При подготовке к школе детей с ЗПР ставятся общие задачи:
· создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
· обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
· коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
· стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
· профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. Единство указанных задач определяет направления работы, позволяющей обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР
Методы психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста
Комплекс методик, разработанный Стребелевой Е.А.
Перечень заданий для обследования детей 4–5 лет
1 Разборка и складывание матрешки
2 Разборка и складывание пирамидки: из шести колец (или можно использовать методику «Угадай чего нет»)
|
|
3 Коробка форм (почтовый ящик): из пяти форм
4 Разрезная картинка: из четырех частей
5 Цветные кубики: семи цветов
6 Достань ключик: задача на картинке (или можно использовать методику «Расскажи»)
7 Посчитай
8 Построй из палочек
9 Нарисуй человека (адаптированный вариант методики Гудинаф– Харрисона)
10 Поиграй
Перечень заданий для обследования детей 6-го года жизни
1. Включение в ряд
2 Лесенка
3 Классификация картинок по функциональному назначению представления о временах года
4 Группировка картинок по способу действия
5 Счет
6 Найди время года
7 Нарисуй целое
8 Серия сюжетных картинок «Утро мальчика»
9 Сложи разрезную картинку
10 Сравни
7. Нарисуй целое (методика А.А. Венгер)
Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления, сформированность предметного рисунка.
Оборудование: две картинки, на которых нарисована всем знакомая игрушка – неваляшка (одна картинка разрезана), бумага и карандаши (фломастеры).
Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком части разрезной картинки с изображением неваляшки и просит его нарисовать целую. Картинку предварительно не складывают. Если ребенок не может выполнить задание, проводится обучение. Обучение: ребенку дают разрезную картинку и предлагают сложить ее, а затем нарисовать. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ему, затем снова предлагает выполнить рисунок.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение нарисовать предмет по разрезной картинке; анализ рисунка; обучаемость, результат.
|
|
Оценка в баллах: 1 балл – ребенок не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – ребенок принимает задание, однако нарисовать предмет по разрез- ной картинке не может, после складывания картинки ребенок пытается изобразить предмет, но получаются только элементы предмета (неваляшки); 3 балла – ребенок принимает задание, однако нарисовать предмет по разрезной картинке не может, после складывания картинки ребенок рисует предмет. 4 балла – ребенок принимает задание, может нарисовать предмет по разрезной картинке, рисует с интересом
Перечень заданий для диагностики детей 7-го года жизни
1 Сложи (разрезная картинка «Клоун»)
2 Представления об окружающем (беседа)
3 Найди время года
4 Количественные представления и счет
5 Расскажи (серия сюжетных картинок «Зимой»)
6 Найди место фигуре
7 Группировка картинок по количественному признаку
8 Дорисуй
9 Продолжи ряд (письмо)
10 Анализ слова
Психолого-педагогические проблемы готовности к школьному обучению детей с особыми образовательными потребностями
При подготовке к школе детей с ЗПР ставятся общие задачи:
· создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
· обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
· коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
· стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
· профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. Единство указанных задач определяет направления работы, позволяющей обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР
ОП.01