Компьютер в обучении произносительным навыкам

Этот аспект работы является важным в овладении устным общением и его предусматривают многие программы. Работа над фонетическими навыками предполагает работу учащегося с микрофоном, в который он произносит слова, фразы и т.д. Компьютер записывает произношение учащегося, фиксирует его визуально диаграммой и накладывает ее на эталон носителя языка, также выраженный диаграммой. Таким образом наглядно демонстрируется диапазон расхождений. При сравнении диаграмм, во-первых, видны все неточности, во-вторых, можно наглядно видеть «места» несовпадений. Как правило, действиям ученика предшествует произнесение материала диктором — носителем языка. Видя и осознавая несоответствия, учащийся стремиться максимально приблизиться к образцу.

Рисунок 3.2 – Отработка произношения

Такой вид работы, следует отметить, требует много времени и его лучше переносить на внеаудиторные часы. С другой стороны, иногда несколько лишних минут потраченного на уроке времени, когда учитель может помочь учащемуся некоторыми артикуляционными подсказками, особенно необходимыми детям на начальном этапе обучения. Они оправдывают себя и «окупаются» в дальнейшем, предотвращая необходимость многочисленных корректировок.

Наиболее эффективной для формирования произносительных навыков в школе является обучающая программа «Профессор Хиггинс». Она полезна как на начальном этапе обучения английскому языку, так и на последующих этапах. Можно использовать эту программу на уроках во время фонетической зарядки, разучивая пословицы, поговорки, рифмовки, и т.д., которые в ней представлены в озвученном варианте носителем языка. Например:

Peter Piper picked a peck of pickled pepper,

A peck of pickled pepper Peter Piper picked.

If Peter Piper picked a peck of pickled pepper,

Where's the peck of pickled pepper Peter Piper picked?

Swan swim over the sea/ Swim, swan, swim.

Swan swam back again. /Well swum, swan.

Обучение говорению

Как уже отмечалось, компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для создания речевых ситуаций на уроке. Для их использования на уроке может быть выбрана любая программа, поскольку все они содержат материал для развития умений устного общения. Выбор программы или ее разделов будет определяться изучаемой тематикой и содержанием языкового материала, подлежащего усвоению. В вопросе языкового материала, видимо, правомерно говорить о его максимальном приближении к школьной программе на том или ином этапе обучения.

Рассмотрим в качестве примера работу по формированию умений диалогической речи, которая предлагается в компьютерной программе «Triple play plus in English». Она содержит 12 диалогов, из которых мы выбираем один. Например «В кафе». Работа состоит из нескольких этапов.

I   этап —- знакомство с диалогом.

Рисунок 3.3 – Знакомство с диалогом

На экране появляются несколько картинок — сцен данного диалога.

Звучит текст.

— Good morning! — Good morning!

— What would you like? — I'd like some coffee, please.

— Do you want milk in your coffee? — Yes, please.

— Hey, this coffee is too cold.

— I'm sorry. Here is some hot coffee.

— Thank you.

— How is it now? — It's just right.

— Would you like some more coffee? — No, thanks.

— How much is it? — Ninety — five cents, please.

— Thank you. Have a nice day. — Good bye.

II  этап — разучивание диалога.

В зависимости от наличия компьютеров в классе учащиеся работают сначала индивидуально, а затем парами, или сразу парами. Они повторяют за диктором фразы. Здесь же может быть использован режим работы с микрофоном и запись речи учащихся. Младшим школьникам может быть предложено также выполнять упражнения на составление предложений из групп слов, например: like, what, you, would, etc. Ученик наводит стрелку на слово, щёлкает мышкой и составляет предложение What would you like? и т.д. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, учащиеся в игровой форме одновременно осваивают слова, их правописание, построение фраз и разучивают диалог.

III этап — инсценирование диалога.

Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно.

По данной схеме разучиваются все 12 диалогов, после чего осуществляется их контроль. Для этого подключается работа с карточками, на которые занесены диалогические ситуации. Учащиеся выбирают карточку и составляют свой ситуативный диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию.

Для обучения диалогической речи может быть также использована программа «English Gold», которая содержит 144 микродиалога, одновременно отрабатывающих грамматические явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: