Философия науки: ее проблемы и перспективы

Научно-исследовательская работа

на тему:

«Научное творчество, его сущность, механизмы и основания»

                                

                                                                     

                                                             

                                                                        Выполнили: студенты гр. ЭУК-09

                                                                        Авзалова Э.Т.

                                                                        Рысева К.О                                                                

                                                                        Проверила: к.ф.н. Ковыршина С.В.                                                 

 

 

Новокузнецк

2010

Содержание.

 

 

1. Введение                                                                                                 3                                                                            

2. Философия науки: ее проблемы и перспективы                                 4                                                               

3. Феномен науки                                                                                       9                                                             

4. Формирование представления о научном знании в русской

философской мысли                                                                                 13

5. Научное творчество                                                                              17                                                             

6. Заключение                                                                                            21                                                             

7. Список литературы                                                                               22                                                             

2

Введение.

 

В настоящее время весьма важно и актуально добывание нового знания в современной науке. Этому способствует научное творчество. Также интерес вызывает изучение образа науки, обыденных представлений о ней. Весьма важно знать формирование научного знания в России. Всё это будет раскрыто в данной научно- исследовательской работе.

Целью работы является исследование темы научного творчества.

В рамках достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи: проанализировать перспективы и проблемы научно-познавательной деятельности; выяснить, в чем заключается научное знание; установить хронологизацию формирования представления о научном знании в русской философской мысли; проанализировать понятие научного творчества (а также роль научного образования в научном творчестве, и рассмотреть научное творчество как часть национальной культуры).

3

Философия науки: ее проблемы и перспективы.

Сейчас растет интерес к философии науки и связан он, прежде всего с той ролью, которое играет производство научного знания и его практическое использование в условиях современной цивилизации. Черпать факты и методы из науки и служить критическому обоснованию науки- вот двуединый девиз классической философии науки.

Философия науки вынуждена признать не только и не столько ограниченность и неполноту субъекта. Напротив, узость и поверхностность обнаруживается в философии науки. Она оторвалась от реального человека, тем самым перестала быть философией, в то время как всякое эпистемилогическое исследование есть не более как часть философской антропологии.

По мнению В.Н. Поруса «философия науки есть философия. Ее главным предметом и конечной целью является не наука, а человек, осуществляющий познавательную деятельность в форме науки. Философия науки рассматривает условия, смысл и формы человеческой свободы в сфере научного познания. В этом смысле теория научной рациональности является одним из оснований философской антропологии»

В век торжества науки и техники всякая стремящаяся к реальности философия вынуждена разбираться с эволюционизмом, когнитивизмом, синергетикой и прочими натуралистическими попытками построить универсальные модели объяснения. Мало ориентированы на рациональные нормы обоснованности, критичности, рефлективности и антропологические попытки «реформации» в сфере философии науки. Крайности культурцентристской интерпретации научного знания и идеологизации науки как социального института приводят к ее неотличимости от других сфер культуры. Философия науки, как и всякая философия, осмысливая мир, всегда, с одной стороны, вносит смыслы в

происходящее, с другой, выявляет смыслы в происходящем. И вносит она смыслы лишь постольку, поскольку отображает их, а познает их, лишь

4

поскольку вносит. Она одновременно устремлена и к субъекту, и к объекту. И только благодаря этому она выполняет свою культурную функцию - ориентирует человека в мире, в частности, ориентирует человека познающего, в том числе и в ходе научно-познавательной деятельности. Поэтому, когда утверждают, что философия науки это, прежде всего и главным образом философия, то в действительности не более, чем акцентируют в философии науки моменты, связанные с попытками создать и привнести смыслы в познавательную активность субъекта. Когда же акцентируются моменты, связанные с постижением смыслов объективно развертывающейся научно-познавательской деятельности, на передний план выходят иные возможности философии науки. Она как бы растворяется в дисциплинах, с разных сторон, описывающих научно-познавательную активность, выполняя при этом преимущественно координационные и методологические функции.

Все процессы, происходящие в философии науки, очевидным образом связаны с реальной неопределенностью в культурной мотивации самой сегодняшней науки, с потерей ее культурной (и соответственно, эпистемологической) идентичности. И связан этот кризис идентичности не столько с появлением новых необычных концепция в науке, сколько с изменением статуса современной науки в современном обществе. Современная наука - очень дорогостоящее предприятие, и общество предпочитает поддерживать не саму науку, а лишь ее приложения, т. е. все в большей степени использовать ее как нефть и природный газ. В результате соотношение фундаментальных и прикладных исследований быстро меняется в пользу последних.

Соответственно меняется и мотивационная структура научно- познавательной деятельности, и ее эпистемологические параметры. Меняется сама ее суть как социокультурного феномена. Процесс идет в направлении все большей

прагматизации науки. И если противостоять этому процессу, главной проблемой становится поиск форм соотнесения фундаментального иприкладного в науке (их взаимодействия, взаимоподдержки и в социально-

5

институциональном плане, и в плане эпистемологическом). В этом перспективы и цели философии науки.

Место и роль философии науки и в системе культуры, и в системе общества существенно определяется значимостью самой науки как объекта исследования. А наука занимает очень значимое место и в обществе, и в культуре. Наука формирует существенные компоненты нашего мировоззрения, она в той или иной форме оказывает существенное влияние на литературу, живопись, музыку, порождая такие области как кино, фотография, телевидение. Философия науки имеет колоссальные перспективы развития как специальная дисциплина.

Основателем современной философии науки как особой дисциплины является Т. Кун, который показал границы человеческой свободы в науке.

Научное знание предстает как непрерывный поток инноваций. Поэтому ядром современной философии науки является анализ процесса научного исследования. Вместо ориентации классического способа мысли на построении единой, обобщенной системной теории современная наука выдвигает на первый план проблемно-ориентированные исследования. Они направлены на решение или социально-значимых целей, или задач, важных с позиций внутренней логики науки. Философия науки, становясь динамической теорией научной рациональности, исходит из иного понимания статуса знания: знание изначально подвержено ошибкам, поскольку оно является лишь приближением к истине. И эмпирическое, и теоретическое знание обладают определенной степенью правдоподобности: оценка его надежности всегда дискуссионна, относительна, в ней сохраняется возможность ошибки.

В понимании философии науки логически возможны три позиции. Первая. Философия науки – это имманентная часть философии. Здесь интерпретация науки дается с позиций определенной философии: материализма или идеализма, рационализма или эмпиризма и т.д. и т.п. Поскольку направлений и школ в философии много, то столь же велико и количество философий науки

6

при таком подходе(феноменологическая, гегелевская, марксистская, кантианская и т.д.).Эту традицию понимания философии науки как части философии можно назвать метафизической. В истории культуры она существует давно и, видимо, никогда не исчезнет. Вторая логически возможная позиция в понимании философии науки - это взгляд на нее как на часть науковедения, а именно, как на его общую часть. Третья позиция- понимание философии науки как особой, междисциплинарной области знания.

  Взаимодействие философии и науки как двух важнейших подсистем культуры осуществляется постоянно, хотя и с разной степенью интенсивности. Оно является следствием целостности культуры как организма и стремлением последнего к максимизации своих адаптивных возможностей. Философия науки есть моделирование это объективного процесса взаимодействия философии и науки. В качестве конечной практической цели это моделирование направлено на оптимизацию системы культуры как сферы непосредственного бытия человека.

   Философия науки (как и философия истории, философия искусства, философия языка) есть самосознание всеобщего субъекта в особой сфере его самоосуществления. Эта сфера- научное познание. Отсюда и разделение между наукой и философией науки: первая осуществляет познавательную деятельность в особых культурно-исторически обусловленных формах, вторая выступает как философская рефлексия этой деятельности. Главным предметом философии науки является человек, осуществляющий научно-познавательную деятельность. Именно в этом аспекте философию науки интересуют и структура научного знания, и механизмы его изменения(роста), и методы, и язык науки и т.д.

Философия науки рассматривает условия, смысл и формы человеческой свободы в сфере научного познания. Как и философия в целом, она жива до тех пор, пока эта проблема вообще имеет смысл, пока само существование науко- и техногенной цивилизации обусловлено постоянным его возобновлением в

7

изменяющихся культурно-исторических условиях. Можно смело утверждать, что в основании эволюции идей в науке лежит стремление разрешить метафизические вопросы. Оно всегда лежало и лежит сейчас в осно­вании научного поиска в сфере фундаментального естествознания. Это стремление является основным стимулом творческой деятельности в этой сфере.У фунда­ментальной науки есть две функции. Она выступает основой технологии. Но есть и более высокая цель - она объясняет мир. И именно в этом состоит ее величие. Объяс­нение мира - это и есть попытка ответить на метафизические, философские вопросы.

В не имеющее определенных границ поле многочисленных направлений, позиционирующих себя в качестве философии науки, должна входить эпистемология, которая трактуется как сфера исследования научного познания, занимающаяся вопросами о его природе и о тех средствах и методах, которые используются в науке для достижения объективно истинного знания. Если ограничить эпистемологию этими вопросами, то в предмет философии науки обязательно должен входить еще и анализ оснований научного знания. Эпистемология, основания научного знания- 2 необходимых компонента философии науки, без которых исследование феномена науки будет лишено смысла.

 

 

8

Феномен науки.

Наука возникла в Древней Греции в VI в. до н.э. Первым ученым был Фалес, который стал доказывать математические утверждения, в результате чего родилась математика, которая в дальнейшем будет являться универсальным языком, хотя и в различной степени, всех наук.

 Прежде всего, все науки можно разделить на фундаментальные и прикладные. Первыми из них описывают саму реальность, которая включает в себя всю природу, общество и человека, историю человечества; вторые относятся к миру, созданному человеком на основе фундаментальных наук.

  Фундаментальные науки можно разделить на науки о природе, обществе и человеке. В соответствии с этим делением можно говорить о естествознании, общественных и гуманитарных науках.

  Все науки связаны между собой. И проблему осуществления этой связи рассматривали М. Планк и В. Гейзенберг. По мнению М. Планка, «наука представляет собой внутренне единое целое. Ее разделение на отдельные области обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. Большое внутренне сходство имеют также и методы исследования в отдельных областях науки». Мнение же В. Гейзенберга содержит совершенно противоположную точку зрения: «На здание точных естественных наук едва ли можно смотреть как на связное единое целое, на что раньше наивно надеялись. Простое следование предписанному маршруту от какой-либо данной точки не приведет нас во все другие части здания. Это объясняется тем, что здание состоит из отдельных специфических частей; и хотя каждая из последних связана с другими посредством многих переходов и может окружать другие части или быть окруженной ими, тем не мене, она представляет замкнутое в себе, обособленное пространство».

  В XIX в. возникает первая наука, которая делает своим предметом исследования саму науку. Это была история науки. В специальную область

9

научных исследований сложилась в XX столетии методология науки. Проблемы методологии науки с самого ее возникновения обсуждались в рамках философии. Теперь же методология науки получила возможность опираться на богатейший материал, предоставляемый ей, прежде всего историей науки, а также социологическими, психологическими и науковедческими исследованиями.

  Как же можно определить понятие науки? Существенное продвижение в этом вопросе можно получить, если посмотреть на науку как на определенный вид деятельности. Тогда ее можно определить следующим образом. Наука – это деятельность, направленная на получение знаний о мире, это определенный социальный институт, и, наконец, это результат научной деятельности, который представлен научными знаниями. Любая деятельность характеризуется: целью; методами ее достижения и средствами; объектом и предметом; субъектом; результатами. По всем этим измерениям наука существенно отличается от других сфер человеческой деятельности.

 Каждый род человеческой деятельности имеет свою цель. Целью науки является получение обоснованных знаний о реальности. Знания приобретаются человеком почти во всех формах его деятельности(в обыденной жизни, в политике, в экономике и т.д.).

Вопрос о ценности для человечества научного знания - это особый вопрос. Следует обратить внимание на то, что научные знания имеют большую практическую значимость. Сегодня наука влияет буквально на все стороны жизни людей и развития общества. Также нужно подчеркнуть ее воздействие на наше миропонимание, на мировоззрение людей, которое во многом определяет наши жизненные ориентации, наш способ действия, наше мироощущение. Осознание огромной значимости науки для людей проявляется в том, что вся система образования уже с давних пор нацелена на освоение научных знаний. Вместе с тем наука представляет собой самостоятельную сферу деятельности,

которую нельзя жестко ориентировать только на выполнение социально-

10

значимых приложений. У нее своя логика развития. Реальный опыт истории науки показывает, что немало ее результатов долгое время не имели никакого приложения, а затем оказывались в высшей степени плодоносными.

Существуют следующие основные виды научного знания: факты, закономерности, теории, научные картины мира. Огромная область научных знаний расчленена на отдельные дисциплины, которые находятся в определенной взаимосвязи и единстве друг с другом.

  Рассмотрим теперь характерные черты научного знания. Довольно широко распространено мнение, что если утверждение ненаучно, то оно ложно, а если научно, то истинно.

Однако это неверное суждение. Знания о мире приобретаются не только в науке, следовательно, они бывают научные и ненаучные. Но как ненаучные, так и научные утверждения могут быть и истинными, и ложными. Поэтому понятие «истинное» не эквивалентно понятию «научное».

С другой стороны, если утверждение научно, то отсюда еще не следует его истинность, оно может оказаться и ложным. Рассматривая проблему истинности научных утверждений, следует учесть и то обстоятельство, что научные утверждения постоянно дополняются.

  Какие же признаки оказываются необходимыми для научных знаний? Научные знания всегда систематизированы, непротиворечивы, обоснованны. Они делятся на эмпирические знания и теории. Как отмечал Р. Мертон, для науки характерны универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм.

Научная систематизация знаний обладает целым рядом важных особенностей. Для нее характерно стремление к полноте, ясное представление об основаниях систематизации и их непротиворечивости. Одной из распространенных

форм систематизации научных знаний является классификация. Прежде всего должны быть четко сформулированы основания классификации, и, конечно, классификация должна быть непротиворечивой. Установление истинности

11

знания в науке довольно жестко регламентируется на эмпирическом уровне: во-первых, обязательно строгое описание условий и способов получения знаний; во-вторых, требуется оценка возможных ошибок в полученных данных; в-третьих, необходимо воспроизведение результата другими учеными. Однако совсем не просто истины на уровне теории. Любое теоретическое высказывание, как показывает история, всегда имеет шанс быть опровергнутым в будущем.

 При обосновании теоретических концепций обязательными требованиями, предъявляемые к ним, являются: непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать известные явления и по возможности предсказывать новые.

Обоснование научного знания, приведение его в стройную, единую систему всегда было одним из важнейших факторов развития науки. Постоянное стремление обосновать научное знание, открытость его для компетентной критики делают науку образцом рациональности. С точки зрения К. Поппера, ученый, выдвигая гипотезу, ищет не столько ее подтверждения, сколько опровержения, что выражает критический дух науки. Наибольшую ценность в науке приобретают оригинальные, смелые идеи, которые вместе с тем подтверждаются опытом. Именно они обладают наибольшей способностью к расширению проблемного поля науки, способствуют постановке новых задач, продвигающих научное познание к новым высотам.

 

 

12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: