Расходы, связанные с потерями от брака, списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счета 28 «Брак в производстве»

Суммы фактической себестоимости готовой продукции, в зависимости от принятой в организации учетной политики, могут списываться с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 90 «Продажи».

Затраты основного производства могут отражаться в учете двумя способами – полуфабрикатным и бесполуфабрикатным методом.

При бесполуфабрикатном методе изделия, изготовленные в результате отдельных стадий технологического процесса и подлежащие дальнейшему использованию в процессе изготовления готовой продукции, не учитываются на отдельном счете как полуфабрикаты, а учитываются на счете 20 «Основное производство» в составе незавершенного производства.

Технологический процесс изготовления изделия может делиться на отдельные стадии, продуктом которых являются изделия, подлежащие последующей обработке или использованию в последующих технологических стадиях. Эти изделия называются полуфабрикатами.

Полуфабрикатный метод предполагает, что произведенные полуфабрикаты приходуются на специальный склад, а затем оттуда передаются другим структурным подразделениям для дальнейшего использования в процессе изготовления конечного изделия.

Данные операции оформляются бухгалтерскими проводками:

Дебет Кредит Содержание операции
21 20 Изготовленные полуфабрикаты переданы на склад
20 21 Полуфабрикаты переданы для дальнейшей обработки

Для того чтобы принять к учету полуфабрикаты на склад, нужно определить их стоимость. Для этого можно после каждой стадии технологического процесса, в результате которой произведены полуфабрикаты, определять их себестоимость, что повышает трудоемкость, особенно в тех случаях, когда процесс состоит из достаточно большого числа промежуточных процессов, по окончании которых приходится рассчитывать себестоимость полуфабрикатов. При определении себестоимости полуфабрикатов можно использовать способы расчета, установленные для оценки незавершенного производства:

¨ По стоимости сырья и материалов, использованных при изготовлении полуфабрикатов.

¨ По сумме прямых затрат.

¨ По фактической или нормативной производственной себестоимости.

Другим способом является принятие к учету полуфабрикатов по условным учетным ценам, которые устанавливаются в организации.

 

36. Учет готовой продукции и ее продажа.

Готовая продукция, ее состав, оценка и учет. Учет доходов и расходов от продажи. Определение финансового результата от продажи.

Правила бухгалтерского учета готовой продукции установлены ПБУ 5/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. В соответствии с ПБУ 5/01 готовая продукция - это часть материально-производственных запасов, являющаяся конечным результатом производственного цикла, т.е. активы, законченные обработкой или комплектацией, прошедшие проверку на соответствие технических и качественных характеристик условиям договора и оформленные приемо-сдаточной документацией, предназначенные для продажи.

На предприятии информация о наличии и движении готовой продукции формируется по местам хранения и материально ответственным лицам. Учет готовой продукции ведется по укрупненным группам продукции:

- изделия основного производства;

- товары народного потребления;

- изделия, изготовленные из отходов;

- запасные части.

Далее готовая продукция предприятия учитывается по наименованиям с разделением по отличительным признакам: марки, артикулы, модели. Кроме того, готовая продукция учитывается в натуральных и стоимостных показателях. Натуральные показатели характеризуют вес, количество, площадь продукции. Стоимостным показателем произведенной готовой продукции является денежное выражение ее объема.

Для учета готовой продукции Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусмотрен счет 43 "Готовая продукция". В бухгалтерском учете готовая продукция может оцениваться одним из следующих способов:

- по фактической производственной себестоимости;

- по нормативной (плановой) производственной себестоимости.

При формировании конечного финансового результата учитываются:

- прибыль (убыток) от обычных видов деятельности;

- прибыль (убыток) от прочих операций;

- доходы и расходы, относимые на уменьшение прибыли.

Доходы от обычных видов деятельности - это выручка от продаж продукции, работ, услуг. Расходы по обычной деятельности представляют собой себестоимость реализованных товаров, работ, услуг.

Условия принятия к учету доходов и расходов представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Условия принятия к учету доходов и расходов

Выручка принимается к учету при единовременном выполнении условий: Расходы принимаются к учету при единовременном выполнении условий:
1) у организации есть право на получение выручки, вытекающее из условий договора или подтвержденное иным образом; 2) сумма выручки может быть надежно оценена; 3) существует уверенность в том, что в результате конкретной операции увеличатся экономические выгоды организации; 4) право собственности на товар, работу, услугу перешло к покупателю; 5) сумма расходов, связанных с полученными доходами должна быть определена. Если хотя бы одно из условий не выполняется, в учете отражается не выручка, а кредиторская задолженность за полученный актив. 1) расходы произведены в соответствии с конкретным договором или требованиями законодательства; 2) сумма расходов может быть надежно оценена; 3) существует уверенность в том, что в результате конкретной операции уменьшатся экономические выгоды организации. Если хотя бы одно из условий не выполняется, в учете отражается не расход, а дебиторская задолженность.

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним предназначен Счет 90 «Продажи».

В течение года на счете 90 собираются данные о доходах и расходах организации по обычным видам деятельности. К счету 90 открываются субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-9 «Прибыль (убыток) от продаж».

Выручка от продажи отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Одновременно в дебет счета 90 «Продажи» списывается себестоимость работ, услуг с кредита счета 20 «Основное производство» и других.

После того, как отражена выручка на субсчетах 90-3 и 90-4 в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» начисляются НДС и акцизы.

По окончании каждого месяца сопоставляется сумма дебетового оборота по субсчетам с 90-2, 90-3, 90-4 с кредитовым оборотом по субсчету 90-1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Таким образом, финансовый результат от продажи равен разности кредитового оборота за отчетный месяц по субсчету 90-1 и суммарного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4, 90-5, 90-6.

Для отражения финансового результата от продаж используется субсчет 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж», результат которого списывается в конце отчетного месяца на счет 99:

Д 90-9 К 99 - отражена сумма прибыли за месяц;

Д 99 К 90-9 - отражена сумма убытка, полученного за месяц.

По окончании каждого месяца счет 90 не имеет сальдо, но все субсчета имеют дебетовые или кредитовые остатки, величина которых накапливается.

В конце отчетного года, после списания финансового результата за декабрь, внутри счета 90 закрывают все субсчета. При этом остатки по ним переносятся на субсчет 90-9:

Д 90-1 К 90-9 - списано сальдо субсчета «Выручка»;

Д 90-9 К 90-2, 90-3, 90-4 - списано сальдо субсчетов счета 90.

В результате этих записей по состоянию на 1 января нового отчетного года субсчета счета 90 сальдо не имеют.

 

37. Учет расчетов с органами социального страхования и обеспечения.

  Сущность отчислений в органы социального страхования и обеспечения. Бухгалтерские записи. Порядок расчета пособий.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст.29). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на защиту от безработицы (ст.37).

Финансовой основной реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды.

Система государственных внебюджетных фондов состоит из:

- Фонда социального страхования и обеспечения;

- Пенсионного Фонда;

- Фонда занятости населения;

- Фонда обязательного медицинского страхования.

Плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды являются предприятия независимо от организационно-правовой формы деятельности. Все организации регистрируются как страхователи в течение 30 дней с момента регистрации.

Основная часть доходов государственных внебюджетных фондов образуется за счет страховых взносов. А их сущность и значение состоит в том, что это неналоговые сборы, направленные на реализацию права каждого гражданина на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинскую помощь.

С 1 января 2010 г. вступают в силу два новых закона (отдельные положения вступают в иные сроки):

- Федеральный закон от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон 212-ФЗ);

- Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон 213-ФЗ).

Закон 212-ФЗ регулирует уплату страховых взносов, а идущий в связке с ним Закон 213-ФЗ вносит в большое количество законодательных актов изменения, обусловленные принятием Закона 212-ФЗ.

Самым революционным изменением, внесенным Законом 213-ФЗ, является отмена гл. 24 НК РФ «Единый социальный налог». Также серьезные коррективы внесены в Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее - Закон 255-ФЗ).

В бухучете страховые взносы отражаются на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». При общей системе налогообложения, при расчете налога на прибыль организаций начисленные суммы страховых взносов включаются в состав расходов по обязательным видам страхования (п. 2 ст. 263 НК РФ). Если организация применяет УСН и платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то страховые взносы включаются в состав расходов компании (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) и уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Если организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы или ЕНВД, то страховые взносы уменьшают сумму начисленного налога.

В бухучете расчеты по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование следует отражать на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет ведется отдельно по каждому виду страховых взносов, для этого к счету 69 открываются субсчета:
– «Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии»;
– «Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии»;
– «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование»;
– «Расчеты с ФФОМС»;
– «Расчеты с ТФОМС».

Начисление страховых взносов производится в корреспонденции с тем счетом, на котором отражалось вознаграждение, с суммы которого рассчитаны взносы:
Дебет 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии» – начислены пенсионные взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии;
Дебет 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии» – начислены пенсионные взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии и т.д.

Данные проводки делаются в последний день месяца по итогам всех выплат, начисленных в этом периоде (ч. 3 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ). Если организация понесла расходы на социальное страхование (выплата больничных пособий, оплата декретного отпуска и т.д.), их сумма уменьшает сумму страховых взносов, зачисляемых в ФСС России. Эта операция отражается проводкой:
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» Кредит 70 – начислены расходы на государственное социальное страхование (больничные, пособие по беременности и родам и т.д.).

Суммы, полученные от ФСС России в счет возмещения расходов организации на обязательное социальное страхование, отражаются проводкой:
Дебет 51 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» – получены деньги от ФСС России в счет возмещения расходов на обязательное социальное страхование.
Уплата страховых взносов в бухучете отражается проводками:
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии» Кредит 51 – перечислены пенсионные взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии;
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии» Кредит 51 – перечислены пенсионные взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» Кредит 51 – перечислены страховые взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России и т.д. Такой порядок отражения в бухучете расчетов по страховым взносам следует из Инструкции к плану счетов (счет 69).

1. Больничные и декретные пособия.

Большая часть поправок, внесенных в законодательство о социальном страховании и вступающих в силу с 1 января 2010 года, направлена на регулирование выплат, начисляемых на основании больничных листков - пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам. Основным документом, регламентирующим порядок начисления указанных пособий, является Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Прежде всего отметим, что в 2010 г. сохранятся такие правила как:

- оплата первых двух дней нетрудоспособности за счет работодателя (в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона № 255-ФЗ, т. е. при утрате трудоспособности застрахованным лицом вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности);

- выплата больничного и декретного пособий как по основному месту работы, так и по месту работы, где сотрудник числится совместителем.

Как и в 2009 году, и декретное, и больничное пособия (за исключением случая, упомянутого нами выше) выплачиваются за счет ФСС РФ. Для организаций, применяющих общую систему налогообложения, никаких изменений в вопросе определения источников выплаты пособий не произошло.

Как и в 2009 году, для расчета больничного (декретного) пособия в 2010 году нужно:
1) рассчитать средний дневной заработок сотрудника (при этом в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, входят все виды выплат в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
2) сравнить средний дневной заработок с максимальной суммой пособия;
3) рассчитать итоговую сумму пособия исходя из количества дней нетрудоспособности.

В случае расчета пособия по временной нетрудоспособности в данной схеме учитывается дополнительный этап - определение процента среднего заработка, причитающегося к выплате в качестве пособия (исходя из продолжительности страхового стажа сотрудника).

Основные изменения в порядке расчета пособий заключаются в том, что с 2010 года существенно обновлены правила о расчете максимальной суммы пособия. Напомним, что в 2009 году и больничное, и декретное пособия (рассчитываемые исходя из среднего заработка) имели ограничения по сумме - не более максимального размера, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год:

- 25 390 руб. в месяц для декретного пособия и 18 720 руб. для больничного пособия, если страховой стаж застрахованного лица составлял не менее 6 месяцев;

- МРОТ в месяц, если страховой стаж застрахованного лица составлял менее 6 месяцев.

Исключение составлял только случай начисления больничного пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. В такой ситуации пособие начислялось исходя из среднего заработка застрахованного лица без ограничений по максимальному размеру (ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 № 216-ФЗ).

Теперь правила о максимальной сумме пособий таковы. Средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365. В настоящее время указанная величина составляет 415 000 руб. / 365 дн. = 1 136,99 руб./дн.

Условия о выплате пособий в размере МРОТ при продолжительности страхового стажа сотрудника менее 6 месяцев в законодательстве осталось. То есть и в 2010 году основным критерием, используемым при расчете больничного и декретного пособия, по-прежнему остается страховой стаж.

2. Пособие по уходу за ребенком.

Напомним, что расчет месячного пособия по уходу за ребенком работнику страхователя включает в себя следующие этапы.

1. Определение среднего дневного заработка работника. При этом по страховым случаям, наступившим в 2010 году, в заработок, исходя из которого исчисляется пособие по уходу за ребенком, входят все виды выплат в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

2. Определение среднего заработка за месяц. Указанный показатель рассчитывается путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. При этом средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 12 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). То есть 34 583,33 руб.

3. Определение месячной суммы пособия, исходя из того, что пособие за полный месяц составляет 40 % среднего заработка, но не менее установленных в законодательстве ограничений. Например: с учетом последней на дату подписания номера в печать индексации при рождении первенца минимальный размер пособия составлял 1 873,10 руб., за полный календарный месяц, а при уходе за вторым и последующими детьми - 3 746,20 руб. (письмо ФСС РФ от 13.05.2009 № 02-18/07-3970).

Действовавшее ранее ограничение по максимальному размеру пособия (7 492,4 руб.) отменено. Теперь при расчете среднего заработка учитывается максимальная величина базы, на которую начисляются взносы в ФСС РФ, деленная на 12 (п. 5.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Таким образом, максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2010 году не должен превышать: 415 000 руб. / 12 мес. x 40% = 13 833,33 руб. За неполный месяц ухода пособие выплачивается пропорционально количеству календарных дней в месяце ухода за ребенком, включая нерабочие праздничные дни.

 

 

38. Особенности учета внешнеэкономической деятельности.

Учет экспортных операций. Учет импортных операций. ПБУ 3/2006 «Учет имущества и обязательств организации стоимость, которых выражена в иностранной валюте». Учет курсовых разниц.

Для того чтобы экспортер мог осуществлять качественный контроль движения и сохранности экспортных товаров, расчетов по экспортным контрактам, к основным счетам бухгалтерского учета целесообразно открывать субсчета первого, второго и третьего порядка.

Чтобы обеспечить на складе организации раздельный учет товаров, предназначенных для реализации на внутреннем рынке и на экспорт, к счету 41 "Товары" можно рекомендовать открытие субсчетов:

41-1 "Товары";
41-2 "Экспортные товары";
41-2-1 "Экспортные товары на складе";
41-2-2 "Экспортные товары в пути".

При экспорте товаров уплачиваются экспортные пошлины, являющиеся разновидностью таможенных пошлин, которые взимаются при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с заявленным режимом.

Расчеты с таможенными органами ведутся на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", при этом к счету 76 следует открыть субсчета, например:

76-4 "Расчеты с таможенными органами";
76-4-1 "Расчеты с таможенными органами в рублях";
76-4-2 "Расчеты с таможенными органами в валюте".

В зависимости от условий поставки, предусмотренных договором, у предприятия, экспортирующего товар, могут возникнуть расходы, связанные с движением товара, в рублях и иностранной валюте, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Такие расходы учитываются на счете 44 "Расходы на продажу". К этому счету также необходимо открыть субсчета:

44-1 "Расходы на продажу";
44-2 "Расходы на продажу по экспорту";
44-2-1 "Расходы на продажу по экспорту в рублях";
44-2-2 "Расходы на продажу по экспорту в валюте".

Бухгалтерский учет импортных товаров зависит от вида ввозимых ценностей и условий внешнеторгового договора (контракта). Порядок отражения операций по приобретению сырья, продовольствия и товаров массового производства определяется ПБУ 5/01.

МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В соответствии с ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ представляет собой сумму фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

Импортная стоимость МПЗ на основании Инструкции по применению Плана счетов формируется на счетах 41 "Товары" и 10 "Материалы".

Для обобщения информации о заготовлении и приобретении может также использоваться счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". В этом случае все расходы по заготовке и доставке товаров, включаемые в их фактическую себестоимость, будут собираться по дебету счета 15, а сформированная фактическая себестоимость товаров будет списываться в дебет счета 41.

Чтобы обеспечить контроль за движением импортных товаров, организации-импортеры ведут их синтетический учет. Так, к счету 41 могут быть открыты следующие субсчета:

- "Импортные товары в пути за границей";

- "Импортные товары на складах и переработке за границей";

- "Импортные товары в портах и на складах РФ";

- "Импортные товары в пути в СНГ";

- "Импортные товары по прямым поставкам";

- "Импортные товары в пути в РФ".

Стоимость поступивших импортных товаров отражается проводкой Д 41 - К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Расчеты с поставщиками в иностранной валюте", независимо от того, когда получены расчетные и товаросопроводительные документы от иностранных поставщиков.

Неотфактурованные импортные товары приходуются на основании приемных актов, коносаментов, выписок из генеральных актов разгрузки судов, извещений транспортно-экспедиторских контор, пограничных станций страны и других документов. Они отражаются по ценам внешнеторгового договора (контракта) записью Д 41 - К 60, субсчет "Расчеты с поставщиками в иностранной валюте".

Импортные товары, отгруженные в адрес организации через порт страны, пограничную станцию или пункт перевалки за границей и не прибывшие в пункт назначения до конца отчетного периода, приходуются на основании извещений иностранных поставщиков об отгрузке товара в адрес организации-импортера. В результате этого делается проводка Д 41, субсчет "Импортные товары в пути за границей" - К 60, субсчет "Расчеты с поставщиками в иностранной валюте".

Импортные товары, прибывшие на входные пограничные станции страны и не отправленные до конца отчетного периода организации-импортеру, приходуются следующим образом: Д 41, субсчет "Импортные товары в портах и на складах РФ" - К 60, субсчет "Расчеты с поставщиками в иностранной валюте".

Отгруженные иностранными поставщиками товары по железнодорожным, авто- и авианакладным международного прямого сообщения в учете отражаются записью Д 41, субсчет "Импортные товары по прямым поставкам" - К 60, субсчет "Расчеты с поставщиками в иностранной валюте".

При импорте машин и оборудования бухгалтерский учет таких товаров следует вести согласно ПБУ 6/01. В силу п. 7 этого ПБУ основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости - сумме фактических затрат организации.

Согласно Плану счетов учет расходов на приобретение импортного основного средства ведется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 4 "Приобретение объектов основных средств", либо на счете 07 "Оборудование к установке". Первоначальная стоимость импортного основного средства отражается по дебету счета 01 "Основные средства" после ввода в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете импортных товаров должна быть четко сформирована первоначальная стоимость импортируемого товара. Она определяется суммированием:

- фактурной стоимости активов - стоимости товара, включая его тару и упаковку;

- таможенных платежей - пошлин, налогов и сборов, взимаемых таможенными органами и непосредственно связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также уплата которых является обязательным условием применения таможенных режимов или специальных таможенных процедур;

- транспортных и прочих расходов по заготовке, приобретению и доставке товаров, а именно:

- затрат по содержанию заготовительно-складского подразделения организации,

- затрат за услуги транспорта по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену, установленную договором,

- начисленных процентов по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит),

- начисленных до принятия к бухгалтерскому учету товаров процентов по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих товаров,

- расходов по страхованию.

Минфин России утвердил новый бухгалтерский стандарт - ПБУ 3/2006. В нем изложены правила учета суммовых разниц. С 2007 г. эти разницы именуются курсовыми.

В соответствии с п. 4 ПБУ 3/2006 стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли.

Пересчет производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому Банком России (далее - официальный курс), действующему на дату совершения операции в иностранной валюте (пункты 5 и 6 ПБУ 3/2006). Перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте приведен в приложении к ПБУ 3/2006. Так, датой совершения операции по доходам организации в иностранной валюте считается дата признания доходов в иностранной валюте.

Согласно п. 9 ПБУ 3/2006 доходы организации при условии получения аванса, задатка, предварительной оплаты (далее - аванса) признаются в бухгалтерском учете этой организации в оценке в рублях по официальному курсу, действовавшему на дату пересчета в рубли средств полученного аванса (в части, приходящейся на аванс).

Датой совершения операции, в результате которой авансы принимаются к учету, является дата зачисления на счет (или соответственно дата списания со счета) денежных средств. При этом пересчет величины средств полученных и выданных авансов после принятия их к бухгалтерскому учету не производится (п. 10 ПБУ 3/2006).

В соответствии с п. 3 ПБУ 3/2006 курсовая разница - это разница между рублевой оценкой активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, на дату исполнения обязательства по оплате или отчетную дату отчетного периода, и рублевой оценкой этого же актива или обязательства на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода.

Для целей бухгалтерского учета образовавшаяся дебиторская задолженность пересчитывается в рубли на каждую отчетную дату (последнее число каждого месяца) до момента полного погашения покупателем договорных обязательств.

Указанный выше порядок отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц применяется как в 2009 году, так и в 2010 году.

Если курсовая разница увеличивает бухгалтерскую прибыль организации, то она является положительной, если уменьшает - отрицательной.

В соответствии с п. 8 ПБУ 9/99 и п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации"3 и согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н), положительные курсовые разницы учитываются по кредиту счета 91, субсчет "Прочие доходы", отрицательные курсовые разницы - по дебету счета 91, субсчет "Прочие расходы":

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 62 - отражена отрицательная курсовая разница;
Дебет 62 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы" - отражена положительная курсовая разница.

 

39. Учет прочих доходов и расходов.

Учет прочих доходов и расходов с применением счета 91. Состав прочих доходов и расходов. Бухгалтерские записи. Субсчета. Закрытие счета.

Рассмотрим состав прочих доходов и расходов.

К прочим относятся доходы и расходы, не связанные с обычными видами деятельности.

Прочими доходами являются:

-  (см. текст в предыдущей редакции)

 

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам)

- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- сумма дооценки активов;

- прочие доходы.

Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Прочими расходами являются:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организацией убытков;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

-к- курсовые разницы;

- сумма уценки активов;

- перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

- прочие расходы.

 

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Для учета прочих доходов и расходов отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Структура и порядок использования счета 91 «Прочие доходы и расходы» аналогичны структуре и порядку использования счета 90.

К счету 91 открываются три субсчета:

91-1 «Прочие доходы»;

91-2 «Прочие расходы»;

91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

По окончании каждого месяца сопоставляются дебетовый оборот по субсчету 91-2 с кредитовым оборотом по субсчету 91-1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток за месяц.

Таким образом, финансовый результат от прочих видов деятельности равен разности суммы прочих доходов (кредитовый оборот за отчетный месяц по субсчету 91-1) и суммы прочих расходов (дебетовый оборот по субсчету 91-2).

Финансовый результат списывается в конце отчетного месяца на счет 99:

Д 91-9 К 99 – отражена сумма прибыли за месяц;

Д 99 К 91-9 – отражена сумма убытка, полученного за месяц.

По окончании каждого месяца счет 91 сальдо не имеет, но у субсчетов этого счета остается дебетовый или кредитовый остаток.

После списания финансового результата за декабрь субсчета счета 91 закрываются. Для этого на субсчет 91-9 списываются остатки с других субсчетов:

Д 91-1, К 91-9 – списано сальдо субсчета «Прочие доходы»;

Д 91-9 К 91-2- списано сальдо субсчета «Прочие расходы».

 

40. Учет финансовых результатов.

Структура финансового результата деятельности предприятия порядок его формирования и принципы учета. Учет прибылей и убытков от продажи продукции, товаров, работ, услуг и прочих активов. ПБУ 9/99 «Учет доходов организации», ПБУ 10/99 «Учет расходов организации».

Конечный финансовый результат - это прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка.

Прибыль (убыток) отчетного периода определяется ежемесячно путем сопоставления всех доходов и расходов, принятых к учету. Если полученные доходы превышают произведенные в отчетном периоде расходы, то получена прибыль, иначе - убыток.

При формировании конечного финансового результата учитываются:

- прибыль (убыток) от обычных видов деятельности;

- прибыль (убыток) от прочих операций;

- доходы и расходы, относимые на уменьшение прибыли.

Доходы - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Расходы - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Классификация доходов организации согласно ПБУ 9/99 представлена ниже.

1) доходы от обычного вида деятельности – выручка от реализации;

2) прочие доходы:

-  (см. текст в предыдущей редакции)

 

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам)

- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- сумма дооценки активов;

- прочие доходы.

Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Классификация расходов организации согласно ПБУ 10/99 представлена ниже.

1) расходы от обычного вида деятельности – себестоимость реализованных товаров, работ, услуг;

2) прочие расходы:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организацией убытков;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

- курсовые разницы;

- сумма уценки активов;

- перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

- прочие расходы.

 

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним предназначен Счет 90 «Продажи».

В течение года на счете 90 собираются данные о доходах и расходах организации по обычным видам деятельности. К счету 90 открываются субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-9 «Прибыль (убыток) от продаж».

Выручка от продажи отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Одновременно в дебет счета 90 «Продажи» списывается себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др.

После того, как отражена выручка на субсчетах 90-3 и 90-4 в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» начисляются НДС и акцизы.

По окончании каждого месяца сопоставляется сумма дебетового оборота по субсчетам с 90-2, 90-3, 90-4 с кредитовым оборотом по субсчету 90-1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Таким образом, финансовый результат от продажи равен разности кредитового оборота за отчетный месяц по субсчету 90-1 и суммарного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4, 90-5, 90-6.

Для отражения финансового результата от продаж используется субсчет 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж», результат которого списывается в конце отчетного месяца на счет 99:

Д 90-9 К 99 - отражена сумма прибыли за месяц;

Д 99 К 90-9 - отражена сумма убытка, полученного за месяц.

По окончании каждого месяца счет 90 не имеет сальдо, но все субсчета имеют дебетовые или кредитовые остатки, величина которых накапливается.

В конце отчетного года, после списания финансового результата за декабрь, внутри счета 90 закрывают все субсчета. При этом остатки по ним переносятся на субсчет 90-9:

Д 90-1 К 90-9 - списано сальдо субсчета «Выручка»;

Д 90-9 К 90-2, 90-3, 90-4 - списано сальдо субсчетов счета 90.

В результате этих записей по состоянию на 1 января нового отчетного года субсчета счета 90 сальдо не имеют.

К прочим относятся доходы и расходы, не связанные с обычными видами деятельности.

Для учета прочих доходов и расходов отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Структура и порядок использования счета 91 «Прочие доходы и расходы» аналогичны структуре и порядку использования счета 90.

К счету 91 открываются три субсчета:

91-1 «Прочие доходы»;

91-2 «Прочие расходы»;

91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

По окончании каждого месяца сопоставляются дебетовый оборот по субсчету 91-2 с кредитовым оборотом по субсчету 91-1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток за месяц.

Таким образом, финансовый результат от прочих видов деятельности равен разности суммы прочих доходов (кредитовый оборот за отчетный месяц по субсчету 91-1) и суммы прочих расходов (дебетовый оборот по субсчету 91-2).

Финансовый результат списывается в конце отчетного месяца на счет 99:

Д 91-9 К 99 - отражена сумма прибыли за месяц;

Д 99 К 91-9 - отражена сумма убытка, полученного за месяц.

По окончании каждого месяца счет 91 сальдо не имеет, но у субсчетов этого счета остается дебетовый или кредитовый остаток.

После списания финансового результата за декабрь субсчета счета 91 закрываются. Для этого на субсчет 91-9 списываются остатки с других субсчетов:

Д 91-1, К 91-9 - списано сальдо субсчета «Прочие доходы»;

Д 91-9 К 91-2- списано сальдо субсчета «Прочие расходы».

 

41. Учет собственного капитала.

Собственный капитал как источник финансирования предприятий. Учет уставного, добавочного и резервного капитала. Учет нераспределенной прибыли. Учет целевого финансирования.

Определение понятия «капитал» приведено в п. 7.4 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Капитал - это остаток хозяйственных средств организации после вычета из них кредиторской задолженности. Информация о капитале организации в обязательном порядке отражается в бухгалтерской отчетности. Это позволяет пользователям отчетности сформировать мнение о финансовом положении организации.

В п. 66 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации перечислены источники средств организации, которые учитываются в составе собственного капитала. Это уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

Уставный капитал - сумма капитала, необходимая для начала деятельности акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Размер уставного капитала прописывается в уставе. В акционерном обществе уставный капитал складывается из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Об этом говорится в п. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью равен номинальной стоимости долей его участников. Так сказано в п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ.

В Плане счетов для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала предусмотрен счет 80 «Уставный капитал». Выкупленные у акционеров (участников) собственные акции (доли) учитываются на счете 81 «Собственные акции (доли)». Сальдо по счету 80 всегда должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах организации.

После государственной регистрации общества его уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), установленных в учредительных документах, отражается по кредиту счета 80 в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями». Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по кредиту счета 75 в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и других ценностей. Аналитический учет на счете 80 ведется по видам акций, стадиям формирования капитала и учредителям.

Добавочный капитал формируется в результате выполнения определенных операций. В составе добавочного капитала учитываются суммы дооценки основных средств, разница между продажной и номинальной стоимостью акций (эмиссионный доход акционерного общества) и другие аналогичные суммы (п. 68 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации). Информация о добавочном капитале организации отражается на счете 83 «Добавочный капитал».

Резервный капитал создается в соответствии с российским законодательством для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций и выкупа собственных акций (п. 69 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Резервный капитал формируется за счет нераспределенной прибыли организации.

Информация о состоянии и движении резервного капитала указывается на одноименном бухгалтерском счете 82. Отчисления в резервный капитал отражаются по кредиту счета 82 в корреспонденции со счетом 84. Если средства резервного капитала направляются на погашение убытков, то в бухгалтерском учете эти суммы списываются с дебета счета 82 в кредит счета 84. При погашении за счет резервного фонда облигаций оформляется запись по дебету счета 82 в корреспонденции со счетами 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

В обязательном порядке резервный фонд создают акционерные общества (ст. 35 Закона № 208-ФЗ). Его предельная величина указывается в уставе и не может быть меньше 5% уставного капитала общества. Фонд формируется за счет ежегодных отчислений, размер которых также прописывается в уставе, но не должен быть менее 5% чистой прибыли. Средства резервного фонда акционерное общество вправе направить только на выкуп акций, погашение убытков и облигаций.

Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат, полученный по итогам отчетного года.

Сумма чистой прибыли отчетного года списывается заключительными оборотами декабря в кредит счета 84 с дебета счета 99 «Прибыли и убытки». Но по итогам деятельности организации за год может быть получен и убыток. Такой финансовый результат свидетельствует об уменьшении капитала организации. Сумма убытка отражается по дебету счета 84 в корреспонденции со счетом 99.

Иногда нераспределенная прибыль направляется на выплату дивидендов учредителям. В этом случае в бухгалтерском учете оформляется проводка по дебету счета 84 и кредиту счета 75 (70).

Непокрытый убыток можно погасить за счет:

- средств резервного капитала. Эта операция отражается по дебету счета 82 и кредиту счета 84;

- добавочного капитала. Оформляется запись по дебету счета 83 и кредиту счета 84.

Целевое финансирование представляет собой выделение средств на осуществление мероприятий целевого назначения. Эти средства могут поступать от других организаций и лиц, из бюджета и пр.

Поступление таких средств отражается записью по дебету счетов 51 "Расчетные счета", 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование". При списании фактических затрат согласно смете и в пределах источника финансирования производится запись:

Дебет 86 "Целевое финансирование", Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 96 "Резервы предстоящих расходов", 10 "Материалы", 02 "Амортизация основных средств" и др.

При использовании средств целевого финансирования на оплату счетов поставщиков и подрядчиков делают записи:

Дебет 10 "Материалы", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";

Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", Кредит 86 "Целевое финансирование".

За счет такого финансирования может осуществляться поставка удобрений, химикатов, медикаментов (Дебет 10 "Материалы", Кредит 86 "Целевое финансирование").

После проведения соответствующих мероприятий полученные материальные средства списывают за счет источника финансирования (Дебет 86 "Целевое финансирование", Кредит 10 "Материалы").

Сельскохозяйственные организации получают дотации и компенсации из бюджета на приобретение племенного скота, семян высоких репродукций, топлива, запасных частей, строительных материалов и пр. Получение таких средств отражают записями по дебету счетов 51 "Расчетные счета", 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование". В конце года эти средства обычно списывают как внереализационные доходы (Дебет 86 "Целевое финансирование", Кредит 91-1 "Прочие доходы").

При получении организацией средств целевого финансирования и использовании таких средств на производственные цели (допустим, для приобретения производственных запасов, продуктивного скота и пр.) средства целевого финансирования списывают на счет доходов будущих периодов (Дебет 86 "Целевое финансирование", Кредит 98 "Доходы будущих периодов").

По мере использования приобретенных материальных ценностей (Дебет 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и др., Кредит 10 "Материалы") соответствующие суммы списываются на счета прочих доходов (Дебет 98 "Доходы будущих периодов", Кредит 91-1 "Прочие доходы").

 

 

42. Учет резервов организации.

Учет оценочных резервов: резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, резервы по сомнительным долгам. Учет резервов предстоящих расходов и платежей.

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей учитываются на счете 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", который используется для учета резервов: 1) под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива и т.п. от их рыночной стоимости; 2) под снижение стоимости других средств в обороте: незавершенного производства, готовой продукции, товаров и др.

Создание этих резервов необходимо для представления более реальной картины финансового состояния организации в бухгалтерском балансе (ф. N 1), отчете о прибылях и убытках (ф. N 2), отчете об изменениях капитала (ф. N 3).

Создание резервов отражается записью:

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. 2 "Прочие расходы",

К-т сч. 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей".

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей формируется, когда эти ресурсы испорчены, морально устарели или их рыночные цены имеют устойчивую тенденцию к снижению. Сумма резерва определяется как разница между фактической себестоимостью заготовления (приобретения) материальных ценностей по каждому номенклатурному номеру или группам однородных материалов и текущей рыночной стоимостью (стоимостью возможной продажи) на конец отчетного периода.

В начале периода, следующего за отчетным, сумма созданных резервов списывается записью:

Д-т сч. 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей",

К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. 1 "Прочие доходы".

Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги могут формироваться организацией в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Согласно п.45 данного Положения, если организация произвела финансовые вложения в акции других предприятий, котирующиеся на фондовой бирже, котировки которых регулярно публикуются в специальных бюллетенях фондовой биржи или отдельных средствах массовой информации, то при составлении годового бухгалтерского баланса они показываются по рыночной стоимости, если последняя ниже учетной. Таким образом, отражение рыночных ценных бумаг в отчетности соответствует их оценке по низшей стоимости, которая дает возможность внешним пользователям более реально оценить финансовое состояние организации.

Для оценки по низшей стоимости организация должна в конце отчетного года предусмотреть резервы под обесценение вложений в ценные бумаги за счет финансовых результатов деятельности. Для этого выделен отдельный счет 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги". Резервы под обесценение формируются за счет прибыли до налогообложения, и процедура их создания рассматривается организацией при определении учетной политики.

Резервы рассчитывают в конце отчетного года или в конце отчетного квартала по данным инвентаризации имеющихся ценных бумаг в портфеле организации. После проведения инвентаризации учетную стоимость ценных бумаг сопоставляют с рыночной оценкой на дату последней котировки этих ценных бумаг на фондовой бирже в отчетном году. Если их учетная стоимость (совокупность затрат по приобретению ценных бумаг) на дату последней котировки выше рыночной, то на сумму исчисленной разницы по каждому виду ценных бумаг образуется резерв. На счетах синтетического учета он отражается записью:

Д-т сч. 91-2 "Прочие расходы",

К-т сч. 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги".

При списании с баланса ценных бумаг, по которым ранее были созданы резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, суммы прочих доходов, ранее уменьшенных на сумму созданных резервов, восстанавливаются записью:

Д-т сч. 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги",

К-т сч. 91-1 "Прочие доходы".

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета в случае повышения рыночной стоимости ценных бумаг, по которым были созданы резервы, объем резервов снижается на сумму превышения последней рыночной котировки ценных бумаг над рыночной стоимостью, использованной для расчета резерва под обесценение вложений в ценные бумаги. В этом случае корреспонденция счетов на сумму разницы выглядит так:

Д-т сч. 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги",

К-т сч. 91-1 "Прочие доходы".

В своей деятельности организация сталкивается с большим количеством контрагентов. Время от времени какой-то из партнеров нарушает данные им обязательства. Особенно неприятна ситуация, когда покупатель не желает платить по счетам. Фирма может сгладить негативные последствия такого проступка, создавая резерв по сомнительным долгам.

В бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам формируется в соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Для учета операций по формированию и использованию резерва Планом счетов и Инструкцией по его применению предусмотрен счет 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Учитывается резерв как прочие расходы фирмы (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

Типовая схема корреспонденции счетов такова [14]:

Дебет 91-2 Кредит 63 - сформирован резерв по сомнительным долгам;

Дебет 63 Кредит 76, 62 - списана дебиторская задолженность за счет резерва по сомнительным долгам (использован резерв);

Дебет 63 Кредит 91-1 - неиспользованная в бухгалтерском учете до конца отчетного года сумма резерва присоединена к финансовым результатам.

Согласно п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета в целях равномерного включения некоторых видов предстоящих расходов в издержки производства и обращения организация может создавать соответствующие резервы, а именно:

- резерв на предстоящую оплату отпусков работникам;

- резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

- резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год;

- резерв на ремонт основных средств (который был рассмотрен выше);

- резерв производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

- резерв предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

- резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

- резерв на покрытие иных непредвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минфина России.

Организация в своей учетной политике должна предусмотреть, каким образом такого рода затраты будут относиться на себестоимость продукции: по мере их возникновения или путем создания вышеуказанных резервов.

 

 



























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: