Социальная активность

 информированность о возможностях самореализации в сис-

теме социальных отношений;

 наличие мотивации на активное участие в этих отношениях;

 реализация поставленных целей.

Адекватность реализации социальных ролей

 знание содержания своей роли;

 стремление соответствовать нормам ролевого поведения;

 адекватное стремление к самореализации в данной роли.

Способность к рефлексии

 понимание ситуации выбора и обоснованности своей пози-

ции;

 стремление самостоятельно принять решение;

 активность при отстаивании своей позиции.

Для характеристики процесса формирования готовности моло-

дежи к социальному самоопределению можно выделить условно

четыре уровня такой готовности. Отнесение к тому или иному


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 



100


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

уровню готовности к социальному самоопределению осущест-

влялось по достижении этого уровня развития.

Первый уровень характеризуется отрицательной мотивацией,

стремлением избежать совершения выбора. Как правило, это со-

провождается отсутствием четких представлений о своих возмож-

ностях и, как следствие, неумением спрогнозировать развитие

событий. Процесс совершения выбора характеризуется слабой

аргументацией принятого решения или изменением принятого

решения за короткий промежуток времени при постоянстве объ-

ективных и субъективных условий.

Второй уровень — слабая мотивация на совершение выбора

сопровождается нечеткими обоснованиями принятого решения,

при которых возможно постороннее влияние на выбор альтерна-

тивы. Собственные интересы не всегда объективно соотносятся

с условиями ситуации и собственными возможностями. Ситуа-

тивное совершение социального выбора сопровождается слабым

стремлением к его реализации и отказом от принятого решения

при появлении трудностей в его достижении.

Третий уровень — наличие положительного настроя на соверше-

ние выбора. Однако принятое решение не всегда совпадает с ин-

дивидуальными возможностями субъекта. Присутствует активное

стремление реализовать совершенный выбор, сопровождающееся

стремлением к саморазвитию при отсутствии необходимых уме-

ний и навыков для достижения цели.

Четвертый уровень проявляется в положительной мотивации

к совершению выбора, отсутствии страха при наличии альтер-

натив. Решение принимается на основе осознания объектив-

ных и субъективных условий ситуации. Принятое решение

может быть обосновано и активно реализуется в соответствии

с планами.

Говоря о формировании положительного мотива к совер-

шению социального выбора, нужно подчеркнуть, что часто

влияние на формирование этого мотива оказывают педагоги,

организаторы работы с молодежью, а также авторитетные моло-

дые люди. Субъектная позиция молодого человека необходима

в этом процессе, так как характеристикой самоопределившейся

личности является осознание человеком своих потребностей,

целей и возможностей.

Осуществление педагогического влияния организатора работы

с молодежью на формирование готовности подростка к социаль-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

4. Формирование у молодежи готовности к социальному

самоопределению


 

 






101


 

ному самоопределению через воздействие на мотивационную

сферу его личности происходит с помощью реализации ряда

этапов:

 организация эмоционального принятия организатора моло-

дыми людьми;

 стимулирование осмысления ситуации социального выбо-

ра;

 ознакомление с возможными альтернативами в ситуации

социального выбора;

 помощь в совершении адекватного выбора;

 стимулирование рефлексии.

Выделенные этапы характеризуют деятельность организатора

работы с молодежью в процессе формирования готовности к со-

циальному самоопределению. Субъект-субъектные отношения

предполагают двустороннюю активность. Параллельно с рабо-

той организатора происходит деятельность молодого человека,

который реагирует на воздействия организатора.

На этапе организации эмоционального принятия организатора

работы с молодежью у молодых людей формируется определенное

отношение к нему, стимулирующее или тормозящее дальнейшую

совместную деятельность.

Стимулируя осознание ситуации социального выбора, органи-

затор работы с молодежью стремится к тому, чтобы у молодого

человека появилось осознание цели социального выбора.

Проводя ознакомление с возможными альтернативами социаль-

ного выбора, организатор дает определенный объем информации

о социальной ситуации, в которой находится или в которую «пог-

ружается» молодой человек. На данном этапе важно появление

у него осознанного восприятия получаемой информации с учетом

индивидуальных возможностей, потребностей, норм и ценностей,

т.е. анализ альтернатив социального выбора.

Следствием осмысления вариантов социального выбора

являются совершение и реализация социального выбора мо-

лодым человеком. На данном этапе возможно возникновение

потребности в помощи со стороны организатора при принятии

решения.

Завершением цикла социального выбора является стиму-

лирование рефлексии со стороны организатора, целью которой

является осознание причин и последствий социального выбора,

совершенного молодым человеком.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




102


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

Завершив алгоритм выполнения социального выбора, че-

ловек вновь возвращается к осмыслению цели нового выбора,

только уже на более высоком уровне: с большим количеством

альтернатив, более осознанно. Новый виток обеспечивается теми

знаниями и умениями, которые были сформированы на первых

этапах.

