Экономическая эффективность своевременной уценки товаров

         Факт уценки свидетельствует о недостатках в коммерческой работе, допущенных просчетах при разработке заказов на поставку товаров. Однако конъюнктура торговли складывается подчас под влиянием ряда факторов, которые невозможно учесть (погодные условия: теплая зима, холодное лето, неурожаи и т. д.), а также в магазинах постепенно накапливается такой товар, возможность реализации которого утрачена. В этой ситуации экономически целесообразно своевременно уценить сезонный или залежалый товар. Расчет экономической эффективности при этом следующий:

 

,                                         (3.5)

где  - экономический эффект от своевременной уценки товаров;

 - средний процент уценки по данному товару за предшествующие 

               годы, обеспечивающий реализацию;

             - процент уценки данного товара фактический;

    - сумма товаров, своевременно уцененных и проданных.

Пример. В результате проведенного службой маркетинга выборочного обследования товарных запасов ряда магазинов выделены товары на сумму 10 млн. руб., реализация которых затруднена. Подготовлены необходимые материалы для уценки, фактический процент которой установлен 30%. Средний процент уценки за прошлые годы по товарам этой же группы составил 50%. Экономический эффект в связи с этим будет равен:

 

Оценивая деятельность по изучению спроса, необходимо выделять как экономическую, так и социальную эффективность, которая проявляется в удовлетворении социальных потребностей, в частности, в сокращении издержек потребления населения. Ввиду неразработанности вопроса и сложности учета социальной эффективности на данном этапе, косвенными ее показателями считаются:

- динамика товарооборота на душу населения в целом и по товарным группам;

- сопоставление во времени процента охвата товарооборотом покупательских фондов обслуживаемого населения;

- уменьшение количества жалоб в части удовлетворения покупательского спроса (присланных в аппарат управления районных кооперативных организаций и потребительских обществ, а также отмеченных в книгах жалоб и предложений магазинов);

- увеличение количества выполненных заказов покупателей на приобретение необходимого товара, их суммовое выражение, изменение во времени;

- данные о неудовлетворенном спросе населения (обобщенные сведения об учете неудовлетворенного спроса в магазинах, процент неудовлетворенного спроса в организации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: