Логистика в применении к снабжению как закупкам не ограничивается оптимизацией управления физическими субстанциями потоковых процессов, формируемых в результате закупок, поскольку "курирует" всю область материально-технического обеспечения (МТО) производственного или иного предприятия. Совокупный процесс закупок и снабжения состоит из нескольких технологических стадий и должен рассматриваться как функционирующий закупочно-снабженческий процесс, управляемый административными службами предприятия. На эти службы возлагаются следующие специализированно-отраслевые функции и соответствующие задачи (рутинного в отличие от оптимизационных) характера:
1) формировать потребности производственного предприятия в необходимых ему материально-технических ресурсах (МТР);
2) определять круг их производителей;
3) устанавливать с ними хозяйственные связи по поставкам необходимых предприятию МТР;
4) заключать с поставщиками взаимовыгодные договоры, соглашения, контракты на поставку закупаемых у них МТР;
|
|
организовывать закупки МТР с целью наполнения ресурсных материальных потоков от поставщиков для предприятия путем решения задач (по отношению к транспортным предприятиям, с использованием логистических систем);
6) организовать МТО предприятия путем реализации планов закупок и МТО, организации складирования поступающих грузов, их хранения, управления их запасами и отпуска в места непосредственного производственного потребления, с использованием логистических систем.
При рассмотрении закупок и снабжения под углом зрения единой технологии этих процессов выявляются те задачи управления этим процессом, которые решаются с применением логистики. Но из сказанного следует и то, что общие информационные потоки по управлению закупками и снабжением предприятия должны строго разделяться на используемые в логистике закупок и снабжения, с одной стороны, и на используемые в управлении закупками и снабжением, с другой стороны, поскольку это разные управленческие процессы (что неоднократно, ввиду принципиальной важности, подчеркивалось выше).
3. Задача "сделать или купить"
Задача предприятия в дилемме "сделать или купить" определяется:
- функционированием (ведением) производства, ориентируемого на рынок конечной продукции (социального потребления), а это относится и к закупкам, и к снабжению;
- ориентацией на рынок конечной продукции и субпоставщиков-смежников предприятия, у которых закупаются материально-технические ресурсы (МТР);
- непременным учетом системой закупок и снабжения предприятия того, что закупаемые МТР требуются для производства таких конечных в итоге товаров, которые становятся все менее долговечными, более дорогостоящими, более сложными и разнообразными, а также того, что заказы такого производства в отношении закупок и снабжения становятся все более мелкими,
краткосрочными и более специфичными по потребностям конечных потребителей; а это понуждает систему снабжения и закупок сделать обработку заказов поставщикам центром переориентации в осуществлении закупочно-снабженческого процесса;
|
|
- разработкой принципиально новой стратегии изготовления конечного продукта предприятия, а отсюда - и соответствующей ей стратегии закупок и снабжения, также ориентированной на минимальное разделение труда и на размер "i-x" (оптимальных для покупателей) партий поставок и доставки комплектующий деталей изделий фирмы;
- новым структурированием (для реализации этих стратегий) не только производства, но и закупок и снабжения - путем учета (при разработке новых их структур) принципов стратегий производства на "предприятиях будущего".
Эти принципы, новые стратегии и структуры в части управления закупками и снабжением должны вписываться в иерархию стратегий предприятия, ориентированных на логистику, и во все без исключения основные модели обновления.
4. Задача выбора поставщика
Поставщики представляют собой предприятия и организации, обеспечивающие фирму необходимыми материальными ресурсами для производства товаров и услуг. Это хозяйственные единицы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. Товарные биржи, биржи труда, финансово-кредитные учреждения, оптовые и мелкооптовые торговцы рассматриваются как маркетинговые посредники. Вместе с тем они могут поставлять товары и оказывать услуги. Фирма может воспользоваться услугами товарной биржи для закупки партии недостающего сырья или материалов, на бирже труда оставить заказ на интересующие ее категории рабочих и служащих.
Система поставщиков может включать несколько горизонтальных и вертикальных уровней взаимодействия, охватывая существующие и потенциальные каналы снабжения. Отношения в среде поставщиков, построенные по принципу пирамиды, предусматривают ответственность множества мелких поставщиков перед главным поставщиком, а последнего — перед фирмой-заказчиком.
Объектами поставки могут быть: сырье и материалы, оборудование и запасные части, рабочая сила. Объем и структура поставок зависят от производственной программы фирмы, ее отраслевой принадлежности, специализации, состояния рынка, текущих и перспективных потребностей, стратегии. В свою очередь поставщики могут быть как единичными, уникальными, так и массовыми, различаться по видам поставок и формам расчетов.