В качестве одного из условий эффективности педагогического

влияния на процесс формирования готовности к социально-

му самоопределению выступает включение молодых людей

в ситуации социального выбора. Реализация данного условия

была основана на нашей концепции социальных проб, в со-

ответствии с которой для социального становления большое

значение имеет социальная практика, т.е. реальное включение

молодого человека в различные сферы социальных отношений.

От включения личности в социальную деятельность зависит как

социально-психологический комфорт личности, так и в конеч-

ном итоге комфорт и благополучие всего общества. Включение

в социальную деятельность является процессом, в ходе которого

происходит:

 индивидуальная проблематизация личности по отношению

к выбору вида деятельности;

 индивидуальное самоопределение личности по возможным

видам деятельности и личностно приемлемым вариантам

участия в ней;

 включение в социальную деятельность под руководством

организатора на основе осознания молодыми людьми цели

деятельности и сопоставления личностных целей; приобрете-

ния опыта деятельности; эмоциональной привлекательности

деятельности;

 рефлексия процесса деятельности и собственного участия

в ней с последующей коррекцией процесса в выбранном

направлении;

 достижение состояния собственно включенности личности

в социальную деятельность.

В основе включения юношей и девушек в социальную дея-

тельность лежат так называемые социальные пробы. Социальная

проба — это совокупность последовательных действий, связан-

ных с выполнением специально организованной социальной

деятельности в экономической, политической и духовной сферах

на основе выбора способа поведения в этой деятельности. Это


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

4. Формирование у молодежи готовности к социальному

самоопределению


 

 






103


 

проявляется средством соотнесения самопознания и анализа

своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций

и предполагает самооценку своих возможностей на основе после-

довательного выбора способа социального поведения в процессе

освоения различных социальных ролей.

Социальные пробы охватывают все сферы индивидуальности

человека и большинство его социальных связей. В процессе раз-

вития этих сфер у молодых людей формируются определенная

социальная позиция и социальная ответственность, которые

и являются основой для их дальнейшего вхождения в социаль-

ную среду.

Для реализации данного этапа на основе изложенной теории

нами была разработана система ситуаций социального выбора,

включение в которые способствовало снятию страха перед на-

личием альтернативы.

Погружение молодых людей в ситуацию социального выбора

начинается стимулированием осмысления ситуации социального

выбора.

Целью данного этапа является осознание социального выбора,

что реализуется через решение следующих задач:

 понимание объективных условий ситуации;

 выявление наличия альтернативы;

 осмысление цели социального выбора в той или иной ситу-

ации.

На данном этапе происходит первое знакомство с условиями

ситуации и от того, как она будет воспринята, зависят постановка

и осознание цели социального выбора.

После знакомства с условиями ситуации социального выбора

происходит ознакомление с возможными альтернативами в ситуа-

ции. Цель этапа — определение содержания возможных вариантов

решения ситуации социального выбора.

Реализации цели способствует постановка ряда задач:

 определение вариантов решения ситуации;

 осознание содержания возможных вариантов;

 соотнесение вариантов с объективными условиями ситуа-

ции.

Благодаря осознанию имеющейся совокупности альтернатив

у подростка непроизвольно происходит их переработка и сопос-

тавление с имеющейся системой ценностных ориентаций и норм,

что стимулирует выбор одного из вариантов решения.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




104


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

При этом возможна помощь в совершении адекватного выбора

со стороны организатора работы с молодежью.

Цель этапа — обеспечить совершение социального вы-

бора молодым человеком. Этому способствует реализация

задач:

 осознание собственных ценностей относительно предлага-

емой ситуации;

 соотнесение подростком вариантов;

 определение варианта, максимально соответствующего

субъективным и объективным особенностям ситуации со-

циального выбора;

 реальные действия по совершению выбора одной из имею-

щихся альтернатив.

При решении перечисленных задач могут возникнуть

трудности, в преодолении которых должен проявить себя

организатор. Эти трудности могут быть связаны с осознанием

личностных особенностей и соотнесением с ними вариантов

выбора. Препятствием может стать страх перед наличием

альтернатив и необходимостью совершить осознанное реше-

ние, которое предполагает ответственность за отказ от других

альтернатив и за его реализацию. Организатору необходимо

ненавязчиво помочь молодому человеку в решении возник-

ших трудностей и способствовать совершению правильного

выбора.

Заключительным этапом в цикле работы организатора по

формированию готовности молодых людей к социальному вы-

бору является стимулирование рефлексии. Целью этапа является

осознание причин и последствий принятого решения. При этом

решаются следующие задач:

 стимулирование подростка к мысленному обдумыванию всех

проведенных операций и действий;

 анализ этапов и высказываний с целью выявления резуль-

тативности;

 выявления причин успехов и неудач в проведенной ра-

боте.

Таким образом, реализация такой важной функции, как фор-

мирование у молодых людей готовности к социальному само-

определению, может быть реализована при соответствующих

условиях в профессиональной деятельности организатора работы

с молодежью.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

5. Социально педагогическое сопровождение событий

в жизни молодежи

5. Социально педагогическое

сопровождение событий

в жизни молодежи


 

 






105


1. В чем смысл социально-педагогического сопровождения

событий?

2. Как можно классифицировать события в жизни молодых

людей?

3. Каковы функции социально-педагогического сопровож-

дения?

4. Каков алгоритм действий субъекта социально-педагогичес-

кого сопровождения?

Один молодой человек спросил своего учителя о секрете успешной

жизни.

— Делай счастливым одного человека в день, — последовал ответ.

Минуту спустя учитель добавил:

— Особенно, если этот человек — ты сам.

Человеческая жизнь представляет собой череду событий. Если мы

говорим о социально-педагогическом сопровождении событий

как процессе, то мы должны, рассматривая его диалектически,

выделить источник его развития, движущую силу и основные

этапы.

Как уже говорилось, целью социально-педагогической де-

ятельности является формирование социальности молодежи,

источником — противоречие между актуальным уровнем со-

циального опыта и недостаточностью его для решения моло-

дым человеком социальной проблемы. Такой недостаток как

раз и может быть компенсирован в процессе взаимодействия

юноши или девушки с субъектом социально-педагогического

сопровождения. Это взаимодействие и является движущей силой

данного процесса.

Целесообразно выделить три компонента социально-педагоги-

ческого сопровождения событий: пропедевтический, актуальный,

рефлексивный.

Пропедевтический компонент предполагает подготовку мо-

лодых людей к преодолению возможных трудностей в решении

возникающих социальных проблем в предстоящих событиях.

Актуальный компонент предполагает конкретную деятельность

педагога в период возникновения реальной ситуации, требующей

помощи и поддержки профессионалов (педагогов, психологов,

организаторов работы с молодежью).


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




106


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

Рефлексивный компонент, или компонент последействия,

предполагает осмысление происходящего и проектирование

определенных действий в будущем.

Процесс социально-педагогического сопровождения цикличен

и включает в себя следующие этапы.

Первым является этап проблематизации,  на котором орга-

низаторы обнаруживают и актуализируют вместе с молодым

человеком предмет социально-педагогического сопровождения,

каковым является проблема, трудность, обида молодого человека.

Выявляются его суть, причины возникновения, обнаруживаются

противоречия, формулируется проблема.

На втором, поисково-вариативном этапе осуществляется поиск

вариантов решения проблемы и определяется степень участия

организатора работы с молодежью в данном процессе, а также

средства его сопровождения.

На третьем, практическо-действенном этапе совместно с моло-

дыми людьми совершаются реальные или виртуальные (в случае

имитации ситуации) действия, которые приводят молодого че-

ловека к решению проблемы.

На четвертом, аналитическом этапе участники процесса

сопровождения анализируют происходящее, прогнозируют

возможность появления новых трудностей и путей их преодо-

ления.

Прежде всего мы должны подчеркнуть важность социально-

педагогического сопровождения молодых людей в период осоз-

наваемых ими происходящих событий.

Событие для юногогики может считаться ключевым поня тием,

главным элементом человеческой жизни. Со-бытие — бытие со

мной — есть то, что развивается и развивает; результат развития

есть та или иная форма субъектности. Событие — это то обстоя-

тельство или совокупность обстоятельств, которое или которые

вызывают эмоциональное отношение к происходящему. Событие

становится фактом истории, а по отношению к конкретному

человеку — фактом его биографии.

При этом человек чаще всего сразу не может дать адекватную

оценку происходящему. Его жизнь можно представить как слож-

ную линию, у которой две крайние точки: рождение и смерть.

А между ними происходит множество других событий различной

эмоциональной окраски, они оставляют след в его памяти или

проходят бесследно.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

5. Социально педагогическое сопровождение событий

в жизни молодежи


 

 






107


 

Молодой человек, например, с радостью вспоминает день

рождения, день знакомства с любимым человеком, время

приобретения для него важной вещи. Запоминаются и обиды,

несправедливые наказания, болезни, смерть близких и другие

события, вызвавшие негативные эмоции. Как правило, только

значимое событие может оказывать существенное влияние на

развитие человека.

Все события, которые происходят с молодыми людьми или

вокруг них, можно классифицировать по разным основаниям.

Первое основание для классификации – участники события

и место события. По данной классификации к первой группе

можно отнести события вне сферы непосредственных контактов

молодых людей с окружающей социальной средой. К этой группе

относятся события, происходящие в мире, стране, регионе, горо-

де, участником которых ребенок или его близкие не являются. Эти

события могут вызывать или не вызывать переживания человека.

Такие переживания зависят от многих субъективных и объектив-

ных факторов. Можно приблизить данные события, стимулируя

активность молодежи в их оценке, представлении.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: