План:
1. Сущность и классификация глобальных проблем.
2. Основные тенденции развития современной культуры.
2. Пути и условия решения глобальных проблем.
3. Глобалистика и футурология: взгляд в будущее.
Понятия и термины:
техногенная цивилизация, демилитаризация экономики, унификация, футурология, вестернизация, антиглобализм, европоцентризм
Проблемные вопросы.
1. Каковы причины появления глобальных проблем?
2. Какова роль культуры в решении глобальных проблем современности?
3. В чём состоит сложность решения глобальных проблем?
4. Согласны ли вы с утверждением, что подчинённое положение культуры по отношению к экономике и производству – это одна из причин возникновения глобальных проблем?
Творческие задания.
1. Посмотрите художественный фильм, жанровая специфика которого – катастрофа.
Список художественных фильмов для просмотра:
- к/ф «Послезавтра» (режиссер Роланд Эммерих, 2004 г.),
- к/ф «Вспышка» (Джордж ЛаФонтен, 1984 г.),
- к/ф «После апокалипсиса» (режиссер Ясуаки Накадзима, 2004 г.),
|
|
- к/ф «Пик страха» (режиссер Дэйл Дж. Бредли, 2003 г.),
- к/ф «Паника в Нью-Йорке» (режиссер Микаэл Саломон, 1999 г.),
- к/ф «Долина лавин» (режиссер Паул Зиллер, 2001 г.),
- к/ф «На переломе дня» (режиссер Жан Пеллерен, 2000 г.),
- к/ф «Вулкан» (режиссер Мик Джексон, 1997 г.),
- к/ф «Землетрясение» (режиссер Люй Юэ, 2010 г.),
- к/ф «Сметённые лавиной» (режиссер Джон Паттерсон, 1997 г.)
Есть ли прообразы увиденного в реальном мире? Возможно ли, что любая из представленных ситуацией, изначально являясь вымышленной, может произойти в действительности?
2. Проведите заседание дискуссионного клуба на тему: «Межкультурная коммуникация как диалог культур: за и против»
Занятие 8. Типология культуры
План:
1.Проблема типологизации культур.
2.Варианты типологии.
Понятия и термины:
тип культуры, типология культуры, критерии типологизации, варианты типологизации культуры: историческая, формационная, региональная, цивилизационная, религиозная; традиционная и инновационная культуры, восточный и западный типы культуры.
Проблемные вопросы для самоподготовки.
1.«Восток» - «Запад»: противостояние или диалог?
2.Проблема национальной идентичности.
3.Стиль как основание для типологизации художественной культуры.
4.Какова цель типологизации культуры?
5.Христианский тип культуры.
6.Исламский тип культуры.
7.Буддистский тип культуры.
8.Проблема «Север» - «Юг».
Творческие задания.
1. Эссе на тему: «Портрет современного студента. Его типологизация».
2. Типы мышления – типы культур.
Контрольные тесты по модулю 1.
Вариант 1.
1. Для общества как социального организма характерно:
|
|
а) объединение материального и духовного;
б) несведение к сумме составляющих его индивидов;
в) неспособность к исторически длительному автономному существованию;
г) совокупность условий для совместной жизни людей
2. Создатель теории культурной эволюции (Культура развивается по мере роста потребляемой обществом энергии):
а) О.Шпенглер;
б) К.Ясперс;
в) Л. Уайт;
г) Д.С.Лихачев
3. Для «закрытого» типа общества характерны:
а) избыточная нормативность, регламентация всех форм человеческой деятельности;
б) застойный характер общественной жизни;
в) демократия;
г) неодобрительное отношение к творческим новациям
4. Для «открытого» общества характерны:
а) наличие жесткой регламентации поведения;
б) поощрение активности и личной инициативы;
в) свобода коммуникаций и обмена информацией;
г) динамичность развития культуры и высокие темпы социально-экономического прогресса
5. Для периферии (формы культуры с менее высоким, по сравнению с центром, потенциалом) характерно:
а) языки имеют узкую сферу применения и нередко считаются «неправильными»;
б) тексты мало влияют на культурные формы;
в) активное воздействие на другие формы и на жизнь общества;
г) данные формы культуры инертные и неупорядоченные по сравнению с центром
6. Создатель концепции о том, что культурные миры замкнуты и взаимонепроницаемы; каждая культура живет свой особой жизнью: она рождается, достигает зрелости, стареет и умирает:
а) О. Шпенглер;
б) Н. Данилевский;
в) А. Тойнби;
г) П. Сорокин
7. Создатель концепции о том, что в основе типологии культуры – различия представлений о природе реальности, о природе человеческих потребностей и способе их удовлетворения:
а) О. Шпенглер;
б) Н. Данилевский;
в) А. Тойнби;
г) П. Сорокин
8. Информация о свойствах объекта – это:
а) знания;
б) ценности;
в) регулятивы;
г) знаки.
9. Правила и требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь – это:
а) знания;
б) ценности;
в) регулятивы;
г) знаки.
10. Предметы, выступающие в качестве носителя информации о других предметах и используемые для её приобретения, хранения, переработки и передачи – это:
а) знания;
б) ценности;
в) регулятивы;
г) знаки.
11. Знак предупреждения или оповещения, который несёт значение в результате соглашения и/или договора – это:
а) регулятив;
б) артефакт;
в) сигнал;
г) индекс
12. Знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают, искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей:
а) функциональные знаки;
б) иконические знаки;
в) естественные знаки;
г) конвенциональные знаки.
13. Если знак обозначает вещи или явления природы, то это:
а) функциональные знаки;
б) иконические знаки;
в) естественные знаки;
г) конвенциональные знаки.
14. Тип культуры, в котором человек полностью подчинён природе:
а) западноевропейская культура
б) восточная культура
в) первобытная культура
15. Экология культуры – это:
а) совокупность норм, регулирующих взаимоотношения человека и природы
б) раздел культурологии, изучающий проблемы сохранения культурного наследия
в) раздел общей экологии
16. В восточных религиях закреплено следующее отношение человека к природе:
а) человек – хозяин природы
б) человек – часть природы
в) человек – низшая ступень природы
17. Традиции как элементы культурного наследия обеспечивают:
а) самобытность культура
б) идеологию государства
в) глобализацию культуры
18. Использование предметов, норм, ценностей иной культуры называется
а) культурной преемственностью
б) культурным заимствованием
в) культурным шоком
19. Глобализация и формирование единой мировой культуры
а) постепенно устраняет разнообразие способов жизни людей
|
|
б) создаёт новые формы, которые частично интегрируют предшествующие
в) препятствует созданию новых форм культуры
20. Вестернизация – это:
а) сохранение самобытности разными этническими культурами
б) перестройка этнических и национальных культур в соответствии с западными образцами
в) распространение восточных традиций в странах Западной Европы
Вариант 2.
1. Для центра (формы культуры с наиболее высоким потенциалом) характерно:
а) активное воздействие на другие формы и на жизнь общества;
б) развитая организация и богатый язык;
в) содержание обширного множества текстов, в том числе имеющих эталонную значимость;
г) данные формы культуры инертные и неупорядоченные по сравнению с периферией
2. Для периферии (формы культуры с менее высоким, по сравнению с центром, потенциалом) характерно:
а) языки имеют узкую сферу применения и нередко считаются «неправильными»;
б) тексты мало влияют на культурные формы;
в) активное воздействие на другие формы и на жизнь общества;
г) данные формы культуры инертные и неупорядоченные по сравнению с центром
3. Создатель концепции о том, что европейская цивилизация не является наивысшей и обязательной формой, которую должны принять все народы; идея полилинейности заключается в том, что существуют разные культурно-исторические типы развития народов Земли:
а) О. Шпенглер;
б) Н. Данилевский;
в) А. Тойнби;
г) П. Сорокин
4. Создатель концепции о том, что всемирная история – история различных цивилизаций (локальных и основных), сосуществующих рядом друг с другом:
а) О. Шпенглер;
б) Н. Данилевский;
в) А. Тойнби;
г) П. Сорокин
5. Создатель концепции о том, что в основе типологии культуры – различия представлений о природе реальности, о природе человеческих потребностей и способе их удовлетворения:
а) О. Шпенглер;
б) Н. Данилевский;
в) А. Тойнби;
г) П. Сорокин
6. Фиксированные в человеческом сознании характеристики отношения к объекту – это:
а) знания;
б) ценности;
в) регулятивы;
г) знаки.
7. Предметы, выступающие в качестве носителя информации о других предметах и используемые для её приобретения, хранения, переработки и передачи – это:
|
|
а) знания;
б) ценности;
в) регулятивы;
г) знаки.
8. Условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный, легкообозримый вид (показания приборов, школьные оценки) – это:
а) регулятивы;
б) артефакты;
в) символы;
г) индексы.
9. Знак, выражающий смысл объекта, в наглядно-образной форме передающий абстрактные идеи или понятия, связанные с этим объектом:
а) регулятив;
б) артефакт;
в) символ;
г) индекс.
10. Если знак обозначает вещи или явления природы, то это:
а) функциональные знаки;
б) иконические знаки;
в) естественные знаки;
г) конвенциональные знаки.
11. Язык как средство выражения и оформления мыслей определяет ход мышления и его результат; на разных языках люди мыслят по-разному, но содержание мыслей определяется не языком, а предметом мышления. Это гипотеза:
а) Л. Уайта;
б) О.Шпенглера;
в) А.Тойнби;
г) Сепира-Уорфа.
12. Кто применял при создании типологии культур метод идеализации:
а) И. Мечников
б) М. Вебер
в) А. Тойнби
13. Современный этап развития человечества характеризуется существованием двух типов культуры:
а) северной и южной
б) восточной и западной
в) религиозной и атеистической
14. Способностью к созданию символов обладает:
а) только животные
б) только человек
в) и животные, и человек
15. В этике и религии закрепляется прежде всего информация
а) морально-нравственного характера
б) эстетического характера
в) интеллектуального характера
16. Комплексный характер носят:
а) личностные проблемы
б) глобальные проблемы
в) социальные проблемы
17. Унификация систем ценностей возникает в результате:
а) урбанизации
б) образования субкультур
в) глобализации
18. Усвоение содержания культуры – это:
а) глобализация
б) социализация
в) инкультурация
19. К числу фундаментальных ценностей относятся:
а) свобода
б) семья
в) имущество
г) предметы религиозного культа
20. Наука о будущем:
а) экология
б) филология
в) футурология
г) уфология