Одной из основных характеристик АД является механическая характеристика n 2 = f (М) - зависимость частоты вращения n 2 от момента М на валу двигателя (рис. 6.4). Естественная механическая характеристика 1 (см. рис. 6.4 и рис. 6.5) асинхронного двигателя на рабочем участке до критического скольжения S кр описывается уравнением
При увеличении нагрузки на валу скольжение S увеличивается, а частота вращения ротора снижается на 5…10%, т. е. механическая характеристика n = ¦ (M) АД является жёсткой (см. рис. 6.4).
Изменение направления вращения ротора АД - реверсирование - осуществляется переключением любых двух проводов трехфазной системы, питающей двигатель.
Вращающий момент АД пропорционален квадрату фазного напряжения U 1 ф сети и зависит от скольжения S, т. е.
(6.4)
где m 1 - число фаз статора; Х к = X 1 + ; R 1, X 1 и , -активное, индуктивное сопротивления обмотки статора и приведенные сопротивления обмотки ротора.
При увеличении момента сопротивления М с на валу увеличивается скольжение, что приводит к возрастанию вращающего момента. Скольжение, при котором момент достигает максимального значения М max, называется критическим и находится по выражению
Sкр » / Хк.
Критическое скольжение S кр и пусковой момент М п зависят от сопротивления цепи ротора (см. кривые 2 … 4 на рис. 6.5, а), причем пусковой момент М п растёт с увеличением сопротивления ротора , достигая М max при + » Хк, где - приведенное сопротивление пускового реостата. Этот реостат используется в АД с фазным ротором для снижения пускового тока, увеличения пускового момента (см. кривую 4 на рис. 6.5, б), обеспечения плавности пуска и регулирования частоты вращения ротора (см. реостатные механические характеристики 2 … 4 на рис. 6.5, б).