Государственные финансы – это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.
Государственные финансы включают бюджеты, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных и муниципальных предприятий.
Содержание и структура государственных финансов определяются функциями государства и структурой органов управления.
Основной функцией органов государственного управления является проведение государственной политики и выполнения задач путем предоставления услуг нерыночного характера населению (услуг образования, здравоохранения и др.) для их потребления.
Органы власти представлены следующими уровнями:
1. Федеральный, орган государственной власти представлены Правительством РФ (исполнительный орган) и Федеральным Собранием (законодательный орган). На этом уровне формируется федеральный бюджет.
Направления расходования средств:
|
|
| На 1-м месте расходы политического направления (расходы на безопасность, обороноспособность страны, обслуживание аппарата управления, государственного долга)
| На 2-м месте расходы экономического направления (расходы на с/х, промышленность, транспорт, связь, машиностроение, металлургию и др.)
| На 3-м месте расходы социального направления (на здравоохранение, образование, культуру, спорт)
2. Региональный, органы государственной власти и управления субъектов РФ. Они представлены администрацией субъекта РФ (исполнительный орган) и Законодательным Собранием субъекта (законодательный орган). Здесь формируется региональный бюджет. Направления расходования средств:
| На 1-м месте расходы экономического направления
| На 2-м месте расходы социального направления
| На 3-м месте политического направления.
3.Местный – органы МСУ Они представлены администрацией и СНД Направления расходования средств:
| На 1-м месте расходы социального направления
| На 2-м месте расходы экономического направления
| На 3-м месте политического направления
Принципы бюджетного финансирования:
{ Безвозвратность и бесплатность
{ Целевое использование средств
{ Соблюдение режима экономии
{ Выделение средств по мере выполнения плана
В соответствие с КРФ каждое государство берет на себя ряд функций: управление государством, внешнеэкономические связи, обеспечение внутренней и внешней безопасности, социальная защита граждан, образование, медицинское обслуживание и др.
Для реализации этих функций государство должно располагать денежными средствами, т.е. иметь централизованные в масштабе страны и отдельных территорий фонды денежных средств.
|
|
Таким орудием аккумулирования части ВВП в руках государства являются бюджеты всех уровней.
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Таким образом, по своему материальному содержанию бюджеты – это денежные фонды, являющиеся финансовой основой реализации задач и функций, возложенных на соответствующий уровень государственной власти или органов местного самоуправления.
По своей форме бюджет – это основной финансовый план соответствующей территории. Как и любой финансовый план, он содержит 2 раздела: доходы и расходы.
Доходная часть бюджета показывает и отражает источники формирования доходов по их видам и плательщикам.
Расходная часть отражает направления средств того или иного бюджета.
Сущность бюджетов как эк. категории проявляется через его функции:
1) перераспределительная
2) государственное регулирование и стимулирование экономики
3) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства
4) контрольная
Перераспределительная функция заключается в активном участии бюджетов в перераспределении ВВП и НД по следующим направлениям:
- между производственной и непроизводственной сферой,
- между отдельными регионами, т.е. территориальное перераспределение (есть регионы доноры, а есть регионы-реципиенты т.е. дотационные),
- между отдельными отраслями и подотраслями.
Контрольная функция бюджетов проявляется в различных формах государственного и муниципального финансового контроля, осуществляемого на всех стадиях бюджетного процесса.
Бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность органов масти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального, территориальных и местных бюджетов.
Участниками бюджетного процесса являются:
· Президент РФ и органы законодательной власти,
· органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджета, другие уполномоченные органы);
· органы денежно-кредитного регулирования;
· органы государственного и муниципального контроля; государственные внебюджетные фонды,
· главные распорядители и распорядители бюджетных средств и др.
Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:
1. Составление проектов бюджетов осуществляется Правительством РФ. Готовится Бюджетное послание Президента РФ,которое направляется Федеральному Собранию РФ. Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Минфином и его финансовыми органами, а также налоговыми и таможенными органами.
2. Рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляется в законодательных органах — Федеральном Собрании (парламенте) РФ, законодательных (представительных) органах субъектов РФ и органах местного самоуправления. Государственная Дума рассматривает Проект федерального бюджета на очередной финансовый год в трех чтениях.
3. Исполнение бюджета начинается после утверждения федерального бюджета Парламентом и подписи его Президентом РФ. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджета.
4. Составление Отчета об исполнении бюджета и его утверждение. По итогам рассмотрения Отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной Палаты Государственная Дума РФ принимает решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или его отклонении.