Проблемы, возникающие при исчислении налогооблагаемой базы

Требования вести учет специально организуемый учет данных, необходимых для расчета налогооблагаемых баз по отдельным налогам, наряду с традиционным бухгалтерским учетом, не закреплены в особом законодательстве по учету, однако они прописаны в законодательных положениях, регламентирующих порядок формирования отдельных видов налогов. Бухгалтерский учет стал выполнять расчетно-налоговые функции. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» в статье 11 относит к налоговым следующие обязательства:

· Своевременно уплачивать налоги;

· Вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивать их сохранность не менее, чем в течение пяти лет;

· Предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

· Вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленных при проведении налогового контроля.

Уже этими требованиями задан командно-распорядительный тон в отношении норм, регламентирующих организацию бухгалтерского учета. Разумеется, налоговый регламент предполагает ограничения показателей финансово-хозяйственной деятельности в рамках методических правил исчисления налоговых платежей. Однако не налогообложение, а система бухгалтерского учета фиксирует реальное движение денежных потоков. Поэтому бухгалтерская практика должна определять особенности налогового производства, а не наоборот. Бухгалтерский учёт не предназначен для решения налоговых задач. Его главная задача, зафиксированная в Законе РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте», - формировать полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий, необходимую для внешних пользователей (экономичес­кие контрагенты, банки, налоговые и финансовые администрации). Следовательно, налоговые администрации обозначены всего лишь в качестве пользователей бухгалтерской информации. Чем больше фис­кальная система вмешивается в первичный учёт, тем больше основа­ний считать, что налогообложение формируется не как экономическая система, а как принудительная политика пополнения бюджетные доходов, изменяясь и лавируя в зависимости от бесконтрольного раз­растания государственных расходов. Согласиться с этим - значит поставить под сомнение успех налоговой реформы.

Определение точного налогового обязательства связано с реальным объемом финансовых ресурсов предприятия и заработной платы граж­дан, высвободившихся после выполнения ими своих воспроизводст­венных задач. Учет этих ресурсов ведется в бухгалтерских регистрах предприятий. Соизмерение оплаты труда и налогообложения должно исходить из потребностей граждан, определяемых в соответствии с мировыми нормами жизнеобеспечения  [15, C.200].

В налогообложении существуют две взаимопереплетающиеся подсистемы отношений государства с налогоплательщиками: налоговые обязательства юридических и физи­ческих лиц. Каждая из этих подсистем основывается на относительно обособленной информационной базе данных, подпадающей под действие налогового законодательства. Исследованию налоговых обязательств юридических лиц отечественные наука и прак­тика уделяют самое пристальное внимание. Однако анализ налого­обложения сосредоточен в основном на методических проблемах исчисления налогооблагаемой базы и сумм уже существующих нало­гов.

Существенной доработки требует методический материал о налогообложении и учете финансовых результатов коммерческой деятельности некоммерческих организаций. В 19994-1997 гг. они значительно расширили сферу своей хозяйственной деятельности и пополнили ресурсы за счет коммерческих сделок. Организации здравоохранения, просвещения, культуры и т.п. едут бухгалтерский учет согласно нормам, утвержденным МФ РФ для бюджетных организаций. Налоговые администрации требуют от них налоговые отчеты (расчеты налоговых платежей) по формам, утвержденным для предприятий и организаций производственной сферы деятельности. Это обязывает некоммерческие организации вести несвойственные им учетные операции. Нескоординированные требования финансовых и налоговых органов по ведению учета и отчетности нарушают принцип единства информаци­онного поля бухгалтерских данных и приводят к конфликтам между бюджетными организациями и налоговыми администрациями, предъ­являющими практически одинаковые требования к коммерческим и некоммерческим организациям при исчислении и уплате налогов.

Данный вопрос, по мнению аналитиков, можно решать двумя раз­личными способами. Одни обосновывают необходимость унификации бухгалтерского учета (единый план счетов и одинаковый регламент их ведения) и налогообложения. Другие полагают, что организации, полностью финансируемые из бюджета, — особая категория налого­плательщиков и для них необходимо создавать особые методики учета, исчисления и порядок уплаты налогов     [15, С.201].

Сложность бухгалтерско-налоговых вопросов, которые пыталась решить исполнительная власть в ходе налоговой реформы в 1996—1997 гг., прежде всего, состоит в том, что невозможно оптимизировать эконо­мическую систему управления, в том числе систему учёта и отчётности, соответствующую интересам всех пользователей, до появления надежных свидетельств стабилизации макроэкономических показателей. Фраг­ментарные изменения методик исчисления налогов, законодательное признание системы налогового учёта этих проблем не решат. Анализ налогового производства в 1991-1997 гг. показывает, что по мере усложнения требований к ведению бухгалтерского учёта в целях налогообложения уровень налоговых поступлений в бюджет снижался, выявлялись факты перемещения капиталов в сферу нелегального биз­неса, предприятия и организации повсеместно вели двойную бухгалте­рию для коммерческих партнеров, банков, работников предприятия и для налоговых инспекций [15, C.202].

Усложнение налогового производства наглядно прослеживается при исчислении основных налогов: на прибыль, на добавленную стои­мость, на имущество физических лиц, акцизов. Запутанным и проти­воречивым является налоговое производство в отношении экспортно-импортных операций, операций на финансовом рынке с валютой и ценными бумагами. Сложность и неоднозначное толкование в налоговом и других видах законодательства прав и обязанностей хозяйствующего субъекта приводят к рассогласованности действий разных контролиру­ющих ведомств, а нередко и к неадекватным решениям Конституци­онного и арбитражных судов. В решениях последних зачастую прева­лирует фискальный интерес.

Применение сложных формул исчисления налогооблагаемой базы, сумм налогов приводит к значительному объёму работы бухгалтеров, особенно при исчислении суммы затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) Согласно Положению от 1 июля 1995 г. № 661, корректирующему Положение «О составе затрат по производ­ству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестои­мость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 5 августа 1992 г № 552, а также от 20 ноября 1995 г. № 1133, организации вынуждены вести раздельный учёт затрат в обычном бухгалтерском режиме и налоговый учёт расходов, относимых на себестоимость при исчислении налога на прибыль. Более того, эти расходы разделяются в налоговом учёте на полностью невключаемые в себестоимость и вклю­чаемые в пределах утвержденных Правительством РФ лимитов.

К расходам, корректировка которых должна осуществляться при определении налогооблагаемой базы, относятся:

• затраты на служебные командировки,

• оплата за обучение по договорам с учебными заведениями и институтами повышения квалификации и переподготовки кадров;

• проценты, уплаченные по бюджетным ссудам в случае их нецеле­вого использования,

• расходы на рекламу и представительские расходы;

• оплата информационных, аудиторских, консультационных и дру­гих аналогичных услуг;

• проценты, уплаченные банку за полученные кредиты в валюте и в рублях,

• расходы на компенсацию используемого в служебных целях лич­ного автомобильного транспорта,

• расходы по содержанию административных зданий, социальной и жилищной сферы на балансе предприятия;

• расходы, связанные с проведением опытных, экспериментальных НИОКР и ОКР, стендовых испытаний и др. В случае отступления от утвержденных норм организация при расчете фактической суммы налога на прибыль обязана увеличить налогооблагаемую базу на сумму перерасхода [15, C.203].

Кроме вышеназванных корректировок финансовых результатов для целей налогообложения, организации должны применять корректи­ровки при реализации основных фондов и иного имущества, если получен отрицательный финансовый результат, который не уменьшает величину налогооблагаемой прибыли.

Проблемы исчисления налога на прибыль, НДС и других налогов, зависящих от выручки, порождают требования налоговых органов раз­делять в учётных регистрах затраты на капитальные вложения за счёт источников финансирования, используемые на непроизводственные нужды, а также затраты, финансируемые за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Налоговые органы руководствуются при этом положениями налогового законодательства, которые в зависи­мости от характера капитальных вложений и источников их финанси­рования формируют льготный режим налогообложения. Кроме того, в зависимости от целевого использования средств, выделяемых на капи­таловложения, зависит режим возмещения из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам и подрядчикам. Параметры прибыли, оста­ющейся в распоряжении предприятий, служат основой исчисления некоторых специальных налогов. Отношение специалистов по бухгал­терскому учёту к понятию «прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия» негативное, они считают его некорректным, а применение счёта 81 «Использование прибыли» для учёта фактических внереализа­ционных убытков организации искажает её реальные финансовые результаты, вводит в заблуждение акционеров и других пользователей финансовой отчётности: балансовая прибыль неоправданно увеличе­на, а нераспределенная прибыль отчётного года уменьшена. Теперь, когда законодательство об акционерных обществах ввело норму, по которой на дивиденды направляется только нераспределенная прибыль отчётного года, актуализируется задача её правильного отражения в учёте и отчётности. Законодателям же лучше отказаться от использова­ния понятия «прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия», как несвойственного современной экономической ситуации [15, C. 205].

Острые проблемы в системе налогообложения будут иметь место до тех пор, пока кардинально не изменится экономичес­кая и социально-политическая ситуация в стране. Необходимы реаль­ные собственники, способные благодаря своему имущественному положению не только обеспечить личные потребности, но и попол­нить казну государства без ущемления собственных интересов.

 Таким образом, параллельное сосуществование двух видов учета: бухгалтерского и налогового значительно затруднит практику реаль­ной оценки финансово-хозяйственной устойчивости предприятий и организаций, что отрицательно скажется на использовании учетной информации для улучшения инвестиционного климата в России, будет препятствовать привлечению иностранных инвесторов в националь­ную экономику. И без того запутанные и трудно воспринимаемые положения бухгалтерского учета, недостаточно адаптированные к зарубежной практике, дополнятся еще и сложными расчетами по преобразованию бухгалтерской информации в налоговую [15, С.208].

Если говорить о становлении в России эффективной налоговой системы, соответствующей основам рыночной экономики, то для того, чтобы выйти на исходные рубежи и дать простор развитию рыночных отношений в национальной хозяйст­венной системе, надо, во-первых, освободить от налогообложения капи­талы, применяемые в производстве, включая и реинвестированную в производ­ство прибыль (фактически этот принцип действует во всем рыночном мире, где налогом облагаются только доходы и капиталы, изымаемые из производства); во-вторых, стимулировать частные инвестиции в производство, сократив государственные инвестиции до абсолютного минимума и исключив государственные инвестиции в те сферы и отрасли, которые могут быть обеспечены финансированием из частных источников (основной принцип рыночной экономики — запрет прямой конкуренции государства с частным капиталом, а вместо прямых субсидий промыш­ленности гораздо эффективнее действуют налоговые льготы); в-третьих, соз­дать наилучшие условия (в том числе и налоговые), чтобы каждый мог самостоя­тельно финансировать свои социальные потребности, и только в исключитель­ных случаях предоставлять поддержку за счет государства.

Вместе с тем неэффективность системы налогообложения в России связана еще и с низким уровнем налогового контроля. Самым распространенным способом ухода от налогов стало создание фиктивных фирм по поддельным (или украденным) документам, которые после проведения двух-трех операций просто исчезают. Для борьбы с такой практикой следует ввести следующие финансовые огра­ничения:         

• Разрешать ликвидацию предприятия только при условии уплаты всех налогов и удовлетворения всех кредиторов — или в порядке банкротства.

• В случае непогашенных долгов или при объявлении банкротства вся задол­женность автоматически переносится на директора предприятия, который может освободиться от нее только:

а) погасив все долги из своих средств,

б) отнеся (доказательно) непогашение долгов на неправомер­ные действия владельцев предприятия: в этом случае суммы задолженности переносятся с директора на владельцев предприятия [10, С.455].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В работе было рассмотрено понятие налоговой системы, ее элементов и принципов  построения. Налоговая система – совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а так же форм и методов их построения. Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Для выработки эффективной налоговой политики необходимо сформулировать ее принципы как основные, исходные положения, которыми необходимо руководствоваться субъектам данной политики. Принципы налогообложения зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий, размеров государственного долга, отношения государственного аппарата и общества к отдельным группам населения. В нашей стране принципы налогообложения сформулированы в Налоговом кодексе Российской Федерации (первой части). Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

В работе дано понятие налогов, их функций и классификация. Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей классифицируются на группы по определенным критериям и признакам. Функция налога – это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. В настоящее время основными функциями являются: фискальная, стимулирующая и перераспределительная.

В работе исследованы пути налогообложения и даны возможные пути их решения. Общими проблемами налогообложения являются - отсутствие стабильности в проведении общей экономической политики, отсутствие государственных программ, четко определяющих приоритеты промышленной и научно-технической политики, а также налоговые льготы. Действующая налоговая система не отвечает в полной мере ни интересам налогоплательщика (чрезмерная величина налогового бремени, ограниченность прав предпринимателей, запутанность и неоднозначность трактовки законодательных и нормативных актов, неимоверная частота внесения изменений в законы), ни налоговой службы (многочисленные возможности ухода от уплаты налогов, разнообразные льготы приводят к неравенству налогоплательщиков и наносят колоссальный ущерб экономике, рынок заполнили оффшорные предприятия и фирмы-однодневки, права налоговой службы чрезвычайно ограничены и т.д.). Одной из главных проблем является оценка налогооблагаемой базы. Дефицит бюджета, невыполнение плановых поступлений по налогам, неплатежи — все это заставляет органы власти и управления прини­мать вынужденные меры по расширению налогооблагаемой базы, кор­ректировать и дополнять методики расчетов основополагающих показателей финансово-хозяйственной деятель­ности предприятий. Данное положение не основано ни на одном из методологических требований бухгалтерского учета, оно противоречит и здравому смыслу. Не следует изобретать особых видов учета, при которых искусственно, чисто арифметически формируются финансо­вые результаты, а тем самым завышается налогооблагаемая база.

Существует и проблема налогообложения и учета финансовых показателей коммерческой деятельности некоммерческих организаций. Происходит конфликт между бюджетными организациями и налоговыми администрациями из-за того, что последние требуют от бюджетных организаций налоговые отчеты по формам, утвержденным для предприятий и организаций производственной сферы деятельности. Данный вопрос можно решить двумя способами: либо унифицировать бухгалтерский учет и налогообложения, либо создавать особые методики учета, исчисления и порядок уплаты налогов для организаций, полностью финансируемых из бюджета.

Если говорить о становлении в России эффективной налоговой системы, соответствующей основам рыночной экономики, то в национальной хозяйст­венной системе, надо:

1) освободить от налогообложения капи­талы, применяемые в производстве, включая и реинвестированную в производ­ство прибыль;

2)  стимулировать частные инвестиции в производство, сократив государственные инвестиции до абсолютного минимума и исключив государственные инвестиции в те сферы и отрасли, которые могут быть обеспечены финансированием из частных источников;

3) соз­дать наилучшие условия (в том числе и налоговые), чтобы каждый мог самостоя­тельно финансировать свои социальные потребности, и только в исключитель­ных случаях предоставлять поддержку за счет государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. [Текст]. – М.: Эксмо, 2005. – 651 с.

2. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. [Текст]/отв. Ред. Г.В. Петрова. – М.: Норма, 2001. – 497

3. Власов, Ф.Б. Нравственные основы совершенствования налоговых отношений в России. [Текст] / Ф.Б. Власов //Финансы и кредит. – 2005. - №16. – с. 61-67

4. Глухов, В. В., Дольдэ, И. В., Некрасова, Т. П. Налоги. Теория и практика: Учебник. 2 – е изд., испр. и доп. [Текст]/ В. В. Глухов, И. В. Дольдэ, Т. П. Некрасова. – СПб.: Лань, 2002. – 448 с.

5. Горбунова, О.Н. Финансовое право: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. [Текст] / под ред. О.Н. Горбуновой. – М.: ЮРИСТЪ, 2000. – 493 с.

6. Едронова, В.Н. Принципы налоговой политики. [Текст] / В.Н. Едронова //Финансы и кредит. – 2005. - №8.- с.69-73

7. Колпакова, Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. – 2-е изд. Перераб. и доп. [Текст] / Г.М. Колпакова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 449 с.

8. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов [Текст]/ Л. Н. Лыкова. – М.: БЕК, 2001. – 384 с.

9. Миляков, Н. В. Налоги и налогообложение: Курс лекций [Текст]/ Н. В. Миляков. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 348 с.

10. Русанова, И. П., Кашин, В. А., Толкушкин, А. В. Налоги и налогообложение: Учебн. Пособие для вузов [Текст]/ И. П. Русанова, В. А. Кашин, А. В. Толкушкин. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 495 с.

11. Самсонов, Н.Ф. Финансовый менеджмент. [Текст] / под ред. Н.Ф.Самсонова. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 495 с.

12. Соколова, О.В. Финансы. Деньга. Кредит: Учебник. [Текст] / под ред. О.В. Соколовой. – М.: ЮРИСТЪ, 2000. – 467 с.

13. Черник, Д. Г. Налоги: Учеб. Пособие – 5 – е изд. перераб. и доп. [Текст]/ Под. ред.Д. Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 656 с.

14. Черник, Д. Г., Починок, А.П., Морозов, В,П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. [Текст]/ Д.Г. Черник, А.П.Починок, В.П. Морозов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 375

15. Юткина, Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник.2 – е изд., перераб. и доп. [Текст]/ Т. Ф. Юткина. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 576 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: