Календарный план – важная часть бизнес-плана. В нем указываются время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его цели. Кроме того, в этом разделе отмечаются плановые цели и обращается внимание на те моменты, которые наиболее опасны для успеха проекта. Хорошо составленный календарный план может быть исключительно эффективен для получения дополнительных средств от потенциальных инвесторов, а также демонстрирует способность руководителей проекта планировать работу и сводить к минимуму риск. Отдельно подготавливается как часть календарного плана помесячное расписание, показывающее время работ по внедрению продукта.
Указываются события, являющиеся самыми значительными или наиболее опасными для успеха проекта:
- учреждение проекта (для нового дела);
- завершения планирования и разработки;
- создание прототипа (ключевая дата: ее достижение реально свидетельствует о способности фирмы к работе);
- начало деятельности торговых представительств;
- придание продукции товарного вида;
- начало работы дилеров и дистрибьюторов;
- заказ материалов в необходимом для производства количестве;
- начало производства или выпуска продукции (другая ключевая дата);
- получение первых заявок;
- первые продажи и заказы (наиболее важная дата, прямо показывающая
состоятельность фирмы и необходимость финансирования);
- оплата первых счетов.
Рабочее расписание должно показывать динамику таких показателей, как численность управленческого, производственного и обслуживающего персонала, наличие станков и оборудования.
Обсуждая главные направления работ, необходимо отметить причину возможных неточностей в календарном плане, особенно если они могут потребовать корректировки материальных и денежных потребностей. Следует помнить, что время часто недооценивается даже в большей степени, чем финансовые требования. Поэтому календарный план должен быть реалистичен.
Финансовый план
Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).
Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.
Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.
Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.
Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):
- изменение курса рубля к доллару;
- перечень и ставки налогов;
- рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта);
- формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.
- порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.
- Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:
- отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);
- планом движения денежных средств (Кэш-Фло);
- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.
В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.
Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.
Срок окупаемости проекта рассчитывается отношением суммы всего инвестированного капитала к сумме годовой чистой прибыли от реализации проекта.
Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.
Таблица 1 - Виды рисков и корректирующие меры воздействия
Виды рисков | Способы уменьшения отрицательных последствий |
1 Коммерческие | |
1.1 Низкие объемы реализации товара | Более тщательная аналитическая работа по выбору целевых рынков методом ранжирования. Более ответственная работа по сегментации потребителей. |
1.2 Неэффективная работа сбытовой сети | Более тщательный подбор коммерческих посредников, использование наиболее эффективных оптовых и розничных посредников |
1.3 Неудачный выход на рынок нового товара | Предварительное проведение рыночного тестирования, пробных продаж. Внесение в товар изменений, улучшающих его потребительские свойства (опрос потребителей) |
1.4 Неудовлетворенное исполнение контрагентом условий договора | Более тщательный выбор партнеров путем их более глубокого изучения. Получение банковских и аудиторских справок о деловой порядочности контрагентов, другой информации, характеризующих фирмы контрагенты. |
1.5 Противодействие конкурентов | Предвидение возможной реакции конкурентов на деловую активность предприятия, планирование контролирующих мер в программе маркетинга предприятия (через рекламу, ценовую политику, инновации) |
1.6 Циклические изменения в экономике. Падение спроса на товар. | Прогнозирование циклических колебаний конъюнктуры, их учет в инвестиционных и производственных планах, принятие других антикризисных мер на уровне предприятия; сокращение товарных запасов, закупок сырья, материалов, комплектующих изделий, инвестирования в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. |
1.7 Изменение биржевых котировок и цен на сырьевые товары | Более тщательное прогнозирование, заключение долгосрочных контрактов и договоров с целевыми требованиями |
2 Финансовые риски | |
2.1 Риск неплатежа за поставленный товар | Включение 100% авансового платежа в условия договора (предоплата). Применение аккредитивной формы расчетов. Передача права требования платежа по договору факторинговой фирме |
2.2 Риск неоптимального распределения финансовых ресурсов при планировании производства товаров | Более тщательная аналитическая работа при определении приоритетных направлений деятельности предприятия. Более глубокая предварительная оценка рентабельности реализации произведенной продукции. Внесение необходимых изменений в план производства и инвестиционный план. |
2.3 риск больших инвестиций в крупномасштабный проект | Более глубокая аналитическая работа в предконтрактный период. Распределение рисков за счет привлечения к осуществлению проекта других фирм через систему соглашений. Привлечение для осуществления проектов различных фондов. |
3 Внутрифирменные | |
3.1 Недовольство работников предприятия и риск забастовки | Тщательная проработка с профсоюзными активистами условий коллективного договора. Разработка сильных социально-экономических программ предприятия. Понимание использования в процессе управления предприятия мотивации работников. Создание благоприятного психологического климата в коллективе. |
3.2 Риск утечки коммерческой и научно-технической информации | Тщательная проверка сотрудников, особенно инженерно-технический персонал, занимающийся информацией, разработка новых, особенно, «пионерских» товаров, таким образом, чтобы по готовому изделию конкурент не смог открыть производственные секреты и ноу-хау, тщательный контроль за оборотом внутрифирменной информации и документации. Ограничение доступа посторонних лиц в лаборатории, на экспериментальные участки и т.д. Дезинформационная обработка конкурентов. |
3.3 Ошибки управляющих | Более тщательный подбор управляющих среднего и высшего звена, эффективная мотивация и стимулирование их деятельности. Профессиональная подготовка и переподготовка управляющих кадров, дублирование процесса управления наиболее дорогостоящих направлений производственно-коммерческой деятельности. Моделирование процесса управления по наиболее ответственным рисковым проектам. Создание временных целевых групп для управления дорогостоящими проектами. Организация контроля. |
Вопросы для самоконтроля
1 Что такое риск?
2 Как составить штатное расписание фирмы?
3 Что такое календарный план?
4 Какие показатели рассчитываются в финансовом плане?
5 Как рассчитать срок окупаемости проекта?