Интонации вопросов- ответов
1. – Три тропки?
2. – Три тропки.
3. – Три трубки?
4. – Три трубки.
5. – Три тропки, три трубки?
6. – Три тропки, три трубки!
1. – Пришел Прокоп?
2. – Пришел Прокоп.
3. – Кипел укроп?
4. – Кипел укроп.
1. – Ушел Прокоп – кипел укроп?
2. – Ушел Прокоп – кипел укроп.
3. – Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп?
4. – Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Упражнение 2
Прочитайте предлагаемые скороговорки как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает («подыгрывает») ему, соответственно утверждает, снимает все опасения собеседника, соглашается, сомневается.
В качестве помощников в диалоге могут выступить ваши друзья или кто-то из взрослых.
Выполняя это упражнение, вы не только еще раз отработаете наиболее трудные буквенные сочетания (добьетесь большей дикционной чистоты), но и научитесь правильно (логически и интонационно) реагировать на то, что говорит ваш собеседник.
1. Реплика - вопрос-сомнение | Ответная реплика – утверждение |
Яблоко от яблони недалеко падает? | Например: «Яблоко от яблони недалеко падает!» -утверждаете вы наиболее важную информацию, снимаете все сомнения. |
Шила в мешке не утаишь? | Шила в мешке не утаишь! |
До поры остры топоры?! | Топоры остры до поры! |
Топоры остры до поры!? | До поры остры топоры! |
Около кола – колокола?! | Около кола – колокола! Около кола – колокола! |
2. Реплика – вопрос - удивление | Ответная реплика – утверждение и восхищение |
От топота копыт пыль по полю летит? | От топота копыт пыль по полю летит! |
В печурке три чурки, три гуся, три утки? | В печурке три чурки, три гуся, три утки? |
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом? | Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом! |
3. Реплика – утверждение – восхищение | Ответная реплика – сомнение (недоверие) |
На дворе – трава, на траве – дрова. Дрова вдоль двора! Дрова вширь двора! | На дворе – трава, на траве – дрова. Дрова вдоль двора? Дрова вширь двора? |
Стоит поп на копне, колпак на попе! Копна – под попом! Сам под колпаком! | Стоит поп на копне? Колпак на попе? Копна – под попом? Сам - под колпаком? |
Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка! | Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка? |
Если вам понравилась эта смысловая и интонационная «перебранка» с помощью скороговорок, то выберите из предыдущего списка возможные скороговорки-реплики и разыграйте все варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря или восхищаясь.
Упражнение 3
Прочитайте предлагаемый текст из скороговорок как информационное сообщение. Помните, что от вас требуется: сначала разбить текст на абзацы (небольшие смысловые части) и поставить знаки паузы (//) на границах частей. В ходе чтения помните, что информационный текст читается как телевизионная сводка новостей, главная задача говорящего – передать основные факты и события четко, покойно, выверено. Полезно, чтобы вы наблюдали за собой в зеркало (как диктор перед телекамерой). Текст можно читать с листа, но обязательно поднимая глаза, наблюдая как бы за реакцией собеседника.
Текст 1
Из-под Костромы, из-под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава.. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и неперевыскороговорил. Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить – дело упустить.
Текст 2
Я ему по секрету, а он всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что на улице деготник, мне не до деготника. Так вот скажем друг дружке, а дружка подружке, а подружка борову, а боров всему городу – язык от лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь с молоду: один раз соврешь – в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик, так плут, а плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор. Говорят, не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на дело гож!
Текст 3
Из-под Костромы, из-под Костромищи шли с коробами четыре мужчины, говорили про покупки, про крупу да про подкрупки; говорили, что купили полчетверти четверика чечевицы без червоточины. А все потому, что куда ветерок – туда и умок! Хиханьки да хаханьки – доходишки маханьки, лежа пищи не добудещь. Вот у молодца только и золотца, что пуговка оловца. Хорошо, что купили полчетверти чечевицы без червоточины. Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.
Текст 4
Береги честь с молоду. Язык без костей, от лжи не краснеет, и без того красный. У лихой Натальи все люди канальи, а еще говорит: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ». Болтали, болтали – на чужой роток не накинешь платок, говорить языком, что решетом, так и сеет, а всякая сорока от своего языка погибает – знай больше, а говори меньше.
Упражнение 4
Прочитайте предлагаемые тексты из скороговорок, представив, что рассказываете историю, похожую на сказку. Помните, что от вас в этом случае ждут сказовой интонации: неторопливости, некоторой загадочности тона или игривости (в зависимости от разворачивающихся событий сказочного теста) и, конечно, мудрого наставления – «намека добрым молодцам» в конце повествования. Очень важно, чтобы у вас были слушатели, которые потом смогли бы оценить, насколько удачен ваш сказочный рассказ: сумели ли вы передать сказовую интонацию, не было ли речевых погрешностей, пользовались ли вы жестами, мимикой, как умелый сказитель.
Текст 1
Тронулась от околицы тройка с колокольцами. У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки. У Феофана Митрофаныча. Хвастал храбрый краб три дня: «Краба нет храбрей меня!». Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича; говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича. Шли три Назара, встали у базара да заговорили про Прокопа, про Прокопчиху и про маленьких Прокопиных Прокопенят.
Тень-тень потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала-выбалтывала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, а в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!
Текст 2
Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежала немножко, распахнула окошко. Здравствуй, солнышко-колоколнышко!
Расскажу я вам сказку старинную, не шибко короткую, да не шибко длинную, а такую как раз, как от меня до вас. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказку говорят.
Сказка – быль ли, не быль, да и не вранье. Верьте ей, а слушайте до конца. Конец – всему делу венец. Сказок у нас, что птиц в стае, да ни одна из них не пустая.
Текст 3
В четверть четвертого числа в четыре четверти часа от топота копыт пыль по полю летит: то послали Сеню с донесеньем. Голова у Сени с лукошко, а мозгу ни крошки. Дескать доскакал. Да все не так рассказал: рассказал, что не 33 корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали; что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами.
Прокоп-то держал, а Сеня все болтал да болтал, да и вздремнул, всхрапнул. По виду орел, по уму тетерев.
Текст 4
Тень-тень потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу. Наш Филат не бывает виноват, а нашего Филата Маланья виновата, у самого лоб, что лопата, да ума небогато. Пойдет – не дойдет, сядет да вздремнет, а вздремнет не вздремнет, так хоть всхрапнет да присвиснет, присвиснет да проснется, проснется да вновь свернется: мол, я не я, да и лошадь не моя. Так и живет, себе негож, да и людям не пригож. Кто намек поймет, тот с добычей уйдет, сказку нашу услыша.
Настало время переменки. Во время ее вы можете проверить кто из ваших друзей обладает «чистой» речью: дикционно правильной, интонационно гибкой и выразительной.
Задание 1. Конкурс на лучшего «чистоговорщика». Нужно произнести по память наибольшее количество скороговорок, не допустив при этом ошибок.
Задание 2. Конкурс на самого «быстрого скороговорщика». Выберите 5-6 скороговорок (лучше короткие: Ткет ткач ткани на платки Тане) и повторите из несколько раз подряд, все убыстряя и убыстряя темп (при этом не забывайте о ясности и четкости произношения звуков).
Задание 3. Конкурс на лучшего «певца скороговорок». Выберите 3-4 скороговорки и исполните их на мотив частушки, а потом – колыбельной песни или веселого марша. Вы, конечно, понимаете, что оценивать конкурсные задания должно жюри, среди членов его могут быть ваши друзья, родители, учителя. Пристрастное и заинтересованное в ваших успехах жюри, безусловно, оценит вас по достоинству.
Задание 4. Конкурс на лучшего «знатока скороговорок». Включите в предлагаемый текст известные вам скороговорки. Победит тот, кто чисто и грамотно произнесет наибольшее чисто скороговорок.
Начало текста: Речь умом не красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой (далее произнесите 5-6 скороговорок на выбор, по памяти).
Конец текста: Нужно все скороговорки переговорить, переговыворить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.