4.1. Малооборотные дизельные силовые установки из-за своей высокой экономичности, благодаря низким удельным расходам топлива, использованию дешевого топлива, высокого КПД установки, большого моторесурса в настоящее время на гражданских судах наиболее распространены.
4.2. Теплоходы (т/х) - при ограничении размеров машинного отделения устанавливаются среднеоборотные дизели, размер которых значительно меньше, но для передачи на винт необходим редуктор.
4.3. Паротурбоходы (птб/х, тб/х) -в тех случаях, когда необходима очень большая мощность, и при ограничении размеров машинного отделения на суда устанавливаются паровые турбины (с паровыми котлами).
4.4. Газотурбоходы (гтб/х), или газовые турбины. При газовой турбине допустим минимальный объем машинного отделения, но требуется высококачественное и дорогое топливо при большом удельном расходе. Сокращение объема МО эффективно для судов, провозоспособность которых определяется объемом грузовых помещений: ролкеры, контейнеровозы, лихтеровозы.
|
|
4.5. Атомоходы (а/х) - суда с атомной силовой установкой.
4.6. Дизельэлектроход (дэ/х) - приводом гребного винта является электромотор, а энергию для него вырабатывает дизель.
5. По виду движителя (движитель – устройство, преобразующее энергию главного двигателя в энергию по преодолению сопротивления воды движению судна) суда разделяются на:
5. 1. С гребным винтом (наиболее распространенный движитель);
5.2. С крыльчатым движителем (эти движители обеспечивают высокую маневренность судну, но несколько меньший КПД);
5.3. С воздушным винтом;
5.4. С водометным движителем (высокопроизводительный насос выбрасывает струю воды, реакция которой движет судно) - используется на мелководье;
5.5. Колесные (движитель - гребное колесо).
5.6. Парусные (движитель - парус). Парусные суда по виду парусного вооружения можно разделить на:
5.6.1. Kорабль (фрегат) – парусное судно с полным парусным вооружением, несущее на всех мачтах прямые паруса, а на бизань мачте дополнительно – косой;
5.6.2. Барк - судно, имеющее три или более мачты, последняя из которых (сухая) вооружена косыми парусами.
5.6.3. Бриг - двухмачтовое с прямыми парусами на обеих мачтах и косым парусом на грот-мачте;
5.6.4. Баркентина - судно, имеющее три или более мачты, первая из которых имеет прямое вооружение, а остальные – косое;
5.6.5. Бригантина - двухмачтовое судно, на первой мачте несущее прямые паруса, а на задней – косые;
5.6.6. Гафельная шхуна – двух (или более) мачтовое судно с гафельным вооружением;
5.6.7. Марсельная шхуна - судно, имеющее в дополнение к гафельному вооружению прямые паруса (марсели) на передней мачте;
|
|
5.6.8. Бермудская шхуна - шхуна, вооруженная косыми (без гафелей) бермудскими парусами;
5.6.9. Стаксельная шх уна - шхуна, вооруженная вместо триселей стакселями;
5.6.10. Стаксельный кеч - двухмачтовое судно, вооруженное стакселями, задняя мачта установлена впереди головки балера руля;
5.6.11. Гафельный кеч - то же, что стаксельный, но вместо стакселей вооружен гафельными парусами (триселями);
5.6.12. Бермудский иол - двухмачтовое судно, снабженное бермудским вооружением, задняя мачта установлена на срезе кормы (сзади головки балера руля);
5.7. Гребные (движитель – весло).
6. По характеру движения суда разделяются на:
6.1. Водоизмещающие - вытесняющие корпусом воду, что обеспечивает их поддержание на воде (надводные суда) и под поверхностью воды (подводные суда);
6.2. Глиссирующие - быстроходные катера, при движении которых на днище возникает гидродинамическая подъемная сила, под действием которой судно частично выходит из воды - глиссирует (при этом уменьшается сопротивление движению и повышается скорость);
6.3. На подводных крыльях (СПК), которые имеют под днищем специальные подводные крылья, создающие при движении гидродинамическую подъемную силу, полностью выталкивающую судно из воды, что позволяет увеличить скорость этих судов до 50 узлов;
6.4. На воздушной подушке (СВП), под днищем которых вентиляторами создается повышенное давление, и судно поднимается над водой на 0,2-1,5 метра, что резко уменьшает сопротивление движению судна;
6.5. Экранолланы - (в стадии исследований и проектирования) аппараты, летающие вблизи поверхности воды, что обеспечивает значительное увеличение подъемной силы при меньших затратах мощности (скорость до 400км/час).
7. По материалу корпуса суда подразделяются на: .-,.....
7.1. Стальные - большинство современных судов;
7.2. Из легких сплавов - небольшие и скоростные суда (на подводных крыльях, на воздушной подушке, спасательные шлюпки и т. д.;
7.3. Пластмассовые - небольшие суда, катера;
7.4. Железобетонные - стояночные (стоечные) суда, плавпричалы, плавмастерские, плавдоки;
7.5. Деревянные - небольшие рыболовные, спортивные...;
7.6. Композитные — корпус судна из двух или трех материалов (сталь+легкие сплавы - пассажирские суда; бетон+сталь — плавдоки и т.д.).