Оценочный метод определения себестоимости (Estimated Cost System)

Метод учета, при котором в кредит счетов незавершенного производства и в дебет счетов запасов готовой продукции относятся не фактические, а оценочные величины затрат.

Очередь (Queue)

Цепочка клиентов, файл, или список позиций, подлежащих обслуживанию или обработке.

Партия (Lot)

1. Некоторое количество товара, изделия, материала, перемещаемое, производимое или складируемое как «единая партия».

2. Группировка продукции по некоторому признаку. Термин имеет более универсальное значение и применяется для обозначения некоторого количества товара, изделия, материала, обладающего общими свойствами, но при этом не обязательно одновременно перемещаемого. Например, если при поставке часть товара испорчена и должна быть складирована и учтена отдельно, для этого может быть использован признак партии. Если такое происходит регулярно, то партии «кондиционный товар» и «некондиционный товар» будут пополняться разными поставками, показывая общее количество товара данной группы.

Паспортная мощность (Design Capacity)

См. Номинальная мощность (Theoretical Capacity).

Паушальная закупка (Basket Purchase, Lump-Sum Purchase)

Приобретение группы активов как одной единицы активов (в особенности – капитальных активов) по цене общей суммы договора, которую впоследствии необходимо распределить между различными активами или группами активов.

Паушальная цена – общая цена без дифференциации ее составляющих (п. 1.6 приказа ГТК РФ от 8 мая 1997 г. № 251). Таким образом, речь идет о закупке, когда оплачивается не какой-либо отдельный объект, а их совокупность, представляющая собой комплекс. Соответственно цена каждого объекта из документов не вытекает, а ее следует определять впоследствии.

Первичные затраты (Prime Cost)

Сумма прямых материальных и трудозатрат.

Первичный документ (Journal Voucher)

Оправдательный документ, оформляемый при проведении хозяйственных операций, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно по окончании операции (п. 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Первоначальная стоимость (Original Cost)

См. Стоимость приобретения (Acquisition Cost) и Историческая стоимость (Historical Cost).

Переменные затраты (Variable Cost)

Операционные затраты, которые прямо и пропорционально изменяются при изменении объема производства или реализации, использования мощностей, либо другой метрики деятельности. Примерами являются потребленные материалы, прямые трудозатраты, производственная электроэнергия,, а также комиссионные с продаж. Ср. с Постоянные затраты (Fixed Cost).

Переменные затраты пошаговые (Step Variable Cost)

Затраты, увеличение которых происходит поэтапно с ростом объема деятельности.

Периодическая инвентаризация (Periodic Inventory)

Метод определения остатков запасов, заключающийся в сравнении реально подсчитанных на конец каждого периода остатков с данными по остаткам согласно учетным регистрам; поступления запасов в течение периода учитываются на счете закупок, а не на счете учета запасов, как это принято в системе непрерывной инвентаризации. Балансовая стоимость запасов в учетных регистрах остается неизменной до тех пор, пока не будет произведена следующая инвентаризация. Стоимость реализации за период рассчитывается следующим образом: (a) к чистой сумме закупок или к себестоимости произведенной продукции прибавляется стоимость начальных остатков запасов (эта стоимость определяется в конце предшествующего периода), а затем (б) из полученной суммы вычитается стоимость конечных остатков запасов согласно проведенной в текущем периоде инвентаризации.

В данном случае речь идет о стоимостном методе учета товара (обычно применяется натурально-стоимостной метод, когда учитывается каждая единица товара), когда аналитический учет движения товаров не ведется, а себестоимость реализованных товаров определяется исходя из данных инвентаризации. Данный подход аналогичен методу учета товаров по продажным ценам, который используется только для розничной торговли. Однако в российской практике проведение систематической инвентаризации не требуется, себестоимость реализованных товаров определяется расчетным путем.

Период окупаемости (Payback Period)

Период времени, необходимый для возмещения инвестиций.

В российской практике данное понятие чаще называют сроком окупаемости. Сроком окупаемости («простым» сроком окупаемости) называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Начальный момент указывается в задании на проектирование (обычно это начало нулевого шага или начало операционной деятельности). Моментом окупаемости называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным (Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики России, Минфином России, Госстроем России 21.06.1999).

Период планирования (Budget Period)

Период, на который составляется бюджет. Период может быть подразделен на ряд контрольных периодов. Обычно период планирования составляет один год.

Планирование и управление прибылью (Profit Planning and Control)

Системный метод выработки данных, используемый для планирования, согласования и управления деятельности предприятия для реализации задачи по обеспечению прибыльности.

Планирование потребности в материальных ресурсах (Material Requirement Planning, MRP I)

Ряд технологий, использующих данные ведомости основных материалов (BOM) о составе изделий и складских запасов, а также объемно-календарный план для вычисления потребности в материальных ресурсах. В ходе такого планирования даются рекомендации о выпуске заказов для пополнения материальных ресурсов. В дальнейшем, поскольку процесс спланирован по времени, даются рекомендации по перепланированию открытых заказов в случае, если даты готовности и даты потребности не совпадают. MRP на определенный период начинается с указания изделий, перечисленных в объемно-календарном плане (MPS), затем определяется (1) количество всех материалов и компонентов, необходимых для производства этих изделий, и (2) данные по этим материалам и компонентам. MRP осуществляется при помощи «разузлования» ведомости основных материалов (Вill of Materials – ВОМ), корректировки объема имеющихся или заказанных складских запасов и смещения чистой потребности в соответствии с необходимым временем выполнения.

Планирование потребности в материальных ресурсах с замкнутым циклом (Closed Loop MRP)

Идеология структуры управления предприятием, базирующаяся на планировании потребности в материальных ресурсах, которая включает в себя все функции, стандартно- (минимально) необходимые для реализации задачи управления, такие как планирование продаж и производственное планирование, объемно-календарное планирование и планирование потребности в производственных мощностях.

Обычно предполагает двухфазное планирование и управление, состоящее из «фазы планирования» и «фазы выполнения». Первая предполагает собственно реализацию методологии MRP II, которая заканчивается утверждением планов, вторая фаза включает функции выполнения планов – то есть осуществление закупок необходимых материалов и комплектующих, реализацию производственных заданий, отгрузку продукции потребителю. ТерминClose Loopподразумевает не только то, что обе фазы входят в общую систему, но также и то, что имеется обратная связь функций выполнения с плановыми функциями, так что планирование можно постоянно поддерживать в действительном состоянии. Однако реально «классические» продукты MRP II поддерживают именно двухфазную работу, так как частый перерасчет планов представляет существенную проблему и реально осуществим только на периодической основе (например, не чаще одного раза в сутки, желательно реже).

Планирование потребности в производственных мощностях (Capacity Requirements Planning, CRP)

Функция планирования, предназначенная для определения, измерения и коррекции необходимых ограничений мощности или уровней мощности.

Данный термин в MRP II относится к процессу детального определения количества труда и производственных ресурсов, необходимых для выполнения производственных задач. Открытые цеховые производственные задания и запланированные заказы системы MRP I (являются входными данными процесса CRP, который при помощи информации о маршрутизации деталей и данных о нормах времени (машин или рабочей силы) переводит эти заказы в необходимое рабочее время для каждого рабочего центра на каждый период планирования). И несмотря на то, что «черновое» планирование производственных мощностей (Rough-cut Capacity Planning – RCCP) уже могло показать, что существуют достаточные производственные мощности для выполнения объемно-календарного плана (Master Production Schedule – MPS), детальный анализ в рамках CRP может выявить их нехватку для некоторых периодов планирования, что может привести к необходимости изменения MPS.

Планирование производственных ресурсов II (Manufacturing Resource Planning, MRP II)

Метод планирования всех ресурсов производственной компании. В идеале это –оперативное планирование в единицах продукции, финансовое планирование в денежных единицах с элементами моделирования, то есть план может варьироваться в зависимости от ответов на вопрос: «что, если?..». Касается ряда функций, каждая из которых связана с остальными: бизнес-планирование, планирование продаж и операций, объемно-календарное планирование, планирование потребности в материалах, планирование потребности в производственных мощностях, а также систем поддержки производственных мощностей и материальных ресурсов. Выводы этих систем интегрируются с финансовыми отчетами, бюджетом перевозок и складским планированием в денежных единицах. Планирование производственных ресурсов – это прямое расширение концепции планирования потребности в материальных ресурсах (MRP) с замкнутым циклом планирования.

Планирование ресурсов (Resource Planning)

Планирование производственных ресурсов на уровне бизнес-плана. Процесс установления, измерения и коррекции пределов или уровней производственной мощности на длительный срок. Планирование ресурсов обычно основывается на производственном плане, но может быть продиктовано планами более высокого уровня за пределами временных рамок производственного плана, например бизнес-планом. Такое планирование, как правило, ведется в отношении ресурсов, приобретение которых требует большого периода времени. Принятие решения о планировании ресурсов всегда должно согласовываться с высшим руководством.

Планирование с участием исполнителей (Participative Budgeting)

Тип планирования, при котором руководители непосредственно участвуют в процессе подготовки бюджетов своих подразделений, проектов и другой деятельности. Ср. с Предписанный бюджет (Imposed Budget).

Плановая себестоимость (Production Budget)

Планируемая на определенный период себестоимость производства заданного объема продукции.

План по прибыли (Profit Plan)

См. Бюджет (Budget).

План счетов

1. Систематизированный перечень счетов (с именами и номерами счетов) для учета деятельности хозяйственной единицы.

2. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка) (Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: