Резервы роста прибыли предприятий

Вопрос, за счет чего можно улучшить финансово-экономическое состояние фирмы, волнует не только руководителей, но и всех сотрудников. Можно выделить следующие направления повышения финансовой эффективности предприятия:  

     -использование быстро реализуемых резервов за счет рациональных управленческих решений. Подобные изменения реализуются обычно всего за 2-4 месяца и способны дать до 20% прироста эффективности.

- структурные изменения за счет коренного усовершенствования ассортиментной политики (снижение доли низко рентабельной продукции) и технической политики (уменьшение удельного веса применения неэффективной техники и технологии). Реализуются эти меры за 5-8 месяцев и могут дать до 40% повышения эффективности.

  - формирование инновационных процессов, включая создание и внедрение новых эффективных услуг, продуктов, технологий, экономических механизмов и т.д. Реализация этих изменений требует до года - полутора. Через год они могут дать примерно 10-20% прироста эффективности, через 2 года - до 60-70%. В дальнейшем - до 30% ежегодно в течение 2-3 лет.

Последний, инновационный путь развития - единственный, который не является одноразовым мероприятием, а способен обеспечить постоянный прирост экономических результатов и, соответственно, поддерживать конкурентоспособность фирмы.

В реформировании предприятий с целью существенного повышения прибыли заинтересованы:

-сами компании, поскольку улучшается их финансово-экономическое положение;

- федеральные и региональные власти (обеспечение прироста доходной части бюджета, повышение уровня жизни населения).

- территориальные агентства федерального управления по делам о несостоятельности и банкротстве;

- банки, инвестиционные фонды и другие инвесторы, поскольку снижается риск невозврата кредитов.

Финансовый успех фирмы во многом зависит от слаженной работы руководителя, главного бухгалтера, юриста. Данные бухгалтерского учета очень важны для принятия конструктивных управленческих решений. Одна из серьезных проблем руководителя фирмы сегодня- то, что на основании имеющейся бухгалтерской информации невозможно принятие оптимальных управленческих решений. Бухгалтерский учет выступает ныне регистратором произведенных затрат по факту в соответствии и действующим законодательством, инструкциями, в том числе и установленными налоговыми службами.

Чтобы решить эту проблему, понадобился механизм управления затратами. Необходим адекватный учет затрат в себестоимости продукции. Чтобы создать логичную систему расчета себестоимости, нужно прежде всего тщательно квалифицировать весь ассортимент, выпускаемый фирмой. Цель квалификации - обеспечить возможность управления ассортиментом. Затем необходимо создать аналогичное «дерево» затрат. Если разновидностей видов затрат на одном уровне окажется слишком много и они по абсолютным величинам между собой различаются в десятки раз, то учет затрат будет неэффективным. Поэтому их необходимо классифицировать так, как это удобно менеджеру или финансовому директору фирмы. Почему это столь важно для менеджера? Он обязан изучить внешнюю ситуацию на рынке аналогичных товаров. Такие обстоятельства, как мода, технический прогресс требуют постоянного обновления предложения товаров и услуг. Правильно оценивая перспективы на рынке, то, что выпускает предприятие, какие затраты несет фирма при производстве того или иного товара, менеджер способен принимать решения - стоит ли ввести в производство новинку или модернизировать прежний продукт или же вовсе отказаться в силу несостоятельности или не конкурентоспособности

Чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятие вынуждено изменить механизм ценообразования, который строится на затратной основе (когда себестоимость служит основой для цены). Цена призвана определяться рынком, на основе маркетинговых исследований. Психология производства меняется, когда отпускная цена и качество заданы извне, а не изнутри. Отсюда необходим переход от принципа минимизации издержек к принципу оптимизации затрат по всем производственным и коммерческим процессам при соблюдении заданной цены и качества.

Динамический метод учета затрат дает объективную методику оценки деятельности подразделений предприятия, открывает менеджеру возможность руководить экономикой и финансами предприятия, а не наблюдать за ними. Поэтому вполне оправданно создание на предприятии службы контроллинга, которая не только будет вести управленческий учет, но и выполнять ревизионные функции.

Важно создать полноценную экономическую службу. Для этого целесообразно:

n сформировать специальное подразделение, которое будет разрабатывать и применять систему управленческого учета и динамического метода расчета себестоимости;

n обеспечить квалификацию ассортимента и затрат в соответствии с основополагающими принципами, которые менеджер положил в основу своей работы;

n внедрить инспектирование всех производственных подразделений для определения структуры и механизма формирования затрат, а также оценки их целесообразности и обоснованности;

n создавать учетную аналитическую базу данных, в которой бы применялись отмеченные выше принципы, гарантировать ежемесячную информацию об эффективности работы подразделений и структуре себестоимости по ассортименту.

В России многое не так, как у других Даже если товар произведен, а маркетинговые исследования показывают благоприятный прогноз для его продажи, места спокойствию нет. Одной из наиважнейших проблем современного российского бизнеса являются неплатежи. Предприятия не могут получить деньги за отгруженный товар или оказанные услуги. Встает вопрос: откуда будет финансироваться зарплата работников, из каких средств платить налоги в бюджет и внебюджетные фонды?

Неплатежи - палка о двух концах. Государство повышает налоги, чтобы залатать дыры в бюджете, но собираемость налогов низкая, и подобными действиями государство продолжает ее снижать. Именно налоговая система в ее нынешнем виде выступает главным препятствием на пути экономического роста. Налоги, которые платит честный бизнесмен, часто являются причиной нехватки собственных средств для расчетов с поставщиками и кредиторами. Государство, недобирая налоги в свой бюджет, наращивает внешний долг, само выступает ‘злостным’ неплательщиком перед населением, предприятиями, работающими по государственному заказу.

Сейчас в России методами проб и ошибок идут к определенному решению этой проблемы, хотя дорога к нему может длиться не один год. Налоговые системы других стран складывались десятилетиями и даже веками. Они соответствуют историческому развитию своих государств. В России фискальные службы выполняют задачу тоталитарного государства - контролируют общество, тогда как в действительно демократической стране характерен действенный контроль общества за государством. Проблемы сбора доходов стали причиной бюджетного кризиса.

Трудно сказать, насколько увеличит государство свой бюджет за счет сбора налогов, но это безусловно приведет к увеличению числа предприятий, которые будут всячески скрывать свои доходы, что еще снизит поступление налогов в бюджет. Руководству российской фирмы приходится искать пути решения этой проблемы. Материальное положение работников фирмы играет немаловажную роль в выживании и успешной деятельности предприятия. Если менеджер не пойдет на сокрытие части доходов, то он может потерять работников (скорее всего лучших, которые уйдут в другую фирму, где заработная плата будет идти от теневой экономики).Получается, что государственные законы, указы, положения и инструкции вынуждают предприятия их нарушать и укрываться от налогов. Вероятно, резко увеличится количество обанкротившихся предприятий или попавших в кризисное положение. Но лучшие выживут и будут развиваться. Хотелось бы, чтобы фирма «Форпост ЛТД»  была в их числе

 


3.2 Рекомендации по увеличению прибыли в ООО «Форпост ЛТД»

Руководству предприятия необходимо стремиться к увеличению выручки от реализации продукции. Например, увеличить выручку на 10% с 8329,3 тыс. руб. до 9162,2 тыс. руб. не выходя за пределы релевантного диапазона. Общие переменные расходы составляют в исходном варианте 76% себестоимости, т.е. 5293,4 тыс. руб., постоянные расходы 1671 тыс. руб. Проведем расчет суммы прибыли соответствующей новому уровню выручки от реализации двумя способами:

1. Традиционный способ.

Суммарные переменные расходы следуя за динамикой выручки, должны возрасти на 10% и составить 5822,7 тыс. руб. Прибыль будет равна: 9162,2 - 5822,7 - 1671,6 = 1667,9 тыс. руб. против прежних 1363,5 тыс. руб. (см. приложение № 2).

Темп роста суммы прибыли составляет 122,3%, т.е значительно выше темпов роста выручки.

2 способ - сила воздействия операционного рычага

(8329,3 - 5293,4): (8329,3 - 5293,4 - 1671,6) = 2,23.

Это значит, что 10-процентное увеличение выручки должно принести рост прибыли на 10*2,23=22,3%. Следовательно прибыль должна составить 1363,5*1,223=1667,9 тыс. руб.

Важным фактором, от которого зависит прибыль предприятия, является уровень отпускных цен на продукцию. Фирма «Дубрава» продает свой паркет не пол самым высоким ценам.   

Фирма имеет основные средства, прежде всего в виде 100 кв. м. под сушильной камерой. Она хотя и уникальна наличием пара, но используется не эффективно. Это связано с тем, что у нее большая площадь, которая на очень большие объемы сушки. Такие заказы на сушку дуба большая редкость. В связи с этим можно сушильную камеру уменьшить, а площадь под паркетную заготовку увеличить.           

ООО «Форпост ЛТД» замкнулась на внутриреспубликанских потребителях продукции. Если за счет рекламы выйти на потребителей Москвы, Санкт-Петербурга и другие аналогичные крупные регионы, то реализация паркета может значительно возрасти.         

Фирме необходимо заключать прямые договоры со строительными фирмами «Инкост», «Клинкер», «Честр» на отделку квартир. Может уместно создать с ними совместное предприятие. Все это способствовало бы увеличению прибыли фирмы.                                                  

1. Ф Валовая маржа: Выручка от реализации Минус Переменные издержки: Материалы переменная зарплата другие переменные издержки Итого переменных издержек Валовая маржа   (А)     (В)
2. Коэффициент валовой маржи:   Валовая маржа                                        = (В): (А) Выручка от реализации То же, в процентах: Процент      Валовая маржа        валовой =                                     *100%=(В): (А)*100  маржи  Выручка от реализации     (С)  
3. Постоянные издержки: Оклады, постоянная зарплата Арендные платежи Налоги Электроэнергия Газ Вода Телефон Почтовые услуги Страхование Ремонт Реклама Проценты за кредит Аренда Амортизационные отчисления Другие постоянные затраты Итого постоянных издержек     (D)
4. Порог рентабельности:  Сумма постоянных затрат                                            = (D): (С) Коэффициен валовой маржи     (Е)
5.Запас финансовой прочности 5.1 В рублях: Выручка от Порог рента- реализации  бельности = (А) - (Е) 5.2 В процентах к выручке от реализации: Запас финансовой прочности в рублях  = (F): (А) *100% Выручка от реализации   (F)   (G)
6. Прибыль: Запас          Коэффи- финансовой * циент = (F) * (С)  прочности       валовой в рублях          маржи     (H)
7. Сила воздействия операционного рычага: Валовая маржа = (В): (Н) Прибыль     (I)

 

 

 

Таблица 13

Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности

ООО "Форпост ЛТД" 2009 год  

  Исходный вариант Вариант 10-процент- ного роста выручки
Выручка от реализации переменные расходы   8329,3 5293,4   9162,2 5822,7
1. Валовая маржа 2. Коэффициент валовой маржи 3. Постоянные издержки тыс.руб. 4. Порог рентабельности  тыс. руб. 5. Запас финансовой прочности тыс. руб. 6. Запас финансовой прочности %   7. Прибыль тыс. руб. 8. Сила воздействия операционного рычага 3035,9 3035,9:8329,3=0,364     1671,6   1671,6:0,364=4592,3     8329,3-4592,3=3737   3737:8329,3*100=44,9   3737*0,3664=1363,5   3035,9:1363,5=2,23 3339,5 3339,5:9162,2=0,364     1671,6   1671,6:0,364=4592,3     9162,2-4592,3=4569,9   4569,9:9162,2*100= 49,9 4569,9*0,3644=1667,9   3339,5:1667,9=2,00

 

По мере удаления выручки от порогового значения сила воздействия финансового рычага ослабевает, а запас финансовой прочности увеличивается. Это связано с относительным уменьшением постоянных издержек в релевантном диапазоне.

Для определения перспектив работы фирмы Дубрава необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каков порог рентабельности.

2. Каким станет порог рентабельности, если арендная плата увеличится на 50% и составит 4,5 тыс. руб. в месяц или 54 тыс. руб. в год.

3. Каким будет порог рентабельности, если стоимость сырья возрастет на 30%.

4. Сколько нужно выпустить паркета, чтобы получить прибыли, например, 5000 тыс. руб. в год.

5. Каким будет порог рентабельности, если удастся увеличить цену 1 кв. м. паркета на 30%.

6. Какую прибыль можно ожидать при различных уровнях продаж.

 

Произведем расчет поставленных задач:

 

1. Порог рентабельности был определен в предыдущем расчете через коэффициент валовой маржи и он составил 4592,3 тыс. руб.

В натуральном выражении это составит

    4592300                    

 цена 1 кв.м. паркета = 38269 кв.м. паркета

      120 руб. 

то есть, чтобы сделать свою работу безубыточной нужно выработать продукции на 4592,3 тыс. руб. или в натуральном выражении это составит 38269 кв.м. паркета.

2. Если арендная плата АО Сосновское повысится до 4,5 тыс.руб. в месяц, то предприятию нужно будет выработать:

а) постоянные расходы 1671,6 + 18 = 1689,6

(арендная плата повысится с 36 тыс. руб. до 54 тыс. руб. в год

б) порог рентабельности

1689,6:0,364=4641,8 тыс. руб.

в) количество необходимой продукции

4641800:120=38681 кв.м.

то есть производство нужно будет увеличить на 1,1% (38681:38269*100=101,1%).

3. Если стоимость сырья возрастет на 30% то есть переменны  

а) расходы составят 5293,4*1,3=6881,4 тыс. руб.

б) валовая маржа составит 8329,3-6881,4=6881,4 тыс. руб.

в) коэффициент валовой маржи 1447,9:8329,3=0,1738

г) порог рентабельности будет равен 1671,6:0,1738=9618 тыс.руб.

Количество продукции равно 80150 кв. м. Если стоимость сырья увеличится на 30%, а цены останутся неизменны - следует выпустить 80150 кв.м. паркета.

4. При увеличении цены реализации со 120 руб. за кв.м. до 156 руб. показатели будут следующие:

а) валовая маржа=выручка 10828-5293,4=5534,7 тыс. руб.

б) Коэффициент валовой маржи=5534,7:10828=0,5111

в) порог рентабельности=1671,6:0,511=3271,2 тыс. руб.

или в натуральном выражении 20969 кв.м. паркета.                                                                                                      

4. Для получения прибыли 5000 тыс.руб. в год сумма валовой маржи должна быть

а) 1671,6+5000=6671,6 тыс. руб.

б) Нужно вырабатывать продукции на 6671,6:0,3645=18303 тыс.руб.

В натуральном выражении это составит:

18303000:120000=152528 кв.м. паркета.

В ценах, повышенных на 50% это составит:

18303000:156000=117327 кв.м.

Определения сумм прибыли, соответствующих различным уровням выручки удобно производить графически

а) задаем произвольно объем продаж, например выручка равна 12 млн. руб. 100 тыс. кв. м. (точка А)

б) проводим линию постоянной издержи (точка С)

в) исчисляем переменные издержи для заданного объема продаж

120*0,76*100=9120 тыс. руб.

Добавляем переменные издержки к постоянным, получаем:

9120+1671,6=10791,6 тыс. руб.

Отмечаем точку Б. Соединяем точки Б и С.

В результате сделанных выше расчетов можно рассчитать запас финансовой прочности. Он показывает, какое падение выручки может выдержать бизнес, прежде чем начнет нести убытки. Большой запас финансовой прочности служит «подушкой», маленький - предупреждением. Процентное выражение запаса финансовой прочности используется для оценки степени риска бизнес-плана. Чем ниже этот процент, тем выше риск.

Для ООО "Форпост ЛТД" запас финансовой прочности составляет по отчетным данным - 3737 тыс. руб.

по прогнозным - 4569,9 тыс. руб.

 

Запас прочности в процентах 44-49%. Это значит, что падение выручки на 44% не принесет пока убытков.

Если сумма выручки растет, то растет и запас финансовой прочности.

В результате сделанных расчетов в табл. №        можно проанализировать и силу воздействия финансового рычага так, если выручка сократится на 30%, то прибыль сократится на 30*2,23=66,9%, то есть удастся сохранить только 1/3 прибыли.

При сокращении выручки на 100%:2,23=44,8% предприятия получит нулевую прибыль.

На основе проведенных расчетов можно сделать выводы:

1. Повышение отпускной цены на продукцию на 10% вызывает увеличение прибыли на 0,94, то есть на 94%.

2. Увеличение объема реализации на 10% ведет увеличению объема прибыли на 10*2,23=22,3% (2,23 - сила воздействия финансового рычага).

3. Увеличение стоимости сырья на 10% вызывает уменьшение прибыли на 38,8%
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цена, себестоимость и другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

Прибыль - один из основополагающих показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятий и объединений. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется финансовое положение предприятия, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников, гарантии полноты и своевременности выполнения обязательств перед финансовой системой.

Прибыль - основной источник финансирования предприятия по научно-техническому и социальному развитию предприятий и объединений. За счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региона и местных органов власти. От их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития России, отдельных регионов, преумножение общественного богатства и в конечном итоге повышение уровня жизни народа.

На прибыль оказывает влияние множества факторов и требуется проведение глубокого анализа для решения задач любого бизнеса. Ключевыми элементами управления прибылью выступают пороговые показатели деятельности предприятия: критический объем реализации, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Практически все они связаны с понятием «валовая маржа», которое показывает результат от реализации за вычетом переменных затрат.

Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации (за счет объема) приводит к еще более интенсивному изменению финансового результата (прибыли или убытка). Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на результат финансово-экономической деятельности предприятия при изменении объема производства.

Если порог рентабельности пройден, доля постоянных затрат снижается и сила воздействия операционного рычага уменьшается. Напротив, повышение удельного веса постоянных затрат усиливает действие производственного рычага.

Исследуем все эти параметры на примере деятельности ООО «Форпост ЛТД». За 2009 год прибыль фирмы составила 1363,5 тыс. руб., против 4881,5 тыс. руб. в 2008 году, то есть прибыль сократилась в 3,5 раза. На сокращение прибыли повлияли следующие факторы:

n снижение объема выручки уменьшило прибыль на 3703,8 тыс. руб.

n прирост цен увеличил прибыль на 219 тыс. руб.

n увеличение себестоимости привело к потере прибыли на 33,3 тыс. руб.

Рентабельность ООО «Форпост ЛТД» за 2009 год составило 16,37%, что на 0,36% меньше 2008 года. На уровень рентабельности значительное влияние оказали увеличение фондоемкости продукции, замедление оборачиваемости оборотных средств, увеличение амортизациеемкости и трудоемкости продукции.

 Все эти факторы сказали столь значительное влияние в связи с остановкой производства продукции.

Общая рентабельность предприятия увеличилась на 5% за счет получения арендной платы за имущество сдаваемое в аренду.

Запас финансовой прочности ООО «Форпост ЛТД» составляет 44%.

На основе проведенных расчетов можно сделать выводы:

1. Повышение отпускной цены на продукцию на 10% вызывает увеличение прибыли на 0,94, то есть на 94%.

2. Увеличение объема реализации на 10% ведет увеличению объема прибыли на 10*2,23=22,3% (2,23 - сила воздействия финансового рычага).

3. Увеличение стоимости сырья на 10% вызывает уменьшение прибыли на 38,8%

Любое предприятие стремится решать свои внутренние проблемы, осуществляя постоянный поиск новых направлений производства и работы фирмы в целом, понимая при этом необходимость убирать и заменять все бесперспективное. к сожалению, помощи извне нет. У государства не имеется нормальной схемы взаимодействия с промышленностью. Производители надеются на стабильное законодательно гарантированные правила хозяйствования, позволяющие предприятиям экономически крепнуть и развиваться, и инвестировать, внедрять новые технологии, улучшать условия труда. Однако этого пока нет. Нет стабильности налоговых, тарифных, бюджетных, валютных и прочих условий. Стабильна только непредсказуемость государственных действий в экономике. Нет защиты от внеэкономического вмешательства в дела предприятий, хотя имеет место практика произвольного изъятия денежных средств. Так, очень спорным является вопрос о политике штрафных санкций за несвоевременные отчисления в бюджет и внебюджетные фонды. С точки зрения здравого смысла пени должны начисляться за то, что в бюджет не перечислены средства, которыми предприятие реально располагает. Существующая же практика начисления пени и штрафов приводит к увеличению долгов предприятий, и, как следствие, усугубляет проблемы платежей. Нередки случаи, когда банки списывают средства на заработную плату в порядке бюджетных отчислений. В данном случае нарушаются не только юридические законы (отношения между банком и фирмой регулируются гражданским законодательством), нарушаются также требования экономических законов. Не выплатив зарплату, невозможно сформировать реальные издержки и доходы, а значит, определить реальную базу налогообложения. При таком порядке в бюджет попадают суммы, не полностью обеспеченные товарным покрытием, и он в какой-то части становится инфляционным. Аналогом предыдущего является процедура отчислений в Пенсионный фонд РФ.          Здесь правила предписывают перечислять средства по факту начисления зарплаты (без ее выплаты) и, в противном случае, начислять пени. Кроме всего прочего, в России фактически нет кредитования оборотных средств, без чего вообще немыслимо производство. Такие условия, разумеется, действуют не в пользу укрепления экономики предприятия и промышленности в целом.

Как практически используется потенциал финансового менеджмента для обеспечения стабильного хозяйственного положения фирмы? Абсолютное большинство российских предприятий, включая средние и многие крупные, стремятся, естественно, сохранить свои позиции на рынке. Для этого используются самые разные подходы. Практикуется, например, стратегия пассивного выживания. В ее рамках:

n уменьшение затрат путем «сброса» объемов производства и снижения его технологического уровня;

n сокращение занятости и заработной платы;

n стремление добиться государственных субсидий;

n использование чужих средств путем неплатежей (поставщикам, бюджету);

Более эффективной оказывается использование стратегии                                                                                    активного выживания, включающей:         

n поиск новых рыночных ниш, обновление продукции, ориентация на маркетинг;

n снижение первичных издержек (потребление энергии, воды и др.) посредством совершенствования технологий, изменения режима загрузки агрегатов, отказа от неприбыльных или убыточных производств;

n ограничение неплатежей и усиление зависимости предпринимательской деятельности от обеспеченности собственными средствами и условий рыночного кредитования;

n поиск новых организационных структур, например, (внутренний холдинг в сочетании с сохранением технологического и организационного ядра). Этой стратегии обычно присуща стабилизация или незначительный рост выпуска продукции.

Но самое рациональное - придерживаться стратегии развития (прогрессивное изменение не только количественных, но и качественных параметров бизнеса), опирающейся на:

n устойчивый рост производства, наращивание активов фирмы за счет повышения уровня загрузки мощностей и инвестирования в основной капитал;

n диверсификацию деятельности, в том числе и со сменой профиля производства;

n переход к новой структуре внутрифирменного управления и межфирменного партнерства.

Между пассивной и активной стратегиями нет «китайской стены». Основными препятствиями на пути к применению активной модели выживания являются дефицит собственных оборотных средств, невозможность его покрытия банковским кредитом и практически полное отсутствие средств для долгосрочного инвестирования.

Как видно из данных ООО "Форпост ЛТД"  пошла по пути сокращения объемов производства, не выдерживая конкуренции с более крупными предприятиями. В настоящий момент фирма находится в законсервированном состоянии и учредители склонны прекратить деятельность фирмы. Уход с рынка это не лучший метод решения проблемы, это признание бессилия и неумения адаптироваться в сложных экономических условиях.

Что можно сделать в положении сложившемся на текущий момент?

1. Фирма имеет основные средства прежде всего в виде 100 кв. м. под сушильной камерой. Она хотя и уникальна наличием пара, но используется не эффективно. Это связано с тем, что у нее большая площадь, которая на очень большие объемы сушки. Такие заказы на сушку дуба - большая редкость. Чаще требуется небольшой объем древесины. В связи с этим предлагаю сушильную камеру уменьшить до 30 кв. м. что позволит сушить одновременно 80-90 куб. м. древесины. Из 1 куб. м. паркетный заготовки получается 27-30 кв. м. паркета. Следовательно из 80 куб. м. будет получено 2400 кв. м. Процесс сушки занимает 12-15 дней. Значит можно сушить дуба в месяц на 5000 кв. м. паркета. Если 1 кв. м. стоит 150 руб., то выручка в месяц составит 750 тыс. руб., а в год 9000 тыс. руб.

Но при этом возникает возможность отказаться от аренды площадей в АО «Сосновское». Это даст экономию 4000 руб. в месяц. Вместо арендованных площадей разместить станки на освобожденной площади сушильной камеры - 70 кв. м. Это маловато для объемного производства, так как нет складских помещений, но выход может быть в строительстве второго этажа или антресолей (высота помещения 4 м.). Складирование паркета можно проводить тельфером, который имеется в сушильной камере. Все работы по реконструкции можно проводить за счет экономии средств по аренде площадей. Произведем расчет дополнительной прибыли.

Выручка 9000 тыс. руб. в год.

Средний уровень рентабельности - 16,3%

Дополнительная прибыль - 1473 тыс. руб.

2. Важным фактором, от которого зависит прибыль предприятия, является уровень отпускных цен на продукцию. ООО «Форпост ЛТД» продает свой паркет не по самым высоким ценам. Так конкурирующие предприятия ГП «Клеи» и ООО «Клеи» продают паркет по более высоким ценам. Как указывалось в расчетах в главе 3.1 увеличение отпускной цены хотя бы на 10% приведет к росту прибыли на

3. Фирма дубрава замкнулась на внутриреспубликанских потребителях продукции. Если за счет рекламы выйти на потребителей Москвы, Санкт-Петербурга и другие аналогичные крупные регионы, то реализация паркета может значительно возрасти.

4. Заключить прямые договоры со строительными фирмами «Инкост», «Клинкер», «Честр» на отделку квартир. Для этого вышеназванные фирмы нужно материально заинтересовать, то есть поделиться с ними получаемой прибылью. Может уместно создать с ними совместное предприятие.

 

          

 

                                  





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Части первая и вторая).- М.: ЮРКНИГА, 2007.- 416 с.

2. Банк В. Р. Финансовый анализ: учебное пособие / В. Р. Банк, С. В. Банк, А. В. Тараскина. - М.: Проспект, 2006. - 344 с.

3. Басовский Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие для вузов по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 365 с.

4. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для вузов / Т. Б. Бердникова М. ИНФРА-М, 2006. - 213 с.

5. Бочаров В. В. Комплексный финансовый анализ / В. В. Бочаров - СПб. [и др.]: Питер, 2005. - 432 с.: ил.

6. Васильева Л. С. Финансовый анализ: учебник для вузов / Л. С. Васильева, М. В. Петровская. - М.: КноРус, 2006. - 544 с.

7. Волков О. И. Экономика предприятия: курс лекций / О. И. Волков, В. К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 280 с.

8. Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие для вузов / Н. Л. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 490 с.

9. Дыбаль СВ. Финансовый анализ: теория и практика: учебное пособие / С. В. Дыбаль. - СПб.: Бизнес-пресса, 2004. - 300 с.

10. Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. - М.: Проспект, 2005. - 421 с.

11. Котляров С. А. Управление затратами: учебное пособие / С. А. Котляров. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 159 с.

12. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для вузов / Л. И. Кравченко. - 7-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2007 с. – 271 с.

13. Лебедева С. Н. Экономика торгового предприятия: учебное пособие / С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков, ред. С. Н. Лебедева. - 2-е изд. - Минск: Новое Знание, 2007.- 239 с.

14. Лиференко Г. Н. Финансовый анализ предприятия: учебное пособие / Г. Н. Лиференко. - М.: Экзамен, 2008. - 158 с.

15. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие для вузов/ Н. П. Любушин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 445 с.

16. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / В.И. Макарьева, Л.В. Андреева. – М.: Финансы и статистика, 2006. –262 с.

17. Маркарьян Э.А. Финансовый анализ: Учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2006. –217 с.

18. Незамайкин В. Н. Финансы организаций: менеджмент и анализ: учебное пособие / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2005. -511 с.

19. Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг / В.Ф. Протасов. – М.: Финансы и статистика, 2007. –534 с.

20. Просветов Г. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебно-методическое пособие/ Г.И. Просветов. – 2-е изд. – М.: Рус. Деловая Лит, 2008. – 191 с.

21. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 424 с.

22. Селезнева Н. Н. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 639 с.

23. Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие для вузов / И. В. Сергеев. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 574 с.

24. Титов В. И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия/: учебник / В.И. Титов. - М.: Дашков и К', 2006. - 349 с.

25. Финансы предприятий / ред.А.А. Фирсова. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 384 с.

26. Хамидуллина Г. Р. Управление затратами: планирование, учет, контроль, анализ издержек обращения / Г. Р. Хамидуллина. - М.: Экзамен, 2007. - 350 с.

27. Хамидуллина Г. Р. Издержки обращения: учет, анализ, контроль / Г. Р. Хамидуллина. - М.: Экзамен, 2006. - 319 с.

28. Черняк В. 3. Финансовый анализ: учебник / В. 3. Черняк. - М.: Экзамен, 2007.-414 с.

29. Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учебное пособие для вузов / А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова. – М.: ИНФРА-М, 2004. –537 с.

30. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: учебник для вузов / П.Н. Шуляк. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2004. –751 с.

31. Щербина А. В. Финансы организаций: учебное пособие / А. В. Щербина. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 506 с.

32. Экономика предприятия (фирмы): учебник для вузов / ред. О. И. Волков, ред. О. В. Девяткин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006.

33. Клишевич, Н.Б Финансы организации менеджмент и анализ: учебное пособие для вузов Н.Б.Клишевич.-М.:КноРус.2009-304с

34. Галицкая, С.В.Финансовым менеджмент. финансовый анализ финансы предприятия: учебное пособие С.В.Галицкая.- М.: Эксно 2009.-650с

35. Финансовое право Российской Федерации:учебник/П.Н.Бирюков (и др.): ред М.В.Карасёва.-3-е изд., перераб. и доп.- М: Юрист 2009-602с

36. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы учебник И.Н.Мысляева.-2-е изд.- М.:ИНФРА-/ 2009-359с

37. Фридман А.М.. Финансы организации (предприятия) учебник для вузов / А.М.Фридман.: Дашков и К.2009-487с

38. Боди. З. Финансы учебное пособие/ З. Боди: Р.К. Мертон-М (и др):Вильянс;2009-584с

39. Финансы организации (предприятия) учебник для вузов/ред. Н.В. Колчина- не изд. Перераб. и доп.-М.: ЮНИТ и ДАНА 2009-382с

 


3.2 Рекомендации по увеличению прибыли в ООО «Форпост ЛТД»

Как видно из предыдущих расчетов ООО «Форпост ЛТД» пошла по пути сокращения объемов производства, не выдерживая конкуренции с более крупными предприятиями. В настоящий момент фирма находится в законсервированном состоянии и учредители склонны прекратить деятельность фирмы. Уход с рынка это не лучший метод решения проблемы, это признание бессилия и неумения адаптироваться в сложных экономических условиях.

Что можно сделать в положении сложившемся на текущий момент?

1. Фирма имеет основные средства прежде всего в виде 100 кв. м. под сушильной камерой. Она хотя и уникальна наличием пара, но используется не эффективно. Это связано с тем, что у нее большая площадь, которая на очень большие объемы сушки. Такие заказы на сушку дуба - большая редкость. Чаще требуется небольшой объем древесины. В связи с этим предлагаю сушильную камеру уменьшить до 30 кв. м. что позволит сушить одновременно 80-90 куб. м. древесины. Из 1 куб. м. паркетный заготовки получается 27-30 кв. м. паркета. Следовательно из 80 куб. м. будет получено 2400 кв. м. Процесс сушки занимает 12-15 дней. Значит можно сушить дуба в месяц на 5000 кв. м. паркета. Если 1 кв. м. стоит 150 руб., то выручка в месяц составит 750 тыс. руб., а в год 9000 тыс. руб.

Но при этом возникает возможность отказаться от аренды площадей в АО «Сосновское». Это даст экономию 4000 руб. в месяц. Вместо арендованных площадей разместить станки на освобожденной площади сушильной камеры - 70 кв. м. Это маловато для объемного производства, так как нет складских помещений, но выход может быть в строительстве второго этажа или антресолей (высота помещения 4 м.). Складирование паркета можно проводить тельфером, который имеется в сушильной камере. Все работы по реконструкции можно проводить за счет экономии средств по аренде площадей. Произведем расчет дополнительной прибыли.

Выручка 9000 тыс. руб. в год.

Средний уровень рентабельности - 16,3%

Дополнительная прибыль - 1473 тыс. руб.

2. Важным фактором, от которого зависит прибыль предприятия, является уровень отпускных цен на продукцию. ООО «Форпост ЛТД» продает свой паркет не по самым высоким ценам. Так конкурирующие предприятия ГП «Клеи» и ООО «Клеи» продают паркет по более высоким ценам. Как указывалось в расчетах в главе 3.1 увеличение отпускной цены хотя бы на 10% приведет к росту прибыли на

3. Фирма дубрава замкнулась на внутриреспубликанских потребителях продукции. Если за счет рекламы выйти на потребителей Москвы, Санкт-Петербурга и другие аналогичные крупные регионы, то реализация паркета может значительно возрасти.

4. Заключить прямые договоры со строительными фирмами «Инкост», «Клинкер», «Честр» на отделку квартир. Для этого вышеназванные фирмы нужно материально заинтересовать, то есть поделиться с ними получаемой прибылью. Может уместно создать с ними совместное предприятие.

 

Заключение

 Любое предприятие стремится решать свои внутренние проблемы, осуществляя постоянный поиск новых направлений производства и работы фирмы в целом, понимая при этом необходимость убирать и заменять все бесперспективное. к сожалению, помощи извне нет. У государства не имеется нормальной схемы взаимодействия с промышленностью. Производители надеются на стабильное законодательно гарантированные правила хозяйствования, позволяющие предприятиям экономически крепнуть и развиваться, и инвестировать, внедрять новые технологии, улучшать условия труда. Однако этого пока нет. Нет стабильности налоговых, тарифных, бюджетных, валютных и прочих условий. Стабильна только непредсказуемость государственных действий в экономике. Нет защиты от внеэкономического вмешательства в дела предприятий, хотя имеет место практика произвольного изъятия денежных средств. Так, очень спорным является вопрос о политике штрафных санкций за несвоевременные отчисления в бюджет и внебюджетные фонды. С точки зрения здравого смысла пени должны начисляться за то, что в бюджет не перечислены средства, которыми предприятие реально располагает. Существующая же практика начисления пени и штрафов приводит к увеличению долгов предприятий, и, как следствие, усугубляет проблемы платежей. Нередки случаи, когда банки списывают средства на заработную плату в порядке бюджетных отчислений. В данном случае нарушаются не только юридические законы (отношения между банком и фирмой регулируются гражданским законодательством), нарушаются также требования экономических законов. Не выплатив зарплату, невозможно сформировать реальные издержки и доходы, а значит, определить реальную базу налогообложения. При таком порядке в бюджет попадают суммы, не полностью обеспеченные товарным покрытием, и он в какой-то части становится инфляционным. Аналогом предыдущего является процедура отчислений в Пенсионный фонд РФ.          Здесь правила предписывают перечислять средства по факту начисления зарплаты (без ее выплаты) и, в противном случае, начислять пени. Кроме всего прочего, в России фактически нет кредитования оборотных средств, без чего вообще немыслимо производство. Такие условия, разумеется, действуют не в пользу укрепления экономики предприятия и промышленности в целом.

Как практически используется потенциал финансового менеджмента для обеспечения стабильного хозяйственного положения фирмы? Абсолютное большинство российских предприятий, включая средние и многие крупные, стремятся, естественно, сохранить свои позиции на рынке. Для этого используются самые разные подходы. Практикуется, например, стратегия пассивного выживания. В ее рамках:

n уменьшение затрат путем «сброса» объемов производства и снижения его технологического уровня;

n сокращение занятости и заработной платы;

n стремление добиться государственных субсидий;

n использование чужих средств путем неплатежей (поставщикам, бюджету);

Более эффективной оказывается использование стратегии                                                                                    активного выживания, включающей:         

n поиск новых рыночных ниш, обновление продукции, ориентация на маркетинг;

n снижение первичных издержек (потребление энергии, воды и др.) посредством совершенствования технологий, изменения режима загрузки агрегатов, отказа от неприбыльных или убыточных производств;

n ограничение неплатежей и усиление зависимости предпринимательской деятельности от обеспеченности собственными средствами и условий рыночного кредитования;

n поиск новых организационных структур, например, (внутренний холдинг в сочетании с сохранением технологического и организационного ядра). Этой стратегии обычно присуща стабилизация или незначительный рост выпуска продукции.

Но самое рациональное - придерживаться стратегии развития (прогрессивное изменение не только количественных, но и качественных параметров бизнеса), опирающейся на:

n устойчивый рост производства, наращивание активов фирмы за счет повышения уровня загрузки мощностей и инвестирования в основной капитал;

n диверсификацию деятельности, в том числе и со сменой профиля производства;

n переход к новой структуре внутрифирменного управления и межфирменного партнерства.

Между пассивной и активной стратегиями нет «китайской стены». Основными препятствиями на пути к применению активной модели выживания являются дефицит собственных оборотных средств, невозможность его покрытия банковским кредитом и практически полное отсутствие средств для долгосрочного инвестирования.           

 

 

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельность предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей в системе показателей прибыли. Обобщенно эти показатели представлены в Отчете о финансовых результатах (форма №2 годового и квартального бухгалтерского отчета предприятий).

Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товаров, продукции, работ, услуг; результата (прибыли или убытка) от финансовых операций, доходов и расходов от прочих внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен ниже:

Р = +  Р + Р  + Р,    { }

где Р - балансовая прибыль или убыток;

Р - результат от реализации товаров, продукции, работ, услуг;

Р - результат от прочей реализации и финансовых операций;

Р- результаты (доходы и расходы) от прочих внереализацион-

      ных операций.

Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся:

природные условия;

транспортные условия;

социально-экономические условия;

уровень развития внешнеэкономических связей;

цены на производственные ресурсы и др.

К внутренним факторам изменения прибыли относятся:

основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции);

неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.).

Влияние факторов может быть развернуто по каждому слагаемому балансовой прибыли. Например, возьмем прибыль от реализации продукции (работ, услуг), которая может быть рассчитана по следующей формуле:

Р = N - S,        { }

 где N - выручка от реализации продукции, (работ, услуг) без        

           налога на добавленную стоимость, акцизов;

      S - затраты на производство реализованной продукции (работ,

           услуг) по полной себестоимости.

Из данной формулы следует, что все факторы, влияющие на объем продаж (выручка от реализации) и себестоимость реализованной продукции, сказываются также на прибыли от реализации и балансовой прибыли.

Причем можно оценить не только абсолютное влияние факторов, но и относительное, характеризующее изменение в режиме хозяйствования.

Приведем пофакторные расчеты изменения прибыли.

Общее изменение себестоимости за период составляет:

S = U + M + A,          

где  S - общее изменение затрат на производство реализованной

         продукции;

   U - изменение затрат по оплате труда;

   M - изменение материальных затрат;

   A - изменение амортизации.

В свою очередь, изменение затрат по оплате труда характеризуется абсолютным и относительным отклонением:

абсолютное отклонение:

U = U - U                     

относительное отклонение:

U = U - Uо * J,                   

где U, Uо  - отчетная и базовая величина затрат по оплате труда;

   J       - индекс изменения объема выручки от реализации    

                    товаров, продукции, работ, услуг;

Изменение материальных затрат раскладываются аналогично:

абсолютное отклонение:

                            М = М - Мо;                  

относительное отклонение:

                            М = М - Мо * J,

где М, Мо - отчетная и базовая величина материальных затрат.

Влияние амортизации составит:

абсолютное отклонение

                 А = А - Ао;                      

относительное отклонение:

                 А = А - Ао * J                  

где А, Ао - отчетная и базовая величина амортизационных

                    отчислений.

Таким образом, изменения в оплате труда, материальных затрат и амортизации ведут к изменению себестоимости продукции. Это отражается на изменении прибыли от реализации и, в конечном счете, на изменении балансовой прибыли. Повышение себестоимости ведет  к снижению балансовой прибыли и наоборот.

Показатели относительной экономии ресурсов используется для оценки режима ресурсосбережения по каждому виду затрат материальных, трудовых, основных фондов.

Получение достаточной величины прибыли является конечной целью любой коммерческой организации. Однако отношение субъектов хозяйствования к оценке прибыли неоднозначно. Увеличение массы прибыли отражает увеличение результативности работы предприятия. Вместе с тем, действующая система налогообложения доходов вынуждает субъекты хозяйствования скрывать свои доходы, использовать все легальные возможности манипулирования величиной прибыли для снижения налогооблагаемой базы.

Объективная оценка качества показателей прибыли, представленных в бухгалтерской отчетности, необходима не только в фискальных целях, но более всего - в целях определения степени надежности финансового положения предприятия. Сокращение дистанции между зафиксированной в бухгалтерской отчетности номинальной величиной прибыли и ее реальной величиной, подкрепленной реальным притоком денежных средств на предприятие, является одной из важнейших задач финансового анализа. Информативность результатов решения этой задачи наиболее высока для внешних пользователей бухгалтерской отчетности (потенциальных инвесторов, кредиторов и др.). Отметим основные причины несовпадения отчетной и реальной величины прибыли.

Во-первых, разрыв между отчетной и реальной величиной прибыли обусловлен особенностями самой действующей системы бухгалтерского учета, выявления и отражения в отчетности финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности организации. 

Во-вторых, указанный разрыв обусловлен применением регулирующих воздействий учетной политики предприятия, т.е. особенностями конкретной методики, формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета на предприятии.

Методы регулирования прибыли, самостоятельно определяемые предприятием на основании действующих общих правил организации бухгалтерского учета при выборе учетной политики, сводятся к следующим положениям:

1. Изменение стоимостных границ отнесения предметов - к основным средствам или малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП).

При отнесении предметов к МБП предприятие получает больше возможности управлять себестоимостью продукции по средством варьирования способами отнесения стоимости МБП на издержки производства и обращения. Кроме этого, упрощается процедура их учета, а также реализации и иного выбытия.

2. Выбор способа начисления износа по МБП.

Способ начисления износа по МБП оказывает существенное влияние на себестоимость продукции. Зная интенсивность потребления МБП (передача их в производство), можно заранее определить предел повышения себестоимости продукции по каждому из регламентированных вариантов погашения стоимости МБП:

начисление износа в размере 100% стоимости МБП;

начисление износа в размере 50%;

начисление износа в соответствии с установленными нормами или сметными ставками.

3. Выбор порядка начисления износа по основным средствам.

В соответствии с действующим положением предприятия имеют возможность осуществлять ускоренную амортизацию активной части основных средств. Метод ускоренной амортизации позволяет в более короткие сроки перенести стоимость использованных основных средств на издержки производства и обращения, т.е. их воспроизводство. При этом себестоимость продукции возрастает, что ведет к уменьшению прибыли и налогов на прибыль. 

4. Выбор порядка начисления износа по нематериальным активам.

Предприятия сами определяют порядок начисления износа и перечень объектов нематериальных активов, по которым износ начисляется. Нормы износа также устанавливаются предприятием самостоятельно. Имея ввиду, что первоначальная стоимость объектов нематериальных активов, а также срок их полезного использования определяются договорными отношениями, можно заключить что предприятие имеет немалые возможности в регулировании себестоимости продукции и прибыли.

5. Выбор метода оценки потребленных производственных запасов (сырья, материалов, топлива и т.д.).

Действующими положениями оценку израсходованных материальных ресурсов разрешается отражать в учете одним из следующим методов оценки:

по средней фактической себестоимости приобретения материальных ресурсов;

по себестоимости первых по времени закупок партий материальных ресурсов (ФИФО);

по себестоимости последних по времени закупок партий материальных ресурсов (ЛИФО).

Выбор метода оценки материальных затрат оказывает наиболее существенное влияние на себестоимость продукции и прибыль. В условиях инфляции оценка материальных затрат по первому и второму методу ведет к неоправданному занижению себестоимости продукции и, как следствие, к неоправданному завышению прибыли и налога на прибыль или наоборот.

Финансовое состояние такого предприятия может резко ухудшиться в последующие периоды, поскольку оно не обеспечит себе необходимых условий воспроизводство капитала.

Использование метода ЛИФО в этих условиях, более предпочтительно, потому что приведет к увеличению себестоимости продукции в части материальных затрат и к уменьшению прибыли.

6. Выбор порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции. Затраты по ремонту основных средств могут быть отнесены на себестоимость продукции одним из следующих трех способов:

фактические затраты по ремонту списываются на счета издержек производства или обращения;

создается ремонтный фонд с последующим списанием из него фактических затрат по ремонту основных средств;

фактические затраты по ремонту основных средств аккумулируются на счете «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным списанием на издержки производства и обращения.

При первом способе списания затрат по ремонту основных средств существующие колебания в затратах на ремонт, вызванные неравномерностью ремонтных работ в течение года, прямо переносят на себестоимость продукции и прибыль.

Второй и третий способы свободны от этого недостатка, однако их использование приведет к увеличению финансово-эксплуатационных потребностей предприятия в оборотных средствах.

7. Выбор распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования.

Распределение косвенных расходов по объектам учета и калькулирования может осуществляться пропорционально основной заработной плате производственных рабочих или пропорционально производственной себестоимости. Способ распределения косвенных расходов оказывает существенное влияние на точность исчисления себестоимости и рентабельности отдельных видов продукции, работ, услуг.

8. Изменение срока погашения расходов будущих периодов.

Сокращение сроков погашения расходов будущих периодов ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.

9. Выбор метода определения выручки от реализации продукции.

Предприятия могут определять выручку от реализации продукции либо по моменту оплаты отгруженной продукции (работ, услуг), либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику).

Несоответствие между доходами и расходами имеет место как при первом, так и при втором методах определения выручки. Однако при втором методе величина начисленной прибыли не подкреплена реальным притоком денежной массы на предприятии. Наоборот, второй метод инициирует отток денежной массы за счет ускорения платежей в бюджет по налогам на прибыль, на добавленную стоимость и другие платежи. Малейшая задержка платежей покупателями может вызвать ухудшение финансового состояния предприятия. Поэтому этот метод стимулирует предприятия к переходу на предоплату продукции, что не соответствует условиям нормальной рыночной экономики.

10. Создание резервов предстоящих расходов и платежей.

Предприятия самостоятельно определяют размер и виды резервов. Создание их позволяет нейтрализовать влияние на себестоимость продукции и прибыли резких (пиковых) колебаний в уровне затрат в связи с неравномерным распределением их в течение года.

И наконец, разрыв между отчетной и реальной величиной прибыли обусловлен также применением на практике неадекватного сущности прибыли, способа определения ее величины.

Прибыль - это не просто учетная величина, определяемая как разность между чистой выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство реализованной продукции, но прежде всего экономическая категория, отражающая суть бизнеса.

Прибыль является мерой эффективности бизнеса. Рассматривая бизнес как систему движения капиталов, нельзя не отметить, что его сущностью является вложение средств с целью создания через определенное время существенной экономически выгодной величины для возмещения первоначальных вложений, а затем получения достаточной прибыли.

Жизнеспособность бизнеса в целом определяется непрерывностью этого процесса, улучшением экономического положения владельца и возможностями выполнения дальнейшего вложения средств.

Таким образом, к оценке реальной величины прибыли нужен воспроизводственный подход. Для владельцев предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов важна прибыль не только в конце данного отчетного периода, но и в последующие периоды. Поэтому реальная величина прибыли должна рассматриваться как мера жизнеспособности предприятия. Она должна нести в себе заряд результативности будущей производственно-финансовой деятельности предприятия.

Для оценки качества прибыли с позиции воспроизводственного подхода может быть использована индексная модель А. Ветрова (см. Ветров А.А. Операционный аудит-анализ. - М.: Перспектива, 1996). 

В модели А. Ветрова предполагается оценку прибыли по текущей стоимости дополнить оценкой физической поддержки капитала, т.е. физической производительной способности экономического потенциала предприятия.

С этой целью рассчитываются взвешенные индексы результативности хозяйствующего субъекта - производительности труда, возмещения затрат и рентабельности. Рассчитываются также их денежные эквиваленты, т.е. суммы влияния на прибыль изменения производительности труда, изменения индекса возмещения затрат и совокупного влияния указанных факторов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: