НДФЛ - налоговая декларация по доходам физических лиц

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ является основным отчетным документом налогоплательщика - физического лица по налогу на доходы (НДФЛ).

Что же это за странная аббревиатура? Все довольно просто. Основным налогом для физических лиц в России является налог на доходы физических лиц (сокращенно - НДФЛ). Ранее этот вид налога назывался "подоходным налогом", но по инерции это название также применяется в обиходе как более удобное в речи. Форма декларации в качестве налоговой отчетности граждан и индивидуальных предпринимателей принята с индексом "3", т.е. 3-ндфл. Более часто граждане встречаются с формой справки о доходах физ.лица (2-НДФЛ), которая выдается обычно по месту работы.

В налоговой декларации 3-ндфл указываются паспортные данные, ИНН, адрес регистрации налогоплательщика, все доходы за год от различных источников, налоговые вычеты, фактически понесенные расходы (связанные с получением доходов).

Форм налоговой отчетности, касающихся физических лиц, в России существует четыре:

§ 1-НДФЛ - карточка учета налога на доходы физических лиц по месту работы (заполняется работодателем);

§ 2-НДФЛ - форма справки о доходах с места работы (заполняется работодателем) (приложение 2);

§ 3-НДФЛ - форма налоговой декларации по Налогу на Доходы Физических Лиц (НДФЛ), в т.ч. индивидуальных предпринимателей;

§ 4-НДФЛ - форма декларации по налогу на доходы физических лиц, в которой налогоплательщики указывают сумму предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности и занятия частной практикой в текущем налоговом периоде (подают вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели для уплаты авансового платежа по налогу).

 

Обязанность или право

Обязанность по заполнению декларации 3-НДФЛ возникает не у всех граждан, а только в определенных налоговых ситуациях. Основной критерий - это наличие дохода, с которого не удержан подоходный налог. Даже если налог к уплате не возникает по сделкам с имуществом, то все равно может потребоваться декларирование дохода по 3-НДФЛ и применение налоговых вычетов по заявлению налогоплательщика. Это необходимая формальность для того, чтобы отчитаться об отсутствии налоговой базы по налогу на доходы за конкретный год подачи 3-НДФЛ. Также обязанность предоставить 3-НДФЛ возникает в случае "прекращения выплат" после получения регулярных доходов (например, при сдаче в аренду недвижимости).

 

В любое время в течение года может подаваться налоговая декларация 3-НДФЛ за прошедшие годы для возврата подоходного налога при заявлении налоговых вычетов (имущественный вычет с покупки жилья и процентов по ипотеке, а также социальные вычеты по расходам на обучение, лечение, лекарства, добровольное медицинское страхование, добровольное пенсионное страхование). Использование налоговых льгот через налоговые вычеты является правом налогоплательщика, но не является обязанностью. Поэтому формальных сроков для подачи налоговой декларации 3-НДФЛ в таких ситуациях не существует. Единственное ограничение - это срок перерасчета подоходного налога. Налоги пересчитываются налоговыми органами только за три последних завершившихся налоговых периода. Однако, после истечения 3-х лет, декларация 3-НДФЛ все равно может подаваться (налоговые органы не могут отказать в ее приеме).

 

Результат налоговой декларации

Финансовый результат налоговой декларации 3-НДФЛ может различаться в зависимости от налоговой ситуации.

Вариант 1. По итогам налоговой декларации 3-НДФЛ подоходный налог к уплате не возникает. Это происходит при продаже имущества, когда налогооблагаемая база не возникает по таким доходам (срок владения более трех лет либо сумма имущественного вычета покрывает сумму дохода от продажи).

Вариант 2 -НДФЛ подлежит уплате (ставка налога зависит от характера дохода) по итогам налоговой декларации 3-НДФЛ.

Вариант 3. По итогам налоговой декларации 3-НДФЛ возникает возврат подоходного налога.


2.3. Новое в налогообложении на доходы физических лиц. Практические расчеты

Так как экономические, политические, социальные условия в современной России меняются, то и изменения в Налоговый кодекс вносятся регулярно, поэтому рассмотреть все нововведения, произошедшие с момента его принятия, не представляется возможным.

 

2.3.1. Изменения в части налоговых вычетов

 

Стандартные налоговые вычеты

Система стандартных налоговых вычетов по НДФЛ сложилась как достаточно устойчивая и принципиально не менялась с 2005 года. Принятый 22.07.2008 № 121-ФЗ Федеральный закон «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внес следующие изменения в Налоговый кодекс.

Вычет на несовершеннолетних детей

Допустим, что налогоплательщик имеет несовершеннолетнего ребенка, являясь при этом одиноким родителем, рассмотрим этот налоговый вычет подробнее.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона N 121-ФЗ пп.4 п. 1 ст. 218 НК РФ был изложен в новой редакции[11]. Изменения коснулись как размера данного вычета, так и порядка его предоставления. Перечислим эти изменения:

- повышен размер данного вычета с 600 до 1000 руб.;

- увеличена сумма дохода налогоплательщика за год, до достижения которой предоставляется вычет, с 40 000 до 280 000 руб.;

- расширен состав лиц, имеющих право на получение стандартного налогового вычета (включены супруг (супруга) приемного родителя);

- предусмотрено, что по соглашению между родителями (приемными родителями) одному из них стандартный налоговый вычет на детей может предоставляться в двойном размере, а другому родителю - не предоставляться вовсе;

- изменилась формулировка, предусматривающая предоставление стандартного налогового вычета в двойном размере: теперь удвоенный вычет предоставляется единственному родителю (опекуну, попечителю), а ранее Налоговый кодекс содержал норму, предусматривающую предоставление такого вычета одинокому родителю (им признавался один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке).

Последнее изменение вызывает наибольшее число вопросов по его практическому применению. Что по этому поводу говорят представители контролирующих органов?

Одним из первых писем финансового ведомства с разъяснениями по вопросам применения удвоенного налогового вычета было письмо, в котором рассматривался вопрос: вправе ли разведенная женщина, имеющая ребенка, или женщина, родившая ребенка вне брака (после чего отцовство признано, но брак не зарегистрирован), получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в двойном размере? В ответе финансисты безапелляционно заявили, что случаи, когда брак между родителями расторгнут или рождения ребенка у родителей, не состоящих в зарегистрированном браке, не подпадают под действие абз. 8 п. 2 ст. 1 Федерального закона N 121-ФЗ[12]. При этом финансисты не стали уточнять, кто, по их мнению, является единственным родителем.

В Письме от 31.12.2008 N 03-04-06-01/399 финансистам задали вопрос: в связи с изменениями, внесенными в ст. 218 НК РФ с 01.01.2009, какое лицо понимается под "единственным родителем" в целях получения стандартного налогового вычета по НДФЛ, предоставляемого в двойном размере? Правомерно ли признавать таким лицом: разведенного родителя, на обеспечении которого находится ребенок или который участвует в обеспечении ребенка; родителя, состоящего в гражданском браке (в том числе мать, если в свидетельстве о рождении ребенка указаны Ф.И.О. его отца)? Какие документы подтверждают право данного лица на получение налогового вычета? Достаточно ли для получения налогового вычета в двойном размере одним из родителей ребенка заявления другого родителя об отказе от его получения?

Представители ведомства разъяснили: понятие "единственный родитель" означает отсутствие второго родителя у ребенка (в частности, по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим, отсутствия в свидетельстве о рождении ребенка записи об отце). Случаи, перечисленные в рассматриваемом Письме, под понятие "единственный родитель" не подпадают[13].

Стандартный налоговый вычет в двойном размере предоставляется на основании документов, подтверждающих право на указанный налоговый вычет. Такими документами, в частности, могут быть:

- свидетельство о рождении ребенка;

- свидетельство о смерти родителя;

- выписка из решения суда о признании родителя безвестно отсутствующим.

Что касается предоставления удвоенного вычета одному из родителей по соглашению между родителями, то финансисты уточнили следующее: отказаться от получения данного налогового вычета налогоплательщик может, только если он имеет на него право. Если такое право, подтвержденное соответствующими документами, у налогоплательщика имеется, то по заявлению налогоплательщика удвоенный налоговый вычет может быть предоставлен второму родителю налоговым агентом либо налоговым органом при подаче им декларации по налогу на доходы физических лиц по окончании налогового периода[14].

В Письме Минфина России от 17.12.2008 N 03-04-06-01/374 чиновники рассмотрели вопрос о том, сохраняется ли право на получение налогового вычета в двойном размере у единственного родителя в случае вступления им в брак при отсутствии усыновления (удочерения) ребенка новым супругом? В ответе финансисты указали: с месяца, следующего за вступлением единственного родителя в брак, предоставление ему удвоенного налогового вычета прекращается независимо от того, усыновлен (удочерен) или нет ребенок супругом (супругой) родителя ребенка.

Когда целесообразно воспользоваться правом передать вычет второму родителю? Рассмотрим более подробно вновь установленную норму абз. 11 п. 2 ст. 1 Федерального закона N 121-ФЗ, в которой говорится, что налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета. Отказаться от получения данного налогового вычета налогоплательщик может, только если он имеет на него право[15].

Отказаться от вычета целесообразно в пользу того родителя, чья зарплата меньше. Рассмотрим данную ситуацию на примере.

 

Пример 1. Рассчитаем стандартный налоговый вычет на одного ребенка, который могут получить родители при условии, что ежемесячная зарплата одного из них - 15 000 руб., а другого - 35 000 руб.

Таблица 6                                                                               Расчеты стандартного налогового вычета на ребенка

  Ежемесячная зарплата, руб.   Число месяцев, в течение которых совокупный доход не превысит лимит, установленный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, но не более 12 месяцев   Величина вычета, если его будут получать оба родителя в течение налогового периода   Величина вычета в случае, если первый родитель будет получать удвоенный вычет    Величина вычета в случае, если второй родитель будет получать удвоенный вычет   
Родитель 1 15 000  12 (280 000 / 15 000)   12 000 руб. (1000 руб. x 12 мес.)  24 000 руб. (1000 руб. x 2 x 12 мес.) -     
Родитель 2 35 000  8 (280 000 / 35 000)   8000 руб. (1000 руб. x 8 мес.)   -      16 000 руб. (1000 руб. x 2 x 8 мес.)
      20 000 руб. 24 000 руб. 16 000 руб.

 

Из расчетов видно: если родитель, чей совокупный доход за год превышает 280 000 руб., откажется от стандартного вычета на ребенка, то у второго родителя с меньшими доходами будет значительная экономия на НДФЛ.

В случае, если совокупный доход за год ни у одного из родителей не превысит лимит в 280 000 руб., отказываться от своего налогового вычета никому из них нет смысла.

Вправе ли получить удвоенный налоговый вычет неработающий родитель? Может или нет неработающий родитель отказаться от своего вычета в пользу работающего? Обратимся к Письму Минфина России от 11.01.2009 N 03-04-08-01/1: отказаться от получения данного налогового вычета налогоплательщик может, только если он имеет на него право. Если один из родителей не работает, но имеет иные доходы, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13%, то он вправе получить данный налоговый вычет.

 

Пример 2. С 1 января 2009 года доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала года налоговым агентом, представляющим данный стандартный налоговый вычет, для применения вычета не должен превышать 280 000 рублей. Следовательно, данный вычет будут применять в течение всего календарного года и имеющие детей граждане, чей доход составляет до 23 333 рублей ежемесячно.

Посчитаем налоговую экономию от изменения вычетов на примере.

Пусть специалист получает доход до налогообложения в сумме 15 000 рублей в месяц и на иждивении у него находятся двое несовершеннолетних детей, специалист состоит в браке. Сравним его располагаемый доход после налогообложения НДФЛ в 2008 и в 2009 годах.

2008 год

Январь: НДФЛ = (15 000 – 400 (вычет на себя) – 600 х 2 (вычет на детей)) х 13% = 1742 рубля. Располагаемый доход: 15 000 – 1742 = 13258 рублей

Февраль: НДФЛ = (15 000 – 600 х 2 (вычет на детей, вычет на себя не применяется, так как доход нарастающим итогом достиг 20 000 рублей, а именно такой доход в 2008 году является порогом для применения вычета на самого налогоплательщика)) х 13% = 1794 рубля. Располагаемый доход: 15 000 – 1795 = 13206 рублей.

Март и далее до конца года: НДФЛ = 15 000 (без вычетов на детей, так как доход нарастающим итогом с начала года превысил 40 000 рублей) х 13% = 1950 рублей. Располагаемый доход: 15 000 – 1950 = 13050 рублей.

2009 год

Январь: НДФЛ = (15 000 – 400 (вычет на себя, его размер не изменился) – 1000 х 2 (новый вычет на двоих детей)) х 13% = 1638 рублей. Располагаемый доход: 15 000 – 1638 = 13362 рубля.

Февраль: аналогичный январю расчет и располагаемый доход, так как вычет на самого налогоплательщика продолжает применяться – пороговое значение для применения данного вычета увеличено с 20 000 до 40 000 рублей.

Март: НДФЛ = (15 000 – 1000 х 2 (вычет на детей, вычет на себя не применяется, так как доход нарастающим итогом превысил 40 000 рублей)) х 13% = 1690 рублей. Располагаемый доход: 15 000 – 1690 = 13310 рублей.

Это важно! В нашем примере размер располагаемого дохода в 13310 рублей останется неизменным ежемесячно до конца года, так как по состоянию на декабрь 2009 года доход налогоплательщика нарастающим итогом составит 180 000 рублей, что меньше порогового значения для применения вычета, установленного с 1 января 2009 года.

Итого в 2008 году при соблюдении условий примера специалист получит на руки: 13258 + 13206 + 13050 х 10 = 156 964 рубля. А в 2009 году: 13362 х 2 + 13310 х 10 = 159824 рубля. Общий выигрыш за счет изменения правил предоставления вычетов составит 2860 рублей, или 19% от размера одного месячного оклада.

Имущественные налоговые вычеты

Также нововведения коснулись размера имущественного налогового вычета, предоставляемого физическим лицам при новом строительстве либо приобретении жилья. Пунктом 11 ст. 2 Федерального закона N 224-ФЗ размер указанного имущественного налогового вычета увеличен с 1 до 2 млн. руб. (абз. 13 пп.2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Согласно п. 6 ст. 9 Федерального закона N 224-ФЗ действие этой нормы распространено на отношения, возникшие с 1 января 2008 г. Это означает, что при подаче в 2009 г. заявления на вычет за 2008 г. физлица могут указать новый, повышенный размер вычета.

Если в 2008 г. имущественный вычет предоставлялся физическому лицу работодателем в порядке п. 3 ст. 220 НК РФ, то с учетом изменившегося законодательства возникнет разница между суммой налогового вычета, предоставленной работодателем из расчета 1 млн. руб., и суммой вычета из расчета 2 млн. руб. Что делать с оставшейся суммой вычета? Разъяснения финансового ведомства по вопросу возврата излишне удержанного НДФЛ представлены в Письме от 02.04.2007 N 03-04-06-01/103: статьей 231 Кодекса установлено, что излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.

Таким образом, налоговый агент на основании письменного заявления налогоплательщика о предоставлении имущественного налогового вычета и Уведомления (приложение 3), выданного налоговым органом, предоставляет налогоплательщику имущественный налоговый вычет, начиная с доходов, полученных налогоплательщиком с 1 января года, в котором у налогоплательщика возникло право на указанный вычет.

Примечание. Если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы имущественного налогового вычета, указанной в Уведомлении, налогоплательщик имеет право на получение остатка имущественного налогового вычета за отчетный и последующие налоговые периоды на основании письменного заявления при подаче им налоговой декларации в налоговый орган либо у налогового агента на основании нового Уведомления за следующий налоговый период, полученного налогоплательщиком в налоговом органе, в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Социальные налоговые вычеты

Подпунктом 5 п. 1 ст. 219 НК РФ предусмотрено, что сумма уплаченных физическим лицом дополнительных страховых взносов в размере фактических расходов на накопительную часть трудовой пенсии включается в состав социального налогового вычета по НДФЛ. В связи с этим предельный размер социального налогового вычета увеличен со 100 000 до 120 000 руб. (п. 2 ст. 219 НК РФ). Для получения вычета физическому лицу потребуется представить либо документы, подтверждающие его фактические расходы на уплату дополнительных взносов, либо справку налогового агента об удержанных и перечисленных взносах. Форму этой справки должна утвердить ФНС.

 

2.3.2. Новое в налоговых льготах

В июле текущего года был принят очередной "ежегодный" пакет законов, вносящих изменения в налоговое законодательство. Наиболее многочисленные изменения коснулись главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.

 

Льготы для покупателей собственного жилья и земли

Изменения в главу 23 НК РФ, внесенные Федеральными законами от 19.07.2009 № 202-ФЗ и от 24.07.2009 № 213-ФЗ, коснулись формирования доходов в виде материальной выгоды, доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, предоставления социальных и имущественных вычетов.

Наиболее существенные изменения, внесенные Федеральным законом от 19.07.2009 № 202-ФЗ, затронули налогоплательщиков, приобретающих жилье. При этом новшества, вступление которых предусмотрено с 1 января 2010 года, касаются как порядка формирования дохода в виде материальной выгоды, так и предоставления имущественного вычета.

Напомним, что в соответствии со статьей 212 НК РФ к доходам, учитываемым при формировании налоговой базы по НДФЛ, относится материальная выгода, в том числе полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами. В отношении данного вида материальной выгоды подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ предусмотрен ряд исключений. Например, рассматриваемой статьей предусмотрено, что не образуются доходы, учитываемые при формировании налоговой базы по НДФЛ, в части материальной выгоды в отношении процентов по кредитным (заемным) средствам, предоставленным на новое строительство либо на приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Внесенными изменениям законодателями предусмотрено, что "исключения" распространяются также на проценты по кредитам, предоставленным для индивидуального строительства, а также земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доля (доли) в них. Данное изменение является важным, так как стоимость земельного участка в "престижных" районах зачастую превышает стоимость строений на нем.

Таким образом, с учетом внесенных изменений созданы более благоприятные условия для налогоплательщиков в части приобретения земельных участков под жилищное строительство, а также в отношении операций по рефинансированию (перекредитованию) займов. Следует учесть, что расходы на уплату процентов по кредитам на приобретение земельных участков и по операциям по рефинансированию (перекредитованию) при определении размера имущественного вычета подлежат учету сверх установленного ограничения в 2 000 000 руб.

 

Изменение перечня доходов, не подлежащих налогообложению

Статья 217 НК РФ является одной из наиболее важных в главе 23 НК РФ, так как именно в ней определены виды доходов, не подлежащих налогообложению. Рассматриваемыми изменениями внесены следующие новшества в статью 217 НК РФ.

1.  Федеральным законом от 28.04.2009 № 67-ФЗ включены в перечень доходов, не подлежащих налогообложению средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные учреждения, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (п. 42 статьи 217 НК РФ).

Действие данного закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Напомним, что размер компенсации определен пунктом 1 статьи 52.2 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" и составляет:

- на первого ребенка 20 % размера внесенной ими родительской платы за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении;

- на второго ребенка - 50 %;

- на третьего ребенка и последующих детей - 70 % размера указанной родительской платы.

Порядок выплаты компенсации определяется органами государственной власти субъектов РФ. Преимущественно компенсация перечисляется на счет одного из родителей, открытый в отделении Сбербанка РФ, на основании заявления о предоставлении компенсации.

2.  Федеральным законом от 03.06.2009 № 117-ФЗ рассматриваемый перечень дополнен за счет доходов, которые получены:

- в натуральной форме в качестве оплаты труда от организаций - сельхозпроизводителей при соблюдении ряда условий, в том числе по размеру получаемого работником дохода и объема реализации товаров (работ, услуг) организацией. Такое освобождение применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2009 г. по 1 января 2016 г.;

- в натуральной форме в виде обеспечения питанием сотрудников, привлекаемых к сезонным полевым работам (п. 44 ст. 217 НК РФ). Распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года;

- в денежной или натуральной форме в виде оплаты лицам, не достигшим 18 лет, проезда до места обучения и обратно в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Освобождение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года;

- в натуральной форме налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов, стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, в виде оказанных в их интересах услуг по обучению налогоплательщиков по основным и дополнительным общеобразовательным программам, содержанию налогоплательщиков в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо в иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус, в период указанного обучения, по профессиональной подготовке и переподготовке в указанных образовательных учреждениях, а также в виде оказанных в их интересах услуг по лечению и медицинскому обслуживанию и услуг санаторно-курортных организаций. Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с начала 2004 г.

3.  Изменения, внесенные в статью 217 НК РФ Федеральным законом от 19.07.2009 № 202-ФЗ, заинтересуют автолюбителей, т. к. от налогообложения освобождены доходы, получаемые физическими лицами от реализации легковых автомобилей, при условии, что до снятия с регистрационного учета легковые автомобили были в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы на указанных физических лиц в течение трех и более лет (п. 17.1 статьи 217 НК РФ).

Кроме того соответствующие изменения внесены в подпункт 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ, освобождающие налогоплательщиков от необходимости исчисления и уплаты НДФЛ в рассматриваемом случае. Таким образом, можно говорить, что продавцы легковых автомобилей будут освобождены от заявления имущественного вычета и предоставления налоговой декларации в связи с продажей имущества.

В случае, если продажа транспортного средства имела место до достижения трехлетнего периода, то такой автолюбитель вправе заявить имущественный вычет, в порядке, предусмотренном статьей 220 НК РФ. При этом начиная с 1 января 2010 года размер вычета, предоставляемого при отсутствии документов, подтверждающих понесенные расходы, будет увеличен с 125 000 до 250 000 руб.

Дополнительно рассматриваемым законом освобождены от налогообложения доходы, выплачиваемые бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи (п. 8 статьи 217 НК РФ).

4.  Изменения, внесенные Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ, направлены на обеспечение дополнительных гарантий наименее защищенным слоем населения. В частности, освобождены от налогообложения социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (п. 2 ст. 217 НК РФ).

Ранее данная норма предусматривала лишь освобождение от обложения в части НДФЛ пенсий по государственному пенсионному обеспечению, т. е. пенсий за выслугу лет, по старости, по инвалидности и социальных пенсий, а также трудовых пенсий, т. е. пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Начиная с нового года в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" введено новое понятие "социальные доплаты к пенсии" (статья 12.1).

Новая статья предусматривает, что общая сумма материального обеспечения пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Соответственно федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами ПФР в случае, если сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, но не более чем в целом по РФ.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ по месту его жительства или по месту пребывания. Т. е. региональная социальная доплата будет иметь место в тех регионах, в которых прожиточный минимум пенсионера в субъекте выше, чем прожиточный минимум пенсионера в целом по РФ.

Кроме того, Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ уточнен абзац седьмой пункта 8, предусматривающий освобождение от налогообложения выплаты работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, в размере не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка только в отношении сумм, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения ребенка).

2.3.3. Новое в налогообложении доходов

Доходы в виде материальной выгоды

Изменения коснулись расчета дохода физических лиц в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами. Теперь налоговый агент будет производить расчет исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а не 3/4 от этой ставки.

Согласно новой редакции пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ[16], если заем (кредит) выдан в рублях, налоговая база по материальной выгоде определяется как превышение суммы процентов, рассчитанной исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, применяющейся на дату фактического получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Применение в расчетах показателя 2/3 от ставки рефинансирования ведет к уменьшению налоговой базы и снижению суммы налога.

 

Пример 2. Физическое лицо получило заем в организации 01.03.2009 в сумме 100 000 руб. на 1 месяц под 3% годовых. Уплата займа и процентов произведена одновременно 01.04.2009.

Расчет материальной выгоды будет выглядеть следующим образом:

1. Ставка рефинансирования ЦБ РФ на дату получения дохода - день уплаты процентов - 13%, соответственно 2/3 - 8,67%.

2. Уплачено процентов согласно договору - 254,10 руб. (100 000 руб. x 3% / 365 дней x 31 день).

3. Исчислено процентов исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ - 736,36 руб. (100 000 руб. x 8,67% / 365 дней x 31 день).

4. Материальная выгода составит 482,26 руб. (736,36 - 254,10).

 

Доходы в виде процентов по рублевым вкладам в банках

 

Ранее размер дохода в виде процентов по рублевым вкладам в банках определялся как превышение суммы процентов, начисленной по условиям договора, над суммой процентов, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в течение периода, за который начислены проценты. С 2009 г. при данных расчетах ставка рефинансирования должна увеличиваться на пять процентных пунктов (ст. 214.2 НК РФ[17]). Следовательно, налоговая база в отношении данных доходов будет меньшей. Если же проценты выплачиваются в пределах сумм, которые рассчитаны исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на пять пунктов, НДФЛ не уплачивается вовсе. Также не облагается НДФЛ доход, если проценты превышают данную увеличенную ставку, но на момент заключения либо продления договора превышения не было, в течение периода начисления процентов их размер не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования, увеличенную на пять процентных пунктов, прошло не более трех лет (п. 27 ст. 217 НК РФ).

Термин "процентный пункт" действующим законодательством не установлен. Вместе с тем для аналитических целей процентный пункт представляет собой единицу, используемую для сравнения величин, выраженных в процентах. Так, например, в случае если в течение периода, за который начислены проценты по вкладу в банке, ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 13% годовых[18], сумма процентов, с которой необходимо сравнивать доход, полученный в виде процентов по вкладу, в целях определения налоговой базы по НДФЛ, должна рассчитываться исходя из 18% годовых.

 

Пример 3. Физическое лицо 02.02.2009 заключило договор банковского вклада на сумму 100 000 руб. сроком на 90 дней с выплатой процентов по окончании действия договора из расчета 12,5% годовых.

По окончании действия договора производится расчет налоговой базы исходя из разницы между выплаченной суммой процентов и условной суммой, рассчитанной исходя из ставки 13% (если ставка рефинансирования не изменится).

Расчет следует производить исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на пять процентных пунктов, - в рассматриваемом примере это 18% (13 + 5). Следовательно, налоговой базы в данном случае не возникнет.

Таким образом, проследив изменения по подоходному налогу за последнее время, можно сделать вывод о тенденции уменьшения шкалы обложения налогом, а также о расширении вычетов и налоговых льгот и увеличении их размеров.

 

 

Глава 3. Практика исчисления налоговой базы налога на доходы физических лиц в ЗАО «Гуровское» Муромцевского района Омской области.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: