3.1. Изучение паспортных характеристик стрелочных электроизмерительных приборов. Для этого внимательно рассмотреть лицевые панели стрелочных приборов. Для этого внимательно лицевые панели стрелочных амперметров и заполнить табл. 4.
Таблица 4
Характеристики электроизмерительного прибора | ||
Наименование прибора | ||
Система измерительного механизма | ||
Предел измерения | ||
Число делений шкалы | ||
Цена деления | ||
Минимальное значение измеряемой величины | ||
Класс точности | ||
Допустимая максимальная абсолютная погрешность | ||
Род тока | ||
Нормальное положение шкалы | ||
Прочие характеристики |
3.2. Построить график зависимости относительной погрешности измерения от измеряемой величины γИЗМ=f (АИЗМ) для прибора, указанного преподавателем. Сделать вывод о величине относительной погрешности измерения в начальной и конечной части шкалы, о характере изменения погрешности вдоль шкалы прибора.
3.3. Ознакомиться с лицевой панелью мультиметра и зарисовать ее.
3.4. Подготовить мультиметр для измерения постоянного напряжения. Включить электропитание стенда (автоматический выключатель QF модуля питания) и источник постоянного напряжения. Измерить, значения выходных напряжений модуля питания на клеммах «+5 В», «+15 В» и «-15 В» относительно обшей клеммы. Результаты измерений занести в табл. 5. Выключить источник постоянного напряжения.
Таблица 5
Клеммы | +5 В | +15 В | -15 В | А | В | С | А - В | В - С | С - А |
Измерено |
3.5. Подготовить мультиметр для измерения переменного напряжения Включить трехфазный источник питания (SA1 - SA2) и мультиметром измерить значения выходных напряжений на клеммах «А», «В», «С», «А -В», «В - С». «С - А». Результаты измерений занести в табл. 1.1.5. Выключить источник трехфазного напряжения.
3.6. Подготовить мультиметр для измерения сопротивлений резисторов Измерить значения сопротивлений резисторов, указанных преподавателем. Результаты занести в табл. 6.
Таблица 6
Резистор | R1 | R2 | R3 | R4 |
Номинальное значение сопротивления, Ом | ||||
Измерено, Ом |
3.7. Ознакомиться с применением модуля «Ввод - Вывод». Для этого собрать схему по рис. 1. Для измерения тока использовать вход 5 модуля ввода -вывода (гнезда Х25, Х26). Для измерения напряжения использовать вход 1 модуля ввода - вывода на пределе 30 В (гнезда Х9 и X10). Представить схему для проверки преподавателю.
Загрузить программу автоматического управления Delta Profi.
В левом верхнем углу в окне программы выбрать меню «Работы». Одинарный щелчок левой кнопкой мыши приводит к появлению контекстного меню, в котором надо выбрить раздел «Электрические цепи (мини)».
Рис. 1.
В появившемся списке работ выбрать «Работа 1 – 1». Электроизмерительные приборы и измерения». На экране ПК отображается электрическая схема и набор
виртуальных измерительных приборов, необходимых в данном эксперименте.
Запустить программу в работу, нажатием кнопки «Пуск» ► или командой главного меню «Управление - Пуск» или горячей клавишей F5.
На стенде включить трехфазный источник питания (SAI - SA2). Измерить ток в цепи, величину напряжения U на резисторе.
Остановить программу нажатием кнопки «Стоп» ▀ или командой главного меню «Управление - Стоп» или горячей клавишей F6. Выбрать, закладку «Осциллограммы» и зарисовать осциллограммы напряжения и тока. Остановить программу, нажатием кнопки «Стоп» ▀ или командой главного меню «Управление - Стоп» или горячей клавишей F6.
В конце лабораторной работы выключить трехфазный источник питания (SA1 + SA2) и стенд (автоматический QF модуля питаний).
Содержание отчета
Отчет по работе должен содержать:
а) наименование работы и цель работы;
б) технические данные измерительных приборов;
в) график зависимости относительной погрешности измерений γИЗМ = f (АИЗМ);
г) результаты измерений;
д) выводы по работе.
Контрольные вопросы
1. Каков принцип действия приборов магнитоэлектрической и электромагнитной систем?
2. Что такое предел измерения?
3. Как определяется цена деления прибора?
4. Что такое абсолютная и относительная погрешности измерения?
5. Что характеризует класс точности прибора?
6. В какой части шкалы прибора измерение точнее и почему.
7. Каковы основные достоинства цифровых измерительных приборов?