостном выражении и оказывает влияние на показатели:
¨ материалоемкость;
¨ трудоемкость;
¨ фондоемкость;
¨ капиталоемкость;
¨ себестоимость продукции;
¨ прибыль предприятия;
¨ рентабельность производства и реализации продукции.
Влияние структуры на объем валовой продукции можно определить двумя методами:
Метод цепных подстановок:
1. Для оценки влияния структуры рассчитывают подстановки
ВПусл 1 =∑(Vф общ ´ УДпл ´ Цпл), (1)
где V – общий объем выпущенных изделий; УД – удельный вес каждого вида продукции в общем ее выпуске; Ц – цена единицы соответствующего вида изделия.
ВПусл 2 =∑(Vф общ ´ УДф ´ Цпл), (2)
2. Изменение объема валовой продукции
∆ВПстр = ВПусл 2 – ВПусл 1. (3)
Метод абсолютных разниц:
1. Влияние структуры реализации продукции на средний уровень цены:
∆Цстр = ∑(УДф – УДпл) Цпл / 100. (4)
2. Изменение объема валовой продукции:
∆ВПстр =∆Цстр ´ Vф общ. (5)
Анализ основных фондов предприятия.
Основные средства (ОС) (часто называемые в экономической литературе и на практике основными фондами) являются одним из важнейших факторов производства.
Анализ основных фондов производится по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования ОС и долгосрочных инвестиций.
Основные направления анализа основных средств
Основные направления анализа:
Анализ структуры и динамики ОС
Задачи анализа: Оценка размера и структуры вложения капитала в ОС.Определение характера и размера влияния стоимости ОС на финансовое положение и структуру баланса. Вид анализа: Финансовый анализ
Анализ эффективности использования ОС
Задачи анализа: Анализ движения ОС. Анализ показателей эффективности использования ОС. Анализ использования времени работы оборудования. Интегральная оценка использования оборудования. Вид анализа: Управленческий анализ