Впроцессе педагогической практики студент должен посетить и проанализировать определенное количество занятий, проведенных преподавателями-практикантами и ведущими педагогами образовательного учреждения.
Данная деятельность призвана развить аналитические и исследовательские способности студентов в процессе освоения реального образовательного процесса через изучение особенностей методической, научной и воспитательной работы конкретного педагога, исследование деятельности реального образовательного учреждения.
Стадии анализа занятия.
Подготовка к посещению занятия - предполагает знакомство с учебной программой курса, местом темы конкретного занятия в данной образовательной программе. Формулировку вопросов к преподавателю. Составление схемы наблюдения занятия.
Посещение занятия - наблюдение учебного процесса, заполнение листа наблюдения. Формулирование конкретных вопросов к преподавателю. Практический анализ учебного процесса.
Анализ занятия - осуществляется в различных формах: краткий, структурный, аспектный, полный и включает:
|
|
- определение типа занятия по его структуре (изучение нового «
материала; закрепление и развитие знаний, умений, навыков; формирование
умений и навыков; повторение; проверки занятий; применение знаний, умений и навыков; комбинированное занятие);
- определение целесообразности распределения учебного времени на занятии с учетомего целей и задач;
- анализ целей занятия - обоснованность постановки учебных и воспитательных целей и общей структуры занятия, теоретических, методических материалов, используемых преподавателем для раскрытия конкретной темы;
- определение эффективности использования наглядных пособий, дидактических материалов, технических средств обучения;.
- анализ содержания теоретического материала учебных вопросов, его соответствие образовательной программе;
- определение общей мотивационной оценки занятия, оптимальности и эффективности действий преподавателя;
- изучение соответствия содержания занятия психолого-возрастным особенностям обучающихся;
- определение характера и успешности методических приемов, применяемых педагогом;
- оценку культуры общения преподавателя и студентов, уровня морально-психологического климата в коллективе (дисциплина, способы поддержания учебнойдисциплины);
- оценку работы и вовлеченности студенческого коллектива в учебный процесс, уровня заинтересованности, активности обучаемых на различных этапах занятия;
- выяснение способов и методов организации индивидуальной, групповой, самостоятельной работы обучаемых на занятии;
|
|
- изучение способа проверки знаний, умений и навыков учащихся (параметры критериев оценки знаний, мотивации обучения; применение поощрений и др.);
- определение характера заданий для самостоятельной работы обучаемых (творческое, тренировочное, закрепляющее, развивающее), его соответствие уровню подготовки учебной группы;
- формулирование выводов преподавателя-практиканта по общей оценке занятия, суммирование опыта, полученного обучающимися на данном занятии.
Методические рекомендации по оценке лекции
Преподавателя-практиканта
В период взаимного посещения занятий не рекомендуется:
• входить в аудиторию после начала занятий и вмешиваться в процесс проведения занятия;
• оценивать работу преподавателя в ходе занятия, делать ему замечания, давать рекомендации в присутствии обучающихся.
При оценке лекций рекомендуется обращать внимание на следующие вопросы:
- готовность аудитории к проведению лекционного занятия / (готовность ТСО, дидактических материалов);
- контроль наличия студентов;
- проведение короткого опроса для текущего контроля качества
усвоения обучающимися пройденного учебного материала;
- объявление темы, учебных целей, учебных вопросов и порядка их
рассмотрения;
- объявление перечня рекомендуемой литературы;
-показ значимости излагаемого учебного материала для будущей
практической деятельности выпускников и умение сформировать у них интересы теме лекций;
- информативность лекции, соответствия ее содержания учебной
программе, новейшим достижениям науки в рассматриваемой
области знаний;
- умение пользоваться научными теориями, проработками для
раскрытия и объяснения физической сущности рассматриваемых в
лекции вопросов, явлений и процессов;
- целостность и систематичность изложения материала;
- связь лекции с другими учебными дисциплинами;
- мировоззренческая, гуманитарная направленность лекции;
-привитие в ходе занятия любви к будущей профессии;
- воспитание общей культуры и культуры общения;
- уровень знания лектором излагаемого материала и свободное
владение им;
- ясность и простота изложения материала, доступность его
понимания и восприятия, четкость и грамотность речи
преподавателя;
- умение использовать ТСО для достижения дидактических целей;
- управление познавательной деятельностью обучающихся, контакт лектора с аудиторией;
- использование новых технологий обучения и рациональное сочетание их с традиционными формами обучения и рациональное сочетание их с традиционными формами обучения;
- обобщение содержания лекции, аннотирование повторение ее основных вопросов в конце занятия, умение сделать краткие и четкие выводы по изложенному материалу;
- ответы на вопросы обучающихся и выдача задания на самостоятельную подготовку.
Дополнительно, рекомендуется посмотреть на выбор несколько конспектов студентов для оценки качества их ведения и проверить правильность записей преподавателя-практиканта в соответствующих разделах журнала учета учебных занятий.