Планирование – это одна из важнейших функций и составных частей управления производством, предприятием. Оно представляет собой процесс разработки, построения плана, способа будущих действий, определения направления развития объекта хозяйствования. В ходе составления плана отрабатывается содержание и последовательность шагов, ведущих к намеченной цели, устанавливаются намечаемые конечные результаты.
Элементами планирования являются прогнозирование, постановка задач, корректировка планов.
План отличается от прогноза тем, что он не предположение, а четкое задание. Хозяйственные планы содержат набор показателей, которые должны быть достигнуты в результате осуществления этих планов. В рыночной экономике каждый хозяйствующий субъект сам вырабатывает свой план действий, т.е. имеет место самопланирование.
Студентам следует усвоить последовательность этапов процесса планирования, значение каждого из них.
План развития предприятия включает примерный перечень разделов: план производства продукции; план развития науки и техники; план повышения экономической эффективности производства; план капитальных вложений и капитального строительства; план материально-технического обеспечения; план по труду и кадрам; план по издержкам производства и реализации продукции; финансовый план; план социального развития коллектива; план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. После разработки разделов производится их взаимная корректировка и увязка.
|
|
Планы теснейшим образом связаны со временем, поскольку они разрабатываются на определенный период. Результирующие показатели планов фиксируются на момент времени, соответствующий окончанию планового периода. С этой точки зрения различают краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование. Их различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования не изменяется. Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности показателей плана и сужается количество показателей.
Планирование предпринимательской деятельности основано на бизнес-плане, который рассматривается как форма внутрифирменного планирования. Бизнес-план-это документ, содержащий обоснование основных шагов, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания новой фирмы. Он помогает предпринимателям решить задачи: изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта; оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта нужной продукции, соизмерить их с возможными ценами продаж и определить потенциальную прибыльность задуманного дела; обнаружить возможные "подводные камни", подстерегающие новое дело в первые годы его реализации; определить показатели, по которым можно будет регулярно определить состояние своих дел.
|
|
Поскольку бизнес-планы разрабатываются применительно к отдельным крупным операциям или распространяются на всю хозяйственную, предпринимательскую деятельность предприятия, они отличаются по структуре и содержанию, степени детализации. В бизнес-плане могут отражаться характеристика продукции и услуг; оценка сбыта, анализ конкуренции на рынке; стратегия маркетинга, план производства; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план (бюджет); стратегия финансирования инвестиций, сводка контрольных показателей.
Бизнес - план составляется на 3-5 лет (для первого года основные показатели в помесячной разбивке, для второго - в поквартальной, а далее - в годовой).
[1, с. 138-148; 6, с. 586-587,652-655; 7, с. 314-340; 8, с. 422-434; 13, с. 264-276; 15, с. 535-545; 16, с. 308-343].
Практическое занятие
Вопросы для самоконтроля
1. Цель внутрифирменного планирования.
2. Понятие планирования.
3. Назовите виды планирования в зависимости от временного горизонта.
4. Укажите примерный перечень разделов бизнес-плана.
5. Назовите этапы планирования.