ПЛАН:
1. Психологические аспекты эффективной командной работы: численный аспект эффективности; временной аспект эффективности; организационный аспект.
2. Стадии развития команды. Стадия 1: формирование команды. Стадия 2: преодоление шторма. Стадия 3: возвращение к норме. Стадия 4: возвращение к нормальной деятельности.
3. Типичные ошибки руководителя, пытающегося создать команду.
4. Приемы в устранении ошибок.
КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1. Определение понятия конфликт.
2. Социальные противоречия и социальные конфликты.
3. Структура социального конфликта.
4. Классификация (типология) социальных конфликтов.
5. Источники, причины возникновения и цели социального конфликта.
6. Основные типы поведения людей в конфликтных ситуациях.
7. Структура человеческой психики: фрустрация, стрессы, конфликты, кризисы.
8. Причины и источники внутриличностных конфликтов и формы их проявления.
9. Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов.
10.Психологическая защита.
11.Развитие стрессоустойчивости.
ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ
ПЛАН:
1. Малая социальная группа как первичный элемент сплочения индивидов.
2. Мотивы и цели объединения людей.
3. Функции и роль малой социальной группы в человеческих взаимоотношениях.
4. Групповая динамика.
5. Взаимодействие и взаимозависимость.
6. Внутригрупповые структуры.
7. Ролевая структура группы.
8. Иерархия доминирования.
9. Проблемы лидерства в группе.
10.Субкультура группы.
11.Групповые нормы, ценности и способы поведения.
12.Причины возникновения групповых конфликтов и их классификация.
13.Основные способы разрешения групповых конфликтов.
14.Функции внутригруппового конфликта.
15.Последствия конфликта в группе.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
ПЛАН:
1. Диагностика конфликта.
2. Определение предмета, целей и границ конфликта.
3. Выявление позиций сторон и конфликтной установки.
4. Роль символов победы и поражения в разрешении конфликта.
5. Нахождение адекватных способов разрешения социальных конфликтов.
6. Способы разрешения конфликта.
7. Изменение конфликтной ситуации.
8. Замена одного объекта другим.
9. Изменение позиций сторон.
10.Локализация и фрагментация конфликта.
11.Посредничество, переговоры.
12.Урегулирование, компромисс, разрешение конфликта.
13.Силовые способы подавления (урегулирования) конфликта.
14.Управление социальным конфликтом.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов по данной дисциплине предусматривается учебными планами по специальностям и направлениям подготовки бакалавров. Выполняется в виде реферативных самостоятельных работ.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Письменные работы являются самостоятельным, выполненным под руководством преподавателя научным исследованием одного из актуальных вопросов в области учебно-исследовательской работы студентов.
К сдаче зачета и экзамена по дисциплине «Психология управления» студенты допускаются при условии успешной защиты всех письменных самостоятельных работ.
Задача студентов при выполнении письменных работ – самостоятельно расширить свои знания по предмету, подобрать и проанализировать литературу и источники по предложенным преподавателем темам. Каждая часть письменной практической работы включает три основные части:
- вводную,
- основную,
- заключительную.
Письменная самостоятельная работа должна быть оформлена соответствующим образом: должна быть представлена на бумажном носителе: формат А-4, выполненная на персональном компьютере; шрифт – 14; интервал – 1,5; Стиль – Times New Roman.
В письменной работе возможны приложения, в которых отражаются нормативные документы, исследовательский инструментарий (анкеты, бланки интервью), графический материал и т.д. Приложения необходимо подклеивать после каждой письменной работы.
Письменная работа не допускается к защите, если:
- она небрежно, неаккуратно, либо выполнена не по вышеуказанным требованиям;
- не носит самостоятельного характера, либо переписана из различных источников;
- основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно;
- существует несоответствие списка источников содержанию и тексту работы.
ТЕМАТИКА, ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН И РЕКОМЕНДУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(РЕФЕРАТОВ)
ТЕМА 1.
ЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
ПЛАН:
1. Эффективность управления: психологические критерии.
2. Личность руководителя и эффективность управления:
а) социально-биографические характеристики;
б) управленческие способности;
в) личностные особенности.
3. Менеджерские характеристики (качества) и личность руководителя.
ТЕМА 2.
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ И СТИЛЬ РУКОВОДСТВА:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПЛАН:
1. Тридиционные подходы к стилям управления.
а) Теория стилей управления;
в) Сравнительная характеристика основных стилей управления по К. Левину.
2. «Управленческая матрица» Р. Блейка и Д. Мутон.
3. Современные подходы к проблеме стилей и типов управления.
а) Теория «рационального управления»;
б) Теория «соучаствующего управления»;
в) Теория «соучаствующего управления»;
г) Теория «ситуационного лидерства».
4. Стили управления группой (краткая характеристика).
ТЕМА 3.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ:
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПЛАН:
1. Понятие о психологическом климате в коллективе.
2. Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе.
3. Роль руководителя в обеспечении благоприятного психологического климата в коллективе.
ТЕМА 4.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТЬЮ: