ПОРТФОЛИО
КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЦЕнИВАНИЯ
ИНДиВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Методические рекомендации для учителя
Минск
2006
Портфолио
Как одна из форм оценивания учащихся
Отсутствие отметки в течение первого и второго годов обучения в начальной школе ни в коем случае не должно пониматься как полный отказ от системы контроля и оценки со стороны учителя.
Напротив, отметка заменяется развернутой системой взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в контрольно-оценочной деятельности, которая строится на содержательно-оценочной основе.
Важнейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников является учет их индивидуальных особенностей. Незаменимую помощь в этом может оказать портфолио.
Портфолио («портфели») служат для интеграции преподавания и оценки; предоставления необходимой информации ученикам, учителям и родителям, а также другим заинтересованным сторонам; помощи детям в оценивании собственной работы; формирования базы для оценки достижений ребенка.
«Портфель» является богатейшим источником информации о росте и развитии ребенка, а в начальных классах ценен еще и потому, что дает представление о самом процессе учебы ребенка.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:
· поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
· формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
· содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Типы портфолио
«Общий портфель» («сборный»)
представляет собой папку, где хранятся работы ученика. Он адресован как учителю, так и ученику. В «общий портфель» следует включать:
· образцы письма ребенка – черновики и чистовики из всех предметных областей, выдержки из дневников;
· списки прочитанных книг, контрольные таблицы по развитию навыков и умений (примеры контрольных таблиц приведены в Приложении 2);
· впечатления (рисунки, заметки) о прочитанных книгах, открытые вопросы с рубрикаторами баллов;
· магнитофонные записи чтения вслух;
· фотографии работ и различных видов деятельности ребенка;
· контрольные таблицы по математике и примеры решения задач.
«Демонстрационный портфель» («витрина ученика»)
представляет собой контейнер (папку, коробку), где хранятся работы ученика, свидетельствующие о его достижениях. Сюда могут быть включены работы по одному или нескольким предметам. Такой «портфель» предназначается для демонстрации и может быть показан родителям.
В этот «портфель» входят:
· отдельные лучшие работы из «общего портфеля»;
· размышления ученика о своих достижениях;
· «папка самоуважения» с вырезками, фотографиями.
«Оценочный портфель» («портфель учителя и ученика») –
набор документации, которая оценивает прогресс ученика и является частью общей оценки. Здесь хранятся:
· копии материалов из «демонстрационного портфеля»;
· записи наблюдений за учеником; высказываний ребенка;
· записи бесед;
· описание интересов ученика;
· материалы тестов, контрольных работ.
Формирование «портфелей» в какой-то степени субъективно. Репрезентативность и достоверность представленной информации зависят от опыта и квалификации учителя. При отборе работ учеников, учителю следует задуматься над рядом вопросов.
· Что считать хорошим показателем для этого ученика?
· Какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его прогрессе в учебе, продемонстрированы в данной работе?
· Как эта работа ученика соотносится с другими работами из его портфолио?
Структура портфолио
Нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в портфолио. Этот вопрос решается конкретным учителем, группой учителей или методическим объединением. Поощряется любая инициатива.
Состав учебного портфолио напрямую зависит от конкретных целей обучения. Например, возьмем обучение математике с конкретно сформулированными целями:
· развитие математического мышления учащихся;
· формирование умения решать задачи;
· развитие прикладных математических умений и т.д.
Структура портфолио в этом случае может быть следующей.
1. Титульный лист, включающий общие сведения об ученике (Приложение 1).
2. Творческая визитка ученика, отражающая особенности его личности и представленная любым способом (фотографиями, записями и т.д.).
3. Работы учащегося (по предметам).
4. Заметки учителя, одноклассников, родителей и др.
В портфолио может быть включено все, что может явиться свидетельством усилий, достижений в обучении данного ребенка. Каждый элемент содержания должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.
Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта в портфолио вошли три обязательных элемента:
· сопроводительное письмо «владельца» портфолио с описанием цели, предназначения и краткого содержания;
· оглавление портфолио с перечислением его основных элементов;
· самоанализ и «взгляд в будущее».
Для составления портфолио можно рекомендовать отобрать следующие документы:
· три, с точки зрения учителя (ученика), лучшие работы по каждому курсу;
· работы из начала, середины и конца курса;
· работы, которые, по мнению учителя, отражают динамику роста ребенка;
· две работы, которыми гордится ребенок (хотел бы показать друзьям, одноклассникам).
Оценка и самооценка
Рубрикаторы – это система баллов, которая предъявляется учащемуся перед началом выполнения работы (задания). Как правило, рубрикатор содержит определенный диапазон баллов и дает возможность оценить различные аспекты выполнения задания.
Критерии для рубрикатора баллов