Цель занятий:
- изучить состав и классификацию производственных затрат;
- понять порядок включения в себестоимость продукции материальных, трудовых и других ресурсов;
- изучить особенности учета и методику распределения общепроизводственных расходов;
- изучить состав доходов;
- изучить порядок ведения аналитического и синтетического учета доходов и расходов;
- усвоить методику и технику определения финансовых результатов.
Методические указания: в заданиях этой главы отражены особенности учета расходов и доходов предприятия.
Аналитический учет расходов по счету № 23 «Основное производство» организован в разрезе следующих статей затрат:
1) прямые материальные затраты;
2) зарплата производственного персонала;
3) отчисления на социальные мероприятия;
4) амортизация производственных основных средств, необоротных малоценных активов;
5) прочие прямые затраты.
Общепроизводственные расходы разделяются на переменные и постоянные. В состав переменных расходов включаются общепроизводственные материальные затраты (в т.ч. электроэнергия).
|
|
К постоянным общепроизводственным расходам относятся:
1) амортизация общепроизводственных основных средств;
2) зарплата общепроизводственного персонала;
3) аренда и содержание общепроизводственных основных средств;
4) затраты на управление производством;
5) прочие общепроизводственные расходы.
Аналитический учет административных расходов ведется на счете 92 в разрезе следующих статей:
1) зарплата административного персонала;
2) затраты на связь;
3) налоги и обязательные платежи;
4) общие корпоративные расходы;
5) содержание общехозяйственных основных средств (аренда, амортизация, ремонт и т.п.);
6) услуги банков;
7) расходы на служебные командировки;
8) прочие общепроизводственные расходы.
Расходы на сбыт учитываются на счете 93 в разрезе статей:
1) затраты на гарантийное обслуживание;
2) затраты на маркетинг;
3) затраты на транспортировку товаров;
4) оплата труда персонала по сбыту;
5) содержание основных средств для сбыта;
6) тара и упаковка.
В состав других операционных расходов включаются:
1) расходы от операционной курсовой разницы (счет 945);
2) себестоимость реализованной валюты (счет 942);
3) таможенные услуги (949);
4) другие расходы операционной деятельности (счет 949);
Неоперационные расходы учитываются на счете 97 и включают в себя:
1) себестоимость реализованных необоротных активов (счет 972);
2) списание необоротных активов (счет 976);
3) расходы от неоперационной курсовой разницы (счет 974);
Доходы предприятия состоят из:
1) доходов от реализации готовой продукции (счет 701);
|
|
2) доходов от операционной аренды активов (счет 719);
3) доходов от операционной курсовой разницы (счет 714);
4) доходов от бесплатно полученных оборотных активов (счет 718);
5) доходов от реализации необоротных активов (счет 742).
Задание №1
3 января получен счет № 179 от Газсервиса на осуществление текущего ремонта автомобиля, которым пользуется администрация предприятия, на сумму 600 грн. (в т.ч. НДС – 100 грн.).
Необходимо:
- в справочнике «Номенклатура» в группе «Услуги» отразить услугу – ремонт автомобиля;
- составить документ «Счет входящий» от 3 января на основании счета № 179 подрядчика;
- составить документ «Услуги сторонних организаций» (акт выполненных работ) от 3 января;
- сумму налогового кредита в размере 100 грн. Отразить документом «Запись книги приобретения» на основании налоговой накладной № 273 подрядчика.
Задание №2
Согласно договора аренды, заключенного с ООО «Сигнал», арендная плата за легковой автомобиль составляет 480 грн.(в т.ч. НДС – 80 грн.) в месяц. Начисление арендной платы осуществляется 6 января.
Необходимо:
- составить документ «Счет входящий» от 6 января на основании счета № 205 арендодателя;
- составить документ «Услуги сторонних организаций» (акт выполненных работ) от 6 января;
- отразить сумму налогового кредита в размере 80 грн. документом «Запись книги приобретения» на основании налоговой накладной № 131 арендодателя.
Задание №3
9 января получен счет № 231 от таможни г. Харькова на сумму таможенных платежей в размере 450 грн.
Необходимо:
- в справочник «Номенклатура» внести в группу «Услуги» таможенные услуги;
- составить документ «Счет входящий» от 6 января на основании счета № 231;
- составить документ «Услуги сторонних организаций» (акт выполненных работ) от 9 января.
Задание №4
24 января поступил счет № 138 на оказание услуг от Крымэнерго. В счете указано:
Наименование услуги | Стоимость, грн. |
1. Расходы на электроэнергию цеха № 1 | 120 |
2. Расходы на электроэнергию цеха № 2 | 80 |
3. Расходы на электроэнергию административного здания | 68 |
4. Расходы на электроэнергию торгового помещения | 100 |
Итого: | 368 |
Документ передан в бухгалтерию предприятия.
Необходимо:
- составить документ «Счет входящий» от 24 января;
- составить документ «Услуги сторонних организаций» (акт выполненных работ) от 24 января на основании счета № 838;
- сумму налогового кредита в размере 73 грн. 60 коп. отразить документом «Запись книги приобретения» на основании налоговой накладной № 189 поставщика.
Задание №5
24 января поступил акт выполненных работ № 1215 на оказание услуг от Стройсервиса. В акте указано:
Наименование услуги | Стоимость, грн. |
1. Уборка помещений цеха № 1 | 133,20 |
2. Уборка помещений цеха № 2 | 127 |
3. Уборка помещений здания администрации | 80 |
4. Уборка торговых помещений | 100 |
Итого: |
Документ передан в бухгалтерию.
Необходимо:
- составить документ «Счет входящий» от 24 января;
- составить документ «Услуги сторонних организаций» (акт выполненных работ) от 24 января на основании акта № 1215;
- отразить сумму налогового кредита в размере 80 грн. 04 коп. документом «Запись книги приобретения» на основании налоговой накладной № 315 поставщика.
Задание №6 (выполняется после темы «Учет денежных средств»)
Необходимо распределить общепроизводственные расходы. Базой распределения служит заработная плата основных рабочих. Нормальная производственная мощность составляет 1000 грн. (2 рабочих ´ 500 грн.).
Общепроизводственные расходы при нормальной мощности – 2400 грн.:
в т.ч. переменные – 200 грн.,
постоянные – 2200 грн.
База распределения по фактической мощности составляет 1100 грн.
|
|
Распределение общепроизводственных расходов осуществляется путем составления документа «Финансовый результат» (II этап) от 31 января.
Задание №7 (выполняется после темы «Учет денежных средств»)
Собрать расходы и доходы предприятия за январь. Для этого необходимо составить документ «Финансовый результат» (III этап) от 31 января.
Задание №8 (выполняется после темы «Учет денежных средств»)
Просмотреть документы в журнале «Финансовые результаты» и проанализировать проводки.
Задание №9 (выполняется после темы «Учет денежных средств»)
Создать отчет «Анализ счета» по счету 79 в разрезе субсчетов за январь, сравнить обороты по дебиту и кредиту субсчетов, определить окончательный финансовый результат.
Сумму финансового результата отразить в документе «Операция» от 31 января.