Тема 8. Основы организации бухгалтерского учёта

Методическое и правовое обеспечение бухгалтерского учёта

Под рациональной организацией бухгалтерского учета следует понимать систему элементов и средств наиболее оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной (полезной) для управления информации о деятельности организации и осуществления контроля за эффективностью использования производственных ресурсов.

Рациональная организация бухгалтерского учета должна обеспечить:

  • своевременное и достоверное отражение в учете и отчетности всех хозяйственных операций;
  • оперативный контроль за эффективностью работы организации и его внутрихозяйственных формирований;
  • действенный контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • представление достоверной отчетности в строго установленные сроки;
  • высокую производительность труда учетного персонала и наиболее эффективное использование вычислительной техники;

Бухгалтерский учет в организациях должен строится в соответствии с принципами мировой теории и практики. Основными из них являются принципы начисления, осмотрительности (осторожности, консерватизма), последовательности и соблюдения в течение отчетного года принятой учетной политики.

Принцип начисления предполагает, что доходы и расходы, прибыли и убытки, другие аналогичные показатели отражаются на счетах бухгалтерского учета в момент их возникновения, а не в момент осуществления расчетов.

Принцип осмотрительности (осторожности, консерватизма) означает, что доходы обычно признаются организацией только тогда, когда имеется обоснованная уверенность в их поступлении, в то время как расходы признаются по мере того, как их обоснованно считают возможным.

Принцип последовательности состоит в том, что выбрав однажды какой-то один метод учета, организация должна использовать именно его для всех последующих событий одинакового характера, пока не возникнут веские причины для изменения метода.

Принцип соблюдения в течение отчетного года принятой учетной политики требует того, чтобы организация обеспечила при ведении бухгалтерского учета соблюдение в течение отчетного года принятой методики учета хозяйственно-финансовых операций, т. е. принятой учетной политики.

Важнейшими предпосылками рациональной организации бухгалтерского учета в организации являются:

· государственное регулирование общих принципов и правил организации, методики и техники бухгалтерского учета;

· учетной политике сочетание государственного регулирования при выборе организационно-технических аспектов реализации методологии бухгалтерского учета с отраслевыми, технологическими и другими особенностями организации;

· высокая общеэкономическая и специальная подготовка работников учетной службы, повышение квалификации и научной организации труда работников бухгалтерского аппарата;

· совершенствование бухгалтерского учета, форм и методов представления информации, использование в учете современной вычислительной техники;

· установление учетной информации, необходимой для оперативного управления производством и составления отчетности;

· правильное определение объема и характера учетных работ, выполняемых в структурных подразделениях и центральной бухгалтерии организации;

· планирование организации учетного процесса.

Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности.

 

Для достижения единообразия в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации, снижения трудоемкости ее получения осуществляется государственное регулирование учета. Общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, составления отчетности регламентируется законом «О бухгалтерском учете и отчетности».

Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью а Республике Беларусь осуществляются Министерством финансов, на которое Советом Министров Республики Беларусь возложены обязанности государственного регулирования учета и отчетности.

Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством разрабатывает, согласовывает и утверждает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Республики Беларусь:

  1. типовые планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
  2. положения по бухгалтерскому учету и отчетности;
  3. иные нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с государственным регулированием бухгалтерского учета и отчетности разрешено общественным объединениям бухгалтеров и аудиторов. Они реализуют свое право через совещательный орган – Методический совет, созданный при Министерстве финансов.

Министерства и другие органы отраслевого управления с учетом специфики деятельности подведомственных им организаций, на основе действующего законодательства разрабатывают и согласовывают с Министерством, другими государственными органами различные нормативные документы (инструкции, положения и т. д.), регламентирующие особенности организации бухгалтерского учета в отдельных отраслях национальной экономики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: