Факт уценки свидетельствует о недостатках в коммерческой работе, допущенных просчетах при разработке заказов на поставку товаров. Однако конъюнктура торговли складывается подчас под влиянием ряда факторов, которые невозможно учесть (погодные условия: теплая зима, холодное лето, неурожаи и т. д.), а также в магазинах постепенно накапливается такой товар, возможность реализации которого утрачена. В этой ситуации экономически целесообразно своевременно уценить сезонный или залежалый товар. Расчет экономической эффективности при этом следующий:
, (3.5)
где - экономический эффект от своевременной уценки товаров;
- средний процент уценки по данному товару за предшествующие
годы, обеспечивающий реализацию;
- процент уценки данного товара фактический;
- сумма товаров, своевременно уцененных и проданных.
Пример. В результате проведенного службой маркетинга выборочного обследования товарных запасов ряда магазинов выделены товары на сумму 10 млн. руб., реализация которых затруднена. Подготовлены необходимые материалы для уценки, фактический процент которой установлен 30%. Средний процент уценки за прошлые годы по товарам этой же группы составил 50%. Экономический эффект в связи с этим будет равен:
Оценивая деятельность по изучению спроса, необходимо выделять как экономическую, так и социальную эффективность, которая проявляется в удовлетворении социальных потребностей, в частности, в сокращении издержек потребления населения. Ввиду неразработанности вопроса и сложности учета социальной эффективности на данном этапе, косвенными ее показателями считаются:
- динамика товарооборота на душу населения в целом и по товарным группам;
- сопоставление во времени процента охвата товарооборотом покупательских фондов обслуживаемого населения;
- уменьшение количества жалоб в части удовлетворения покупательского спроса (присланных в аппарат управления районных кооперативных организаций и потребительских обществ, а также отмеченных в книгах жалоб и предложений магазинов);
- увеличение количества выполненных заказов покупателей на приобретение необходимого товара, их суммовое выражение, изменение во времени;
- данные о неудовлетворенном спросе населения (обобщенные сведения об учете неудовлетворенного спроса в магазинах, процент неудовлетворенного спроса в организации).