Методические рекомендации по изучению темы

Календарный план – важная часть бизнес-плана. В нем указываются время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его цели. Кроме того, в этом разделе отмечаются плановые цели и обращается внимание на те моменты, которые наиболее опасны для успеха проекта. Хорошо составленный календарный план может быть исключительно эффективен для получения дополнительных средств от потенциальных инвесторов, а также демонстрирует способность руководителей проекта планировать работу и сводить к минимуму риск. Отдельно подготавливается как часть календарного плана помесячное расписание, показывающее время работ по внедрению продукта.

Указываются события, являющиеся самыми значительными или наиболее опасными для успеха проекта:

-   учреждение проекта (для нового дела);

-   завершения планирования и разработки;

-   создание прототипа (ключевая дата: ее достижение реально свидетельствует о способности фирмы к работе);

-       начало деятельности торговых представительств;

-   придание продукции товарного вида;

-   начало работы дилеров и дистрибьюторов;

-   заказ материалов в необходимом для производства количестве;

-   начало производства или выпуска продукции (другая ключевая дата);

-   получение первых заявок;

-   первые продажи и заказы (наиболее важная дата, прямо показывающая

состоятельность фирмы и необходимость финансирования);

-   оплата первых счетов.

Рабочее расписание должно показывать динамику таких показателей, как численность управленческого, производственного и обслуживающего персонала, наличие станков и оборудования.

Обсуждая главные направления работ, необходимо отметить причину возможных неточностей в календарном плане, особенно если они могут потребовать корректировки материальных и денежных потребностей. Следует помнить, что время часто недооценивается даже в большей степени, чем финансовые требования. Поэтому календарный план должен быть реалистичен.

Финансовый план

Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).

Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.

Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.

Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.

Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):

- изменение курса рубля к доллару;

- перечень и ставки налогов;

- рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта);

- формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.

- порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.

- Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:

- отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);

- планом движения денежных средств (Кэш-Фло);

- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).

При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.

В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.

Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.

Срок окупаемости проекта рассчитывается отношением суммы всего инвестированного капитала к сумме годовой чистой прибыли от реализации проекта.

 

Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.

Таблица 1 - Виды рисков и корректирующие меры воздействия

Виды рисков Способы уменьшения отрицательных последствий
1 Коммерческие  
1.1 Низкие объемы реализации товара Более тщательная аналитическая работа по выбору целевых рынков методом ранжирования. Более ответственная работа по сегментации потребителей.
1.2 Неэффективная работа сбытовой сети Более тщательный подбор коммерческих посредников, использование наиболее эффективных оптовых и розничных посредников
1.3 Неудачный выход на рынок нового товара Предварительное проведение рыночного тестирования, пробных продаж. Внесение в товар изменений, улучшающих его потребительские свойства (опрос потребителей)
1.4 Неудовлетворенное исполнение контрагентом условий договора Более тщательный выбор партнеров путем их более глубокого изучения. Получение банковских и аудиторских справок о деловой порядочности контрагентов, другой информации, характеризующих фирмы контрагенты.
1.5 Противодействие конкурентов Предвидение возможной реакции конкурентов на деловую активность предприятия, планирование контролирующих мер в программе маркетинга предприятия (через рекламу, ценовую политику, инновации)
1.6 Циклические изменения в экономике. Падение спроса на товар. Прогнозирование циклических колебаний конъюнктуры, их учет в инвестиционных и производственных планах, принятие других антикризисных мер на уровне предприятия; сокращение товарных запасов, закупок сырья, материалов, комплектующих изделий, инвестирования в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
1.7 Изменение биржевых котировок и цен на сырьевые товары Более тщательное прогнозирование, заключение долгосрочных контрактов и договоров с целевыми требованиями  
2 Финансовые риски  
2.1 Риск неплатежа за поставленный товар Включение 100% авансового платежа в условия договора (предоплата). Применение аккредитивной формы расчетов. Передача права требования платежа по договору факторинговой фирме
2.2 Риск неоптимального распределения финансовых ресурсов при планировании производства товаров Более тщательная аналитическая работа при определении приоритетных направлений деятельности предприятия. Более глубокая предварительная оценка рентабельности реализации произведенной продукции. Внесение необходимых изменений в план производства и инвестиционный план.
2.3 риск больших инвестиций в крупномасштабный проект Более глубокая аналитическая работа в предконтрактный период. Распределение рисков за счет привлечения к осуществлению проекта других фирм через систему соглашений. Привлечение для осуществления проектов различных фондов.
3 Внутрифирменные  
3.1 Недовольство работников предприятия и риск забастовки Тщательная проработка с профсоюзными активистами условий коллективного договора. Разработка сильных социально-экономических программ предприятия. Понимание использования в процессе управления предприятия мотивации работников. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
3.2 Риск утечки коммерческой и научно-технической информации Тщательная проверка сотрудников, особенно инженерно-технический персонал, занимающийся информацией, разработка новых, особенно, «пионерских» товаров, таким образом, чтобы по готовому изделию конкурент не смог открыть производственные секреты и ноу-хау, тщательный контроль за оборотом внутрифирменной информации и документации. Ограничение доступа посторонних лиц в лаборатории, на экспериментальные участки и т.д. Дезинформационная обработка конкурентов.
3.3 Ошибки управляющих Более тщательный подбор управляющих среднего и высшего звена, эффективная мотивация и стимулирование их деятельности. Профессиональная подготовка и переподготовка управляющих кадров, дублирование процесса управления наиболее дорогостоящих направлений производственно-коммерческой деятельности. Моделирование процесса управления по наиболее ответственным рисковым проектам. Создание временных целевых групп для управления дорогостоящими проектами. Организация контроля.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое риск?

2 Как составить штатное расписание фирмы?

3 Что такое календарный план?

4 Какие показатели рассчитываются в финансовом плане?

5 Как рассчитать срок окупаемости проекта?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: