На борту судна АИС используется судоводительским составом в следующих направлениях:
- как навигационное оборудование, дополняющее судовую PJIC и обеспечивающее получение информации о местоположении, курсе и скорости других судов в целях предупреждения столкновений;
- как средство получения дополнительной информации о других судах (название или позывной, тип судна, его навигационный статус, порт назначения, маршрут движения), позволяющей правильно оценить обстановку и принять решение по управлению судном;
- как средство обмена с другими судами и береговыми службами сообщениями, связанными с безопасностью мореплавания;
- как средство автоматической передачи информации в береговые службы,
- включая СУДС и обязательные системы судовых сообщений, позволяющее исключить радиотелефонный обмен или снизить его объем;
- как средство получения от береговых служб местной навигационной информации (судоходная обстановка, метеорологическая и гидрологическая информация).
В системах управления движением судов (СУДС), системах судовых сообщений и других береговых службах контроля и регулирования судоходства АИС используется в следующих направлениях:
- как оборудование, дополняющее береговые PJIC, традиционные средства связи и обеспечивающее получение информации о местоположении и движении судов в целях контроля, организации и регулирования судоходства;
- как средство автоматической идентификации и получения информации судах в контролируемых районах (название или позывной, тип судна, его навигационный статус, наличие опасного груза, порт назначения, маршрут движения и др);
- как средство автоматизированной передачи судам местной навигационной информации и предупреждений (судоходная обстановка; состояние СНО, обнаруженные опасности, метеорологическая и гидрологическая информация).
- как дополнительное (резервное) средство передачи на суда дифференциальных поправок для глобальных навигационных спутниковых систем;
- как дополнительный источник информации при организации и планировании портовых операций (портовый флот и местное пассажирское сообщение, расстановка судов на рейдах и у причалов и др.);
- как средство дистанционного автоматического контроля за положением и техническим состоянием плавучих и стационарных СНО.
Использование АИС в деятельности служб поиска и спасения позволяет повысить эффективность поисково-спасательных операций посредством следующих мер:
- автоматизация контроля местоположения судов в районах ответственности МСКЦ;
- автоматизация контроля местоположения спасательных судов и летательных аппаратов, участвующих в операциях поиска и спасения; •автоматизация обмена информацией между МСКЦ и участниками операций поиска и спасения.
В деятельности лоцманских служб АИС может использоваться в следующих направлениях:
- применение портативной аппаратуры АИС, доставляемой лоцманами на борт судна;
- автоматический контроль за местоположением и движением лоцманских судов, включая нахождение у причала, а также у борта судна при высадке и приеме лоцмана;
- автоматизированный обмен информацией с судами относительно порядка лоцманской проводки, времени и места приема лоцмана.
При использовании АИС в плавучих и стационарных средствах навигационного оборудования (СНО) достигаются следующие преимущества:
- обнаружение и навигационное использование СНО на расстояниях, значительно превышающих возможности визуального и радиолокационного обнаружения;
- автоматическая передача метеорологической и гидрологической информации от датчиков, установленных на СНО;
- возможность автоматического дистанционного контроля за местоположением и состоянием СНО со стороны береговых служб;
- возможность применения «виртуальных» СНО (дополнительных или временных) там, где физическая установка СНО затруднена.