Понятие, значение инновационной деятельности и ее регулирование

Введение

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: «Что же такое инновация?» Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Современный этап становления рыночной экономики России требует создания системы инновационной политики. Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.

Ранее в условиях нерыночных отношений в экономике России инновационными процессами Централизованно управляли административно-командными методами государственные органы власти (министерства, государственные комитеты, главные управления, администрации всех уровней), а также их представители на государственных предприятиях в лице директоров.

 Переход к рынку усиливает технологическую конкуренцию, приводит к банкротству тех, кто использует и производит устаревшую продукцию, и обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным новаторам.

Сейчас Россия находится на перепутье: пойти по пути сырьевого придатка мирового сообщества или по пути технологически развитых экономик? Разумеется, второй путь более предпочтителен, но требует больших усилий от всех хозяйствующих субъектов страны. Все зависит от того, будет ли в ближайшее время в стране сформирован эффективный рынок инноваций. Пока же он настолько не зрелый, что говорить о какой либо его эффективности не приходится. Поэтому в настоящее время имеется настоятельная необходимость создания научно практических основ деятельности инновационной политики. Для этого можно использовать имеющиеся научные и практические разработки зарубежных ученых и первые положительные успехи в этой области российских предпринимателей.

Несмотря на сложное экономическое положение многих коммерческих организаций, в настоящее время начинает проявляться тенденция к усилению их инновационной активности, особенно в области продуктовых и технологических инноваций. Это требует соответствующих финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов, а также специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров в области экономики, организации и управления инновационными процессами.

Важное место для дальнейшего развития и повышения экономической эффективности инновационной деятельности коммерческих организаций занимает научно обоснованная инновационная политика администраций регионов, крупных городов и муниципальных образований. Это позволяет создать благоприятные экономические и административно-правовые условия для деятельности коммерческих организаций при создании и внедрении инноваций.

Государственная инновационная политика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т. д.).

Меры по реформированию российской статистики принятые в последнее время, способствовали не только качественному совершенство­ванию ряда традиционных ее разделов, но и появлению совершенно новых направлений, нацеленных на исследование актуальных аспектов экономического и социального развития страны в современных услови­ях и на перспективу. Среди них и статистика науки и инноваций, призванная от­разить процессы создания, внедрения и распространения на рынке новых либо усовершенствованных продуктов, услуг, технологических процессов. Основные задачи статистики науки и инноваций охватывают также измерение ресурсов, направляемых на инновационную деятельность, оценку факторов, благоприятствующих инновациям или тормозящих их, анализ влияния инноваций на результаты деятельности предпри­ятий.

Цель данной работы рассмотреть научно практические основы государственной инновационной политики, правовую базу, статистику инновационной деятельности, проблемы и пути их решения.

 

Глава 1. Статистическое изучение инновационной деятельности

Понятие, значение инновационной деятельности и ее регулирование

В последние годы российская наука столкнулась с очень серьезными проблемами. С переходом к рыночным отношениям численность исследовательского персонала в нашей стране сократилась в несколько раз. Десятки тысяч ученых покинули страну, другие занялись посредническим или торговым бизнесом. Причина такого положения хорошо известна – недостаток финансирования. Сегодня по затратам на НИОКР на душу населения мы уступаем мировым лидерам в десятки раз.

Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.

Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным с многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.

Сложившаяся ситуация с финансированием науки вызвала вполне закономерную реакцию – в средствах массовой информации не прекращается публикация статей в защиту российской науки. Приводятся весьма пессимистические и тревожные прогнозы, делаются выводы типа «у последней черты» и т. п. Однако многие авторы подобных публикаций забывают, что наука – это затратная статья бюджета для любого государства. И в теперешних экономических условиях, к сожалению, нельзя финансировать науку так, как это делалось ранее.

Пока российские технологии сохраняют сравнительно высокий рейтинг. Отрадно, что, несмотря на объективные трудности в сфере финансирования российской науки, сегодня можно назвать немало технологических направлений, по которым российские разработчики еще сохраняют мировое лидерство. Исследования показали, что в половине технологических направлений в России есть существенные технические или приоритетные достижения в конкретных областях. А, например, в ряде разделов лазерной технологии, ядерной техники, неразрушающего контроля и других направлениях российские разработчики держат мировое лидерство.

Есть и другие оценки, которые, в частности, получены в результате поиска российских технологий по 200 запросам иностранных компаний, проведенных фирмой Техноконсалт. Фактически такая оценка отражает мнение иностранных заказчиков из США, Японии, Южной Кореи, Западной Европы. Результат весьма обнадеживающий – 60% российских технологий были признаны соответствующими мировому уровню.[27,с.60-61]

Сегодня практически в любой отрасли можно найти технологии с хорошим экспортным потенциалом. На оборонных предприятиях имеется огромное число разработок так называемого двойного назначения, т.е. таких, которые могут использоваться как в военных, так и мирных целях. Этот потенциал по своим возможностям во многих случаях не уступает западному уровню с точки зрения конкурентоспособности и применением уникальных технологий.

Реализация инновационной продукции не превышает 10% общего объема реализации товаров предприятиями. Спрос на отечественную научно-техническую продукцию на внутреннем и внешнем рынках остается крайне низким из-за ограниченных финансовых возможностей российских покупателей, а также из-за того, что она не всегда сориентирована под конкретные заказы. Развитие российской прикладной науки тормозится также практическим отсутствием платежеспособного спроса на передовых технологии промышленных предприятий. Естественно, в этих условиях многие научные институты стали искать связи с зарубежными заказчиками. Причем «на продажу» предлагаются весьма разнообразные услуги – от готовых разработок и технологий до выполнения разовых исследовательских контактов с соответствующей передачей интеллектуальной собственности. Некоторым это удается, но в основном из-за низкой продажной стоимости интеллектуального российского потенциала.

Без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.

Разделим регулирование на два вида: государственное регулирование и рыночное регулирование.

Государственное регулирование. Создание благоприятных условий для развития инновационных процессов – прежде всего забота органов государственной власти. Анализ государственной инновационной политики развитых стран, таких, как США, Великобритания, ФРГ, Китай, Австралия и ряд других показывает, что ключевым ее моментом является формирование в наукоемких отраслях промышленности эффективных механизмов взаимодействия между государственными и частными секторами экономики. Причем, там, где имеют место высокие риски вложения капитала, длительные сроки окупаемости и высокая конкуренция, необходимы высокий уровень менеджмента, наличие поддерживающей инфраструктуры и стимулирующей нормативно-правовой базы.

Налоговая и таможенная системы, законодательное обеспечение добросовестной конкуренции, охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность создают у всех участников инновационного процесса высокие мотивации в быстром использовании результатов научных исследований и разработок.

В Минпромнауки России при отработке технологий государственной поддержки инновационных проектов исходят из следующих принципов:

· Государство не должно руководить реализацией проекта и регулировать коммерческие отношения его участников, оно только содействует им в достижении успеха;

· Средства для выполнения НИОКР должны играть роль катализатора для привлечения внебюджетных средств и стимулировать долевое финансирование из различных источников;

· Обязательный конкурсный отбор проектов, претендующих на финансирование.

Рыночное регулирование. Целесообразность конкретной инновационной деятельности, в конечном итоге, определяет рынок, но в условиях высокой конкуренции лишь 6-8 % научных исследований реализуется в новый продукт или технологию. Из этого следует, что при проведении исследований или разработок экономически целесообразно прекращать или перепрофилировать те из них, которые не подтвердили или потеряли коммерческий потенциал. Поэтому уже на ранних стадиях НИОКР формирования на их основе инновационных проектов решения вопроса о внедрении в производство научных результатов необходимо предусмотреть механизмы отбора тех из них, которые могут быть востребованы рынком. Это позволит исключить ситуации, при которых значительное число профинансированных в полном объеме и завершенных исследований не находят практического применения.

Следует подчеркнуть, что речь не идет НИОКР, ориентированных на создание нового наукоемкого рыночного товара, а не о госзаказе. Такую оценку следует проводить постоянно перед каждой стадией инновационного цикла, так как на каждой из них происходит увеличение затрат примерно в 10 раз.[37,с.18-19]

Рыночное регулирование инновационной деятельности должно обязательно сочетаться с государственной поддержкой, выражающейся, главным образом, в стимулировании этих процессов, создании благоприятных правовых и финансовых условий для развития, особенно на начальных этапах. В то же время для проектов, непосредственно ориентированных на коммерческий успех, она должна сочетаться с финансовыми организационным участием заинтересованных субъектов рынка.

Инновационная политика как объект управления

Сегодня не возникает сомнений в том, что только инновационная система может быть конкурентоспособной и эффективно развиваться в рыночной среде. Управление инновационной деятельностью должно учитывать особенности культурных, исторических и географических особенностей территорий. Реализация инновационной политики возможна, если в структуре управления областной и городской администрации эффективно работают комитеты или иные структуры, определяющие и способствующие реализации данной политики.

Каждое общество существует в своей локальной и глобальной среде, которая определяет господствующие идеи века, технологию, институты, обычаи. Экономическая система создается во взаимодействии внутренней культуры, институтов и политики с локальной и глобальной средой. Сначала формируется культура, которая затем вместе с другими факторами помогает становлению экономической системы.

Проблема формирования рыночной культуры бизнеса за последние годы в России трансформировалась в необходимость именно инновационной культуры на уровне государства. Практика рыночных условий заставляет каждую систему вводить разнообразные новшества с учетом изменений, происходящих во внешней среде. Система, которая не устает совершенствоваться, постоянно вносить изменения в систему управления, социальную и экономическую среду, имеет хорошие шансы сохранить свои конкурентные преимущества. Системе, как основе её развития присущи виды деятельности:

 

Рис. Основные виды инновационной деятельности системы[34,с.21-23]

В результате изменения внешней среды возникают как новые потребности, так и новые знания.

Перспективы развития инновационной деятельности в экономике России связаны, прежде всего, с «Основами политики Российской федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», обсужденными на совместном заседании Совета безопасности РФ и совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года и утвержденными Президентом В.В Путиным 30 марта 2002 года.[38]

В этом документе признаны два главных взаимосвязанных направления государственной политики в этой области:

- Формирование национальной инновационной системы

- сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса страны

Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научные инновации – это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений с целью их реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей или рынка. Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. Реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Следовательно, инновацию необходимо рассматривать неразрывно с инновационным процессом.

Инновации присущи в равной степени три свойства: Научно-техническая новизна, спрос, реализуемость.

Рассмотрим два варианта инноваций:

 

 

В соответствии с первым вариантом эффективность инновационной деятельности определяется не только внутренними возможностями организации, т.е. качественными характеристиками ресурсов данного предприятия, но и внешними составляющими данного процесса, такими, как спрос на новации и маркетинговая деятельность. В данном варианте новация «ищет» свое применение.

 

 

В соответствии со второй моделью новация – это завершающий этап инновационной деятельности, так как процесс инновационной деятельности начинался с исследования рынка и формирования спроса, только после этого данная потребность была реализована в виде новации.

Исходя из данных моделей, инновационное поле для любой системы состоит из трех подсистем:

- инновационные разработки;

- подсистема маркетинга (формирование спроса на инновационный продукт);

- подсистема реализации инновационного продукта.

Данная модель универсальна для управления инновационной деятельностью при развитии любой системы.

Так инновация в системе формирования и развития кадровой политики области – это новые методы, технологии, принципы и структура процесса развития и использования кадрового потенциала области.

Инновационность концепции формирования кадровой политики в условиях рыночных трансформаций заключается в следующих положениях:

- гибкость и адаптивность стратегии формирования развития кадрового потенциала;

- соединение человека с собственностью и властью, обеспечивающее свободу каждого в выборе вида трудовой деятельности;

- признание права многих субъектов решать вопросы воспроизводства кадрового потенциала;

- активное участие в выборе кадровой политики и ее реализации;

- гибкие механизмы и инновационные технологии кадровой деятельности;

- непрерывное обновление инновационных технологий;

- социальная ответственность при формировании и развитии и использовании кадрового потенциала области;

- постоянная обновляемость технологий, методов и подходов при формировании кадровой политики.

Обязательным условием формирования инновационной культуры является разработка региональных программ поддержки инноваций. В структуре управления городской и областной администраций должны эффективно работать комитеты или иные структуры, определяющие и способствующие реализации инновационной политики. Документально оформленные положения данной политики должны содержать набор основных проектов и мероприятий, реализация которых направлена на развитие конкурентоспособных производств и технологий, использование местных природных ресурсов, производственного и трудового потенциалов, создание продуктовых и технологических новшеств и др.

Управление инновационной деятельностью в рыночных условиях для России должно учитывать особенности культурных, исторических и географических особенностей территорий. Процесс управления должен выявить факторы, тормозящие и способствующие нововведениям. Огромную роль при формировании инновационной культуры играет создание современных инновационных систем:

- Сети органов и организаций, осуществляющих создание, накопление, передачу и использование информации;

- Освоение Российским обществом информационной культуры и приобретение компьютерной грамотности;

- Формирования банков данных по различным направлениям.

Для эффективности формирования информационных кадровых потоков региона и координации действий необходимо соединить их в локальную единую сеть:

Рис. Взаимодействие «Ассоциации» с кадрообразующими структурами региона[34,с.21-23]

 

Каждая структура, входящая в данную «Ассоциацию», выполняет определённые функции на региональном рынке труда и, в конечном итоге, формирует кадровый потенциал и среду развития и использования данного потенциала. В «Ассоциацию» они объединяются, в основном, для получения реальной информации о рынке труда и рыночной среде, при этом выполняя самостоятельно свою функцию на должном уровне. Более подробный анализ их деятельности позволит определить их слабые стороны деятельности данных структур, а следовательно, разработать эффективную модель формирования кадрового потенциала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